Папки-передвижки

Консультация «Истоки доброты»

Людмила Никонова
Консультация «Истоки доброты»
▼ Скачать + Заказать документы

«Мое», «твое», «наше» - когда это начинается? Как воспитать ребенка добрым, щедрым, научить его, не скупясь, делиться с окружающими своими «богатствами» - вот вопросы, которые волнуют молодых родителей.

Доброта, щедрость – ценные качества личности, которые закладываются в самом раннем возрасте. Добрые, отзывчивые дети обычно пользуются расположением сверстников. У них быстро складываются хорошие взаимоотношения со сверстниками в детском саду, во дворе, а впоследствии в школе. Со временем становится чертой характера и сохранится на всю жизнь, составляющим богатство личности.

Публикация «Консультация „Истоки доброты“» размещена в разделах

Поэтому родители должны заботиться о формировании у своих детей таких ценных качеств, как доброта и щедрость. Однако нередко родители спохватываются об этом лишь тогда, когда ребенок уже стал маленьким «собственником». Малыш не поддается никаким уговорам и отчаянно сопротивляется, когда недовольные родители почти силой пытаются отобрать игрушку, чтобы преподать ребенку, как им представляется, полезный урок.

Естественно, что ничего хорошего из этого не получается: ребенок чувствует себя обиженным, т. к. раньше родители только давали ему игрушки и никогда не забирали их. Надо научить ребенка быть добрым. Ребенок не рождается щедрым или скупым. Какие именно из этих качеств он приобретет, зависит от того, как его воспитывают.

В младенческом возрасте ребенок учится уверенно брать игрушки из рук взрослого, удерживать и манипулировать ими. Такие игры наполняют полезным содержанием общения взрослого с ребенком.

На втором году жизни, когда малыш научится ходить, он может выполнять поручения отнести и отдать кому-то из членов семьи тот или иной предмет, в том числе и свою игрушку. Это полезно и для развития речи, движений. Научить малыша отдавать что-либо в этот период его жизни нетрудно, т. к. для него пока нет разницы – брать или отдавать. Родители могут найти множество случаев, для того чтобы показать ребенку доступные его пониманию уроки доброты. Например, когда мама начинает кормить ребенка, в комнату вбегает собачка. Мама обращает внимание ребенка на собачку и просит угостит ее тоже.

Малыши наблюдательны. Родители учат детей узнавать свои вещи, но и делиться тем, что у него есть. Для этого используют игры с ребенком дома. Прогулку. Общение с другими детьми. Можно дать ребенку угостить детей конфетами, с которыми он играет.

На третьем году жизни ребенок уже начинает усваивать правила поведения. С помощью конкретных примеров и оценок, персонажей сказок и рассказов, его самого, малыш усваивает, что жадным быть плохо, что хорошие дети угощают друзей, делятся с ними своими игрушками, другими вещами. В этом возрасте ребенок может вместе с родителями выполнять функции гостеприимного хозяина на детском празднике, устраиваемом ими, одаривая гостей подготовленными для этого случая игрушками, сладостями. И конечно, сами родители должны давать наглядные примеры доброты и щедрости.

Воспитание доброты, щедрости – это лишь часть нравственного воспитания, связанная с формированием других качеств личности ребенка и в особенности сочувствия другому человеку, способности принять во внимание его желания. Объяснение того, что и другому тоже хочется покататься на велосипеде или съесть конфету, может служить приемом побуждения ребенка к добрым поступкам уже в этом возрасте.

В большинстве случаев родители положительно оценивают и одобряют проявления ребенком щедрости. Однако случается, что мама или бабушка уже не рады щедрости малыша. Вот пример. Бабушка принесла два граната и положила их на стол. Трехлетняя Машенька тут же взяла один из них и отдала подружке. Бабушка в растерянности не знала, как поступить. Она рассчитывала выжать из гранатов сок для Машеньки и ее младшего брата. Пришлось, однако, расщедриться, - не отнять же подарок.

Для того чтобы подобного не случилось, воспитание доброты и щедрости необходимо сочетать с обучением детей правилам поведения, в частности обучать их спрашивать разрешения, прежде чем взять что-то. Пусть они твердо запомнят, что нельзя брать без разрешения то, что принадлежит другому. Ребенка приучают сдерживать свои желания, не отнимать игрушки у других детей. Это тоже одна из граней воспитания доброты, предупреждения развития жадности, эгоизма. Детям постарше можно предложить обменяться игрушками, чтобы каждый из них мог поиграть той игрушкой, которая привлекла его в данный момент, не обижая друг друга, а потом возвращать игрушки их владельцу. Если ребенок часто отнимает игрушки у других детей, обижает младших, более слабых детей, значит, в его воспитании имеются упущения и родителям есть над чем задуматься. Такое поведение свойственно чаще всего избалованным детям, которым ни в чем не отказывают, детям с эгоистическими устремлениями.

Воспитание доброты, щедрости должно сочетаться с формированием у детей бережливости. Ведь истинная щедрость – это способность поделиться тем, что дорого самому. Также доброту и щедрость надо отличать от расточительности. Некоторые дети легко раздают все, что принадлежит и не принадлежит им: и свои игрушки, папины часы и другие домашние вещи. Чаще всего расточительны избалованные дети, «задаренные», у которых не воспитано бережное, экономное отношение к вещам. Если у ребенка не воспитывают бережливость, то это открывает путь расточительности, которую неоправданно принимают порой за щедрость.

Воспитание бережливости также начинается с малого. Вначале приучают бережно обращаться с одеждой, не пачкать ее, не разбрасывать, беречь игрушки, складывать их в определенном месте, не бросать недоеденное яблоко, хлеб, печенье. Позднее, в дошкольном возрасте, ребенок способен уже к более осознанному бережному отношению к вещам как продукту, созданному трудом взрослых, независимо от того, кому эти вещи принадлежат: «мне», «тебе», «нам».

Нет ничего непоправимого в поведении ребенка, в том числе в воспитании у него доброты, щедрости.

Публикации по теме:

«Социокультурные истоки». Занятие с детьми 4–5 лет «Добрая забота» Занятие с детьми 4-5 лет На тему «Добрая забота» Программное содержание: 1. Первоначальное освоение социокультурной категории «Труд земной».

«Социокультурные истоки». Занятие «Дружная семья» (4–5 лет) Конспект занятия на тему «Дружная семья» для детей 4-5 лет Задачи: 1. Познакомить детей с социокультурной категорией «Семья». 2. Формировать.

Истоки русской народной культуры «Русская краса»Истоки русской народной культуры «Русская краса» Проведено комплексное мероприятие обращенное к народным истокам культуры,быта, представления о русском народном костюме,росписи и обычаях. В.

Календарное планирование по программе «Истоки» (сентябрь, II неделя) с 08.09. — 12.09.2014 г. по «Истокам», 2–3 лет. по Л. А. Парамоновой Группа №4 «Звоночки» 2 неделя «Мои любимые игрушки» 08.09.2014г.

Календарное планирование по программе «Истоки» (сентябрь, III неделя) Сентябрь: с 15.09. — 19.09.2014 г. по «Истокам», 2–3 лет. по Л. А. Парамоновой Группа №4 «Звоночки» 3 неделя «Дом, в котором мы живём».

Календарное планирование по программе «Истоки» (сентябрь, IV неделя) Сентябрь: с 22.09. — 26.09.2014 г. по «Истокам», 2–3 лет. по Л. А. Парамоновой Группа №4 «Звоночки» 4 неделя «Здравствуй, осень!». 22.09.2014г.

Календарное планирование по программе «Истоки» (сентябрь, I неделя) Календарное планирование на Сентябрь: с 01.09.- 05.09.2014г. по «Истокам», 2–3 лет. по Л. А. Парамоновой Группа №4 «Звоночки» Сентябрь 1.

Календарное планирование по программе «Истоки» Сентябрь-Октябрь с 29.09. — 03.10.2014 г. по «Истокам» 2–3 лет. по Л. А. Парамоновой 29.09.2014г. Понедельник 1. Ознакомление с окружающим.

Кружок «Истоки» Тема: «учимся быть добрыми» Цель: формирование представлений о добре, зле и нравственной ответственности; облагораживание души и сердца.

«Образ света». НОД по речевому развитию по программе «Истоки» Непосредственно образовательная деятельность по программе «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте». (Совместно с родителями)..

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Истоки доброты»
Опубликовано: 23 августа 2015 в 20:51
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Истоки доброты»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Никонова (УИ 268176) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД