МААМ-картинки

Актуальность дополнительного образования в ДОУ на современном этапе развития образования

Светлана Жибарева
Актуальность дополнительного образования в ДОУ на современном этапе развития образования
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность дополнительного образования в МБДОУ детский сад №1 «Сказка» на современном этапе развития образования.

Дополнительное образование детей — это единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности. Дополнительное образование не регламентируется ФГОС ДО, а определяется социальным заказом детей, родителей, других социальных институтов. Целевые ориентиры в области современной педагогики дополнительного образования определяются процессами модернизации, суть которых изложена в стратегических федеральных документах. Одним из них для системы дополнительного образования является подпрограмма «Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей» проекта государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020 годы». В этом документе определены приоритетные задачи развития сферы дополнительного образования детей, которыми названы повышение доступности услуг и обеспечение их соответствия изменяющимся потребностям населения.

Публикация «Актуальность дополнительного образования в ДОУ на современном этапе развития образования» размещена в разделах

Дополнительное образование в ДОУ – одна из приоритетных сфер системы нового поколения, реализация которой позволяет быстро улучшить общие результаты освоения дошкольниками программного минимума, а также решить ряд приоритетных задач: внедрить позитивные изменения, основанные на создании возможностей для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей подрастающего поколения, создать необходимые условия для развития индивидуальных талантов и способностей малышей.

Цель дополнительного образования - внедрение новых вариативных форм дошкольного образования с целью повышения качества образовательного процесса и удовлетворения запроса общества.

На занятиях по дополнительному образованию идет углубление, расширение и практическое применение приобретенных знаний в основной образовательной деятельности. Дополнительное образование даёт возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.

При организации деятельности дополнительного образования детей детский сад учитывает:

• интересы детей и добровольность выбора ими кружка, секций, студий;

• необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;

• понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе;

• необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;

• нормы нагрузки на ребенка.

Дополнительное образования осуществляется во внеурочной деятельности в течение всего учебного года педагогическими работниками и специалистами.

Дети занимаются 2 или 1 раз в неделю во вторую половину дня.

Формой дополнительного образования в ДОУ является кружок.

Кружок-это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы под руководством взрослого (педагога).

Кружки в детском саду выполняют несколько функций:

-образовательную - каждый воспитанник ОУ имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений, навыков в интересующем его виде деятельности;

-социально – адаптивную - занятия в кружках позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха».

-коррекционно – развивающую воспитательно-образовательный процесс, реализуемый на занятиях кружка, позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка;

-воспитательную - содержание и методика работы в кружках оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.

Деятельность любого кружка регулируется нормативно-правовыми документами:

• Уставом ДОУ;

• Образовательной программой ДОУ;

• Положением о кружке;

• Программой кружка (цель и задачи, предполагаемый конечный результат);

• Планом работы кружка на год;

• Списком детей;

• Расписанием деятельности;

• Материалами контроля качества (результативностью) работы кружка (диагностические карты).

Дополнительное образование детей дошкольного возраста является актуальным направлением развития нашего дошкольного учреждения. Накоплен определенный положительный опыт его организации, ведется системный мониторинг.

В 2018-2019 уч. году в нашем д. с. была организована работы 4 кружков различной направленности:

1. Кружок социально-педагогической направленности «Школа дорожных знаков»

2. И кружок «Мы юные пожарные»

3. Художественно-эстетической направленности «Веселый балаганчик»

4. Социально-педагогической направленности «Школа будущего первоклассника»

Расскажу поподробнее о работе каждого кружка.

В рамках кружка «Школы дорожных знаков» все мероприятия проводились с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Программа кружковой деятельности разработана для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали для чего надо соблюдать эти правила, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, и на практике применять свои знания. Программа «Школа дорожных знаков» – это работа на перспективу. Чем раньше научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц. В ходе обучения детей ПДД применялись различные методические приемы: игровые, словесные, взаимодействие с игровыми персонажами, наглядные, художественное слово, практические действия с предметами, разбор проблемных ситуаций. Полученные знания закреплялись в различных игровых ситуациях, в рисунках. Большую воспитательную ценность имели организованные целевые прогулки, на которых дети наблюдали за движением транспорта, передвижением пешеходов и т. д. Большая работа была проведена и с родителями: это и консультации и анкетирование и разработка памяток для родителей. В рамках областной акции "Внимание, дети!" с участием инспектора ГИБДД Смирновой О. С, воспитанники нашего д. с. приняли участие в мероприятии "Засветись".

Кружок принес детям много интересного, полезного и поучительного.

С целью обучения детей правилам пожарной безопасности была организована работа кружка «Юные пожарные». Цель кружка – формирование у дошколят основ пожарной безопасности, в том числе пожаробезопасного поведения. Содержание кружка включало совокупность мероприятий с детьми, педагогами и родителями по обучению правилам пожарной безопасности, задания поисковой, познавательно – практической, социально значимой направленности начиная со среднего дошкольного возраста.

Театрализованная деятельность кружка «Веселый балаганчик» позволила ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления малышей театрализация художественных произведений помогает им ярче и правильнее воспринимать содержание этих произведений. Однако им интересен не только просмотр спектакля в настоящем театре, но и деятельное участие в своих собственных представлениях: подготовка декораций, создание и обсуждение сценариев.

В этом учебном году наши педагоги, изучив нормативно-правовую базу, потребности ОУ, родителей, детей в дополнительных образовательных услугах, разработали программы, учебные планы и списки детей по 4 направлениям.

1. Естественно-научное – кружок «Ментальная арифметика»

2. Социально-педагогическое – кружок «Школа будущего первоклассника

3. Художественно-эстетическое – кружок «Арт-дизайн»

4. Физкультурно-оздоровительной – кружок «Волшебные ступеньки»

Сейчас вам расскажу про каждое направление.

Кружок «Ментальная арифметика»

«Ментальная арифметика» - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала детей с помощью арифметических вычислений на японских счетах – соробан, решения нестандартных задач, выполнения творческих заданий. Естественнонаучной направленности.

Курс программы строится на принципах деятельностного подхода, что позволяет развивать у обучающихся учебно-познавательный интерес, формировать ключевые компетенции.

На занятиях по ментальной арифметике, одновременно задействуют оба полушария головного мозга – ребенок представляет соробан – задействует правое полушарие головного мозга и делает логические расчеты подключая левое полушарие головного мозга. Ребенок с малых лет привыкает к такому стилю мышления, то есть в решении любых жизненных вопросов он будет задействовать синхронно оба полушария головного мозга, что приводит к генерации новых идей и очень эффективному выходу из любых жизненных ситуаций.

Цель: Развитие интеллектуальных и познавательных способностей, вычислительных навыков детей, возможностей восприятия и обработки информации посредством обучения счету на соробане.

Планируемые результаты

В результате прохождения программы у обучающихся повысятся вычислительные навыки и улучшится успеваемость в школе.

У обучающихся повысится познавательная активность, улучшится интеллектуальные и творческие способности, а также возможности восприятия и обработки информации посредством обучения счету на соробане

Обучающиеся станут более социально адаптированными, общительными, отзывчивыми, уверенными в себе,

Кружок «Школа будущего первоклассника»

Занятия в «Школе будущего первоклассника» направлены на развитие познавательной, личностной и эмоционально-волевой сферы.

Все занятия проходят в игровой форме. Дети посещают Лесную школу, где вместе с учениками этой школы, лесными зверятами, их учит учитель ЕЖ.

Первая часть занятия - это погружение детей в различные сказки о школьной жизни, которые учат детей быть организованными, правильно обращаться со школьными принадлежностями, адекватно относиться к ним, развивают аккуратность и самостоятельность, формируют умение - самому справляться с возникающими трудностями и позволяют примерить на себя роль будущего ученика. Сказкотерапия, используемая на занятиях, помогает детям избавится от негативных переживаний о будущем посещении школы, где их ждет учитель, а не воспитатель, новые дети, уроки, новые правила и т. д. Также дети вместе с лесными учениками учатся решать конфликты, находить выход из ситуаций, которые могут возникнуть в их школьной жизни при общении с новыми детьми. Это – обиды, ссоры, ябедничество, неумение уступать, дружить и т. д. Занятия заканчиваются упражнениями на релаксацию, что немаловажно для укрепления здоровья детей.

Результатом данных занятий является успешная адаптация и освоение общеобразовательной программы в школе.

Кружок по художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста «Арт-дизайн»

На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста – детский дизайн, который даёт широкий простор детскому творчеству.

Актуальность определяется тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребенка представляет для него большую опасность

Дизайн – это творческая задумка создателя. Новый, необычный подход к предметам и вещам. Проще говоря, дизайн – это все то, что нас окружает, весь окружающий мир со всеми новшествами и постоянным прогрессом. «Детский дизайн» связан с декоративной деятельностью самого ребенка по благоустройству окружающей его предметно-пространственной среды. Ребенок знакомится с разными художественными приемами и поделочными материалами. С доступными способами изготовления и украшения своих изделий. Детский дизайн может быть ориентирован как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов, составляющих среду ребенка. Продукты детского дизайн-творчества могут быть использованы детьми сразу же в играх и в быту.

Цель программы: развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности посредством обучения детей элементам дизайна.

Программа рассчитана на детей 5-7 лет, продолжительность обучающей программы 1 год. Занятия проходят два раза в неделю 25-30 минут. Занятия проходят во второй половине дня.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

физкультурно-оздоровительной направленности

«Волшебные ступеньки»

В последнее время отмечается тенденция к использованию разнообразных нетрадиционных здоровьесберегающих средств физической культуры.

Поэтому целью программы: сохранение и укрепление здоровья детей; содействие физическому развитию, физической подготовленности личности дошкольника средствами аэробики с использованием степа.

Такие занятия обязательно сопровождаются бодрой ритмичной музыкой, которая создает у детей хорошее позитивное настроение. Все упражнения основной части выполняются на степе в легком танцевальном ритме с небольшой амплитудой. Заканчивается комплекс аэробики упражнениями на дыхание и расслабление, выполняемыми в медленном темпе.

Программа дополнительного образования «Волшебные ступеньки» направлена на всестороннее, гармоничное физическое развитие детей дошкольного возраста и рассчитана на год обучения для детей от 6 до 7 лет.

Вывод.

Почему так важно, чтобы учебно-воспитательный процесс объединял основное и дополнительное образование? Потому что отличительная черта дополнительного образования - компенсаторная (или психотерапевтическая). Именно в этой сфере для детей создаётся ситуация успеха, появляется возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда развиваются в традиционном учебно-воспитательном процессе.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Создание условий для развития музыкально-одарённых детей в системе дополнительного образования Доклад Андреева Н. Н. музыкальный руководитель МБДОУ №96 г. Читы «Создание условий для развития музыкально-одарённых детей всистеме дополнительного.

Актуальность проблемы развития творческого потенциала у дошкольников на современном этапе «…творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее» Выготский.

Апробация программы дополнительного образования «Я — исследователь» в практику дошкольного образования»Апробация программы дополнительного образования «Я — исследователь» в практику дошкольного образования» Актуальность разрабатываемого проекта: Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие.

Работа с родителями на современном этапе развития Формы работа с родителями на современном этапе введения ФГОС У педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли.

Консультация для воспитателей «Детский сад и семья на современном этапе развития общества» .

Особенности взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников на современном этапе развития образования Взаимодействие и сотрудничество коллектива ДОУ с семьями воспитанниками – одна из важнейших проблем в современном мире. Для того, чтобы.

Программа блока дополнительного образования в группе раннего развития для детей от 3-х до 5 лет Актуальность данной программы. Состоит в интегрированном обучении, что помогает избежать однотипности целей и функций обучения. Такое обучение.

Программа дополнительного образования «Пластинография» Программа дополнительного образования ГКСУ СО АО «Детский дом «Солнечный» «Пластинография» Программа рассчитана для детей в возрасте 0т.

Развитие дополнительного образования в детском саду на современном этапеРазвитие дополнительного образования в детском саду на современном этапе 1. В настоящее время, определяющим направлением деятельности системы образования России выдвигается идея превращения российского образования.

Школа раннего развития как эффективная форма работы с детьми дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования Никак нельзя игнорировать то, что конкуренция в жизни становится всё жестче, вершины успеха — всё выше и неприступней. А значит, восхождение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Актуальность дополнительного образования в ДОУ на современном этапе развития образования
Опубликовано: 11 октября 2019 в 11:24
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Актуальность дополнительного образования в ДОУ на современном этапе развития образования» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Жибарева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД