Оля Бурова
Использования технологий ТРИЗ в физическом развитии
▼ Скачать + Заказать документы
Использования технологий ТРИЗ в физическом развитии
Ребенок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Нужно развивать в детях умение анализировать, размышлять, договариваться в коллективе, стремиться к тому, чтобы дети сами пришли к решению задачи, а не давать точные указания. Развивать познавательные качества детей помогают игры-тренинги.
Основные задачи игр- тренингов:
1. Совершенствование двигательных умений и навыков;
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- ТРИЗ. Консультации для педагогов
- ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач
- Физическое развитие. Образовательные технологии
- Физическое развитие. Работа инструкторов по физкультуре
- Темочки
2. Развитие взаимоотношений в группе;
3. Коммуникативных навыков;
4. Сюжетной игры и воображения;
5. Обучение планированию деятельности
Игры тренинги в течении года проводятся всей группой, некоторые задания для нахождения совместного решения требуют обсуждения в коллективе. В ходе обсуждения дети учатся слушать друг друга, высказывать и формулировать свои мысли, планировать свои действия – решают поставленную перед ними задачу и пробуют варианты действий.
Опыт в играх тренингах передается не только от педагога к детям, Дети в большей степени учатся друг у друга. При этом важный принцип проектирования содержания и выбора методов и приемов проведения игры тренинга – его соответствие возрастным нормам развития.
Методы ТРИЗ :
Синектика (аналогия)
Младший дошкольный возраст:
Формировать способность к подражанию действиям животных, птиц; развивать образное, ассоциативное мышление, воображение.
Личная аналогия - (мы воробушки, что мы чувствуем, как воробушки);
Прямая аналогия - крыльями машем, клюем зернышки, пьем воду как воробушки;
Сравнение объекта с чем-либо (нахохлился как…; задиристый как петушок. Старший дошкольный возраст:
Символическая аналогия - один ребенок или воспитатель изображает, а все дети отгадывают (Игра «»)
Преобразование - отправляется по волшебным дорожкам, преодолевая все препятствия; или в конкретную сказку; или встречается с героями сказок.
Дробление и объединение.
развивать воображение на основе представления о том, что будет, если нечто разделить на части или из частей составить одно целое.
а) Большой снежный ком, прикоснулся к нему Волшебник Дроби и разлетелся снежный ком на маленькие снежки, которые можно взять в руку, поиграть - О. Р. У. со снежками, покидать - кто дальше бросит.
Из множества камней Волшебник Объединяй сделал мостик через ручей, реку по которому прошли дети на противоположный берег
Метод морфологического анализа.
обобщение и систематизация знаний о предметах и явлениях, классификация по ряду признаков.
Классификация по одному признаку - цвету.
Игра "Цветные автомобили"
Красные автомобили едут в красный гараж. Зеленые автомобили едут в зеленый гараж.
Игры - медитации.
Способствует регуляции дыхательных и других функций организма; оказывает успокаивающее воздействие на центральную нервную систему, снимает усталость, дает возможность детям насладиться приятными эмоциями.
Когда дети освоят все эти приемы можно переходить к более сложным задачам.
Для старших дошкольников можно предложить ситуацию где заложена многовариантность решения. Взрослый не дает прямых подсказок, готовых правильных ответов, а только помогает активизировать самостоятельные размышления детей с помощью вопросов и может вместе с ним открыть абсолютно новые варианты решений. Это развивает самостоятельность дошкольников.
Игра тренинг на тему «Маша и медведь»
1, Вводная часть: Педагог рассказывает детям сказочную новость – Маша заблудилась в лесу и попала к медведю, ее бабушка и дедушка обратились к спасателям за помощью.
Дети с помощью взрослых составляют карту маршрута поиска и спасения Маши.
2. Часть:
Игровая ситуация «В лес на поезде»
Педагог говорит, что в лес можно добраться только на поезде
«Через реку» (по карте)
«Строим дом для медведя» Дети находят по карте дом медведя и стучаться к нему. Медведь выходит и жалуется, что Маша разломала его дом, теперь он ее не отпустит, пока она не поможет построить ему новый дом. Дети строят пока мешается бетономешалка.
Медведь доволен домом, но отпускать Машу не хочет, т. к. ему скучно одному. (Научить игре медведя)
«Возвращение домой»
3 часть: Рефлексия событий и обсуждение результатов.