Мария Афонина
Методы разучивания фольклорных произведений на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
На музыкальных занятиях мною подобраны и использованы следующие методы, разработанные к. п. н. Балашовой С. С. :
Прежде всего это устно-слуховой, устно-подражательный метод;
Сами формы народных песен несут в себе возможность активного включения в исполнение без специального разучивания. Например, наличие во многих хороводных, обрядовых, плясовых песнях припева подсказывает приём припевания. Слушая песню даже в первый раз, дети могут включаться в пение припева, присоединяясь к голосу педагога или к фонограмме. Относительно пассивная с точки зрения практической деятельности форма слушания переходит в активную.
Публикация «Методы разучивания фольклорных произведений на музыкальных занятиях» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Народная культура, фольклор
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Традиционное для некоторых хороводных песен антифонное исполнение также может стать основой для придания особой занимательности разучиванию песни. Антифонное исполнение с разделением группы на 2 хора становится простейшим способом «драматизации» песни.
Разнообразно в целях обучения может быть использована распространённая в народной песне форма пары периодичностей, в основе которой – принцип обязательного повторения кратких построений: «аа бб». Эта форма также чрезвычайно удобна для включения детей в исполнение с первого раза: педагог поёт первое построение «а», дети повторяют и т. д.
Например, в песне «Как по морю» педагог поёт первую фразу «ай, по морю», дети повторяют, педагог поёт вторую - «ай, по морю синему», дети повторяют и т. д.
Наиболее музыкальные дети откликаются на предложенную музыкальную «игру» и могут начать подражать педагогу или придумывать свои варианты. Варьирование как метод в песне корректируется её «типовыми данными». Но эти рамки позволяют возникнуть множеству разнообразных вариантов в результате перекомбинирования звуков внутри мелодического оборота, расширения диапозона опеванием крайних звуков, дробления долей из-за вставки междометий и пр. [ Балашова 1993: 79-80].
Песни сопровождают человека всю жизнь - от рождения до смерти. Они звучат в труде, на празднике, в быту… Народные песни можно классифицировать по разным основаниям: по возрастному, (колыбельные, детские, молодёжные, и т. д.); по видам деятельности: (хороводные, трудовые, игровые, плясовые); по содержанию: (эпические, сатирические и т. д.)
Чтобы дети овладели вокально-хоровыми навыками, хорошо использовать песни-упражнения: они способствуют выработке чистоты интонации, лёгкого, естественного звучания голоса. Учитывая возможности голосового аппарата ребёнка, индивидуальные и возрастные особенности голоса и музыкального слуха, интересы детей, необходимо подбирать упражнения, способствующие расширению певческого диапазона, развитию чёткой правильной дикции и умения правильно различать долгие и короткие, высокие и низкие звуки, приспосабливать голосовой аппарат к их пению, к передаче ритмического рисунка.
Упражнения следует подбирать с учё том примарной зоны звучания детского голоса: она наиболее удобна для развития правильного интонирования, чистоты звучания.
Вначале детям предлагают песни-упражнения, построенные на интервалах прима, секунда; затем упражнения, построенные на интервалах терция, кварта, квинта, секста и, наконец, в подготовительной к школе группе - на интервале октава. Упражнения, построенные на поступенном движении звукоряда, дают возможность исполнять песни спокойно, плавно, лирично, а упражнения, построенные на скачкообразном движении мелодии, готовят голосовой аппарат к воспроизведению песен бодрого, маршевого, весёлого характера. Песни-упражнения на основе народных песен понятны детям дошкольного возраста: их мелодии просты.
Педагог дополнительного образования З. Прасолова выделяет 3 этапа работы над песней: ознакомление с песней, разучивание и закрепление.
На первом этапе следует раскрыть художественный характер русской народной песни, заинтересовать детей её содержанием и мелодией и пробудить желание выучить песню и исполнять её. Педагог должен исполнить её максимально выразительно и эмоционально, чтобы дети полюбили песню, пели охотно и выразительно.
На втором этапе ведё тся работа над формированием и развитием вокально-хоровых навыков: звукообразования, голосоведения, певческого дыхания, дикции, ритмического воспроизведения и т. д.
На третьем этапе происходит закрепление знания песни; для этого используются разнообразные способы: индивидуальное, подгрупповое пение, пение по рядам и акапелла, цепочкой, по ролям и т. д.
Песенное творчество развивает память, воображение, слуховую память и слуховое восприятие, музыкальный слух и чистоту интонирования. [ Прасолова 2009: 55-56].