ирина клевцова
Историческое просвещение дошкольников средствами ОП доо
▼ Скачать + Заказать документы
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, тема формирования исторических знаний дошкольников является одной из важных в воспитании современного человека.
В сложившейся ситуации актуальна точка зрения доктора филологических наук Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Своеобразие и индивидуальное лицо культуры создается не путем самоограничений и сохранения замкнутости, а путем постоянного и требовательного познавания всех богатств, накопленных другими народами и культурами прошлого. В этом жизненно важном для любой культуры процессе особое значение имеет познание и осмысление собственной старины, истоков собственной национальной культуры».
Публикация «Историческое просвещение дошкольников средствами ОП доо» размещена в разделах
От того, какими глазами ребенок впервые увидел окружающее, что поразило его воображение, какие уроки извлек он из объяснений о событиях современности и историческом прошлом своей Родины, зависит становление личности гражданина.
Нравственно-патриотическое воспитание в нашем детском саду является одним из приоритетных направлений.
Знакомство дошкольников с историей, формирование у них исторических представлений - процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю.
Для формирования исторических знаний у детей дошкольного возраста были выявлены и реализованы следующие педагогические условия:
• Календарно- тематическое планирование с введением исторического аспекта, предполагающее проведение мероприятий, направленных на формирование исторических представлений;
• включение детей в проектную деятельность (в рамках краеведческого направления, способствующую погружению ребенка в изучение истории с целью формирования исторических представлений.
Мы успешно реализуем парциальную программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, М. Д. Маханева, которая
• определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанном на их приобщении к русской народной культуре.
• формирование представления детей об образе жизни русского народа (жилище, одежда, домашняя утварь, устное народное творчество, художественные промыслы);
• пробуждение души ребенка, ощущение себя частью великого русского народа, сохранение черт русского характера;
• воспитание нравственных ценностей, присущих русскому характеру (доброта, красота, храбрость, трудолюбие, верность, преданность, самоотверженность).
Исторические знания следует формировать при тесном взаимодействии детского сада и семьи. Обе стороны при этом направляют свои усилия на познание возможностей развития каждого ребенка, создания благоприятных условий. Совместные мероприятия способствуют установлению доверительных отношений с родителями, что оказывает положительное влияние на состояние педагогического процесса.
Мы используем вариативные формы взаимодействия с родителями, способствующие привлечению родителей в образовательный процесс:
семейные проекты, виртуальные экскурсии, познавательные гостиные, игры-путешествия, интеллектуальные игры, конкурсы декоративно-прикладного творчества, фольклорные праздники, театральные фестивали, спортивные состязания, создание мини-музеев.
Мы применяем игровые технологии, которые способствуют повышению интереса к различным видам деятельности, становлению эмоционально-положительной обстановки в группе и позволяют ребенку быть лично причастным к действу, дают возможность прожить в «реальных» жизненных условиях.
Одной из которых, является музейная технология для создания пространственного представления детей о культуре и быте русского народа (Русская изба).
Результаты работы по данному направлению мы видим в виде достижений воспитанниками целевых ориентиров, которые фиксируются в карте возможных достижений.
На сайте Институт Воспитания. РФ
методические рекомендации по совместному чтению и просмотру.
Как рассказывать ребенку про семью и про страну?
Историческое просвещение. (книги, мультфильмы и фильмы)
Хочется пожелать, чтобы у педагогов было желание использовать различные технологии в работе с детьми по приобщению к истокам русской народной культуры.
Свое выступление закончу словами академика Г. Н. Волкова
Без памяти – нет традиций,
без традиций – нет культуры,
без культуры - нет воспитания,
без воспитания – нет духовности,
без духовности – нет личности,
без личности – нет народа как
исторической общности.