Ольга Васильевна Северин
Кружок «Истоки»
▼ Скачать +Заказ
Тема: «учимся быть добрыми»
Цель: формирование представлений о добре, зле и нравственной ответственности;
облагораживание души и сердца обучающихся;
обогащение духовного мира.
Задачи: продолжать формирование нравственных ценностей: добро, уважение;
способствовать развитию сочувствия, сопереживания;
развивать умения анализировать собственные поступки ;
повышать уровень сплоченности;
формировать положительную мотивацию.
Публикация «Кружок „Истоки“» размещена в разделах
Оформление: презентация; лист ватмана с нарисованной формой Земли; картинки - дом, дерево, облака, солнце, цветы, птицы, звери и т. д. ; бусинки; коврик; песня «Дорога добра», «Если добрый ты».
Ход занятия.
I.Организационный момент. Интрига. (слайд 2) Читаем хором.
Добро и зло творить всегда во власти всех людей.
Но зло творится без труда, добро творить трудней.
- Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас.
Остановка 1. Ручеёк Доброты.
- Построим ручеёк, встав в 2 линии лицом друг к другу. Ручеёк поможет нам узнать, какими качествами вы обладаете. Последняя пара говорит друг другу приятное, ласковое слово и держась за руку проходит по ручейку, а остальные ребята, держат ручеёк.
Из ручейка выходит счастливый человек. Счастливым его сделало доброе слово.
Чаще говорите людям комплименты, добрые слова.
- Как думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? (выслушиваются высказывания детей).
II. Основная часть.
- Сейчас отправляемся в сказочное путешествие. Попасть нам помогут волшебные бусинки, которые находятся у вас на столе в коробочке. Она поможет вернуться нам назад.
Звучит песня «Если добрый ты» (учитель под музыку раздает бусинки)
- Сожмите свою бусинку в левом кулачке, закройте глаза, улыбнитесь, подумайте о том, что доброго, хорошего есть в вашей душе, за что вы себя любите, цените, уважаете. Кто готов, откройте глаза.
- Что же такое добро? Это все хорошее, доброе, красивое. Например: весна, солнце, улыбка (дети продолжают)
- Что такое зло? Это что – то противоположное добру: дурное, плохое, (дети продолжают)
- Мы живем на планете Земля. Коль существует на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые и злые дела.
- Вспомните, вы встречали в жизни добро, а когда зло? (высказывания детей)
- Сейчас мы посмотрим сценку. Смотрим внимательно.
Инсценировка рассказа Л. Каминского “Чья помощь лучше?”
Автор: Жил-был король. И было у него три дочери – Ангелина, Алина, Карина. Однажды король созвал дочерей и сказал:
Сулейман: Сегодня я прошёл по нашему дворцу и просто пришё л в ужас: полный беспорядок! Книжки валяются на полу, обувь на подоконниках, а одежда на кроватях! И вот я решил сегодня же заняться уборкой. А вас я хочу спросить: как вы будете мне помогать?
Автор: Старшая дочь Ангелина сказала:
Ангелина: – Я вот как помогу. Когда ты начнёшь уборку, я включу проигрыватель и поставлю твою любимую пластинку “Всё могут короли”. С весёлой песней ты моментально сделаешь уборку.
Алина: – А я лучше включу телевизор, –– там будут показывать передачу “В гостях у сказки”. Я буду внимательно её смотреть и всё тебе пересказывать. И ты сказочно быстро уберёшь весь дворец!
Сулейман: – А ты что включишь?
Карина: – Я включу пылесос, – нет, сначала я разложу все вещи по местам. Потом возьму веник, вымету весь мусор. Потом уже пылесосом уберу пыль. После этого влажной тряпкой оботру подоконники и всю мебель. А когда везде станет чисто, мы вместе сядем, и будем смотреть телевизор.
– Ну, что же,– теперь я знаю, что у меня есть только одна настоящая помощница.
Вопрос:
– Какой вывод сделал король после разговора с дочерьми?
Вывод: помогай родителям по дому.
Давайте поблагодарим наших артистов и скажем им спасибо.
Работа в парах.
Продолжите фразу – ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК – это…
-Ребята, скажите, только ли дома необходимо совершать добрые дела?
- А сейчас вы поработаете в группах и познакомитесь с несколькими ситуациями и проанализируете их.
3. Анализ ситуаций.
Ситуация 1. Девочка возмущенно жаловалась маме: “Во дворе есть такой плохой мальчик – все время зовет меня Валькой”. “А ты как его зовешь?” – спросила мама. “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!”
Права ли была девочка?
(Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать “Эй, ты!”)
Ситуация 2. Мальчик крикнул прохожему “Сколько время?”
Какие ошибки допустил мальчик?
1) надо было не кричать, а говорить; 2) Скажите, пожалуйста; 3) Правильнее говорить который час, а не сколько время)
Ситуация 3. Один ест яблоко, а другой - смотрит. «Вкусно?» «Вот если бы у меня было яблоко, то я бы тебя угостил». «Как жаль, что у тебя его нет».
Ситуация 4. В школьном коридоре разговаривают 2 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась только с ней: “Здравствуйте, Ольга Ивановна!” Правильно ли поступила девочка?
(Надо было сказать общее “Здравствуйте”)
4. Работа с карточками.
-Ребята, сегодня мы с вами говорим о доброте, о добрых поступках. Я предлагаю вам сделать картинку – сад под названием ДОБРОТА.
Наш Добрый сад начинается с корня «ДОБРЫЕ СЛОВА». Следующие картинки ДОБРЫЕ МЫСЛИ – ЭТО ЦВЕТЫ. Ребенок находит, клеит и приводит примеры. Следующим приклеиваем ДОБРЫЕ ДЕЛА – ПЛОДЫ.
Чтобы радость дарить, надо добрым и вежливым быть. В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце доброта. Добрый человек-это тот кто любит людей и помогает им.
- Ребята, вам нравится наше дерево Добра? А мне бы еще хотелось, чтобы кроме добрых дел, вы всегда и общались друг с другом вежливо. Сейчас вы угадайте, какие слова должны быть вокруг нашего дерева ДОБРА.
Доскажите словечко…
- Растает даже ледяная глыба
От слова теплого….(спасибо)
- Зазеленеет старый пень,
Когда услышит. (добрый день)
- Мальчик, вежливый и развитый
Говорит, встречаясь…. (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (извините, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят (до свидания)
Всем вам с большой любовью
Желаю… (Крепкого здоровья.)
Нужно знать как дважды два
Все волшебные слова.
В день, пожалуй раз до ста
Говорю (пожалуйста)
-Сохраните в себе, и помните о них всегда и везде.
5. Работа в парах.
- Давайте сделаем так, чтобы солнце на этой земле засияло ярко-ярко. Для этого каждая пара изобразит на листе солнце. Не случайно, народная мудрость гласит: доброта, что солнце. А добрые люди как лучи этого солнца добротой своей согревают людей. Сейчас я раздам слова.
развязный
аккуратный
доброжелательный вежливый
неучтивый общительный чуткий
отзывчивый
вспыльчивый скромный
грубый
ласковый
веселый
счастливый
наглый внимательный
крикливый
жадный жадный
отзывчивый
вспыльчивый грубый
грубый
ласковый
- Вашей команде нужно выбрать из этих слов только те, которые относятся к добрым людям и подчеркнуть.
III.Заключение
- Наш разговор подходит к концу. Возьмите свои бусинки, сожмите в кулачок и приложите к сердцу. Подумайте, что вы возьмете с собой в жизнь с этого занятия. Пусть это занятие поможет вам быть в жизни добрее и терпимее друг к другу, помогает находить то доброе и хорошее, что есть в душе каждого человека. Давайте каждую бусинку будем нанизывать на одну нитку. Посмотрите, какие чудесные получились бусы у нас. Вот так мы связаны. Но, в то же время каждая бусинка существует отдельно. Каждому хочется порой быть вместе со всеми, а порой побыть одному. Я хочу, чтобы вы были сплоченные и дружные, чтобы эти отношения остались у вас надолго. Давайте улыбнемся друг другу, забудем все плохое и будем учиться быть добрыми. (слайд)
ОЛЕГ. Я желаю вам добра,
Доброй ночи до утра
Всем желаю добрых снов,
Добрых дел и добрых слов.
Уведет ли вас дорога
От любимого порога,
Пусть вам скажет кто-нибудь:
“В добрый час и в добрый путь!”
Я желаю, чтобы с вами
Людям было веселей,
Чтобы добрыми глазами
Вы смотрели на людей.
Список литературы
1. Бурнашов В., Зайцева Е. Уроки нравственности. Учебное пособие. – Казань, 1997.
2. Радынова О. П. Музыкальное развитие детей. В 2 ч. – М. : 1997.
3. Семенака С. И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. Авт. -сост. С. И. Семенака. – М. : АРКТИ, 2002.
4. Семенака С. И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия. – 2-е изд., спр. и доп. – М. : АРКТИ, 2005.
5. Стрелкова Л. Творческое воображение: эмоции и ребенок. Ж-л “Обруч”, 1996.
6. Строганова Л. В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности). -М. : Педагогическое общество России. 2006.