Светлана Бородина
Роль игры в физическом развитии юных спортсменов, занимающихся скалолазанием
▼ Скачать + Заказать документы
Составитель: Бородина Светлана Николаевна педагог дополнительного образования, категория высшая место работы: ГБОУ СОШ №495 Московского района Санкт-Петербурга.
Роль игры в физическом развитии юных спортсменов, занимающихся скалолазанием. Игры, как метод воспитания физических качеств юных скалолаз
ов. [/b]
Санкт-Петербург 2018 год
Публикация «Роль игры в физическом развитии юных спортсменов, занимающихся скалолазанием» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Спорт и дети. Консультации для родителей
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
В спорте нельзя серьезно мечтать о каких-либо успехах без достаточно высокого уровня воспитания целого комплекса физических качеств. Физическими качествами человека принято называть отдельные его двигательные возможности, такие как сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и др. Это те природные задатки к движениям, которыми все люди наделены от рождения. В большинстве видов спорта проявляются все физические качества. Но для достижения успеха в каждом отдельном виде, необходимо воспитать преимущественно одно или несколько физических качеств.
Основными средствами воспитания физических качеств являются физические упражнения. Их число чрезвычайно велико. Для воспитания физических качеств используются различные методы: равномерный, переменный, повторный, интервальный, соревновательный, круговой, ИГРОВОЙ и др.
Игровой метод позволяет совершенствовать многие качества и способности спортсмена, особенно это касается юных спортсменов. Роль игры в физическом развитии ребенка просто неоспорима. Это важный элемент не только воспитания, но и формирования личности. С уверенностью можно сказать, что ребенок никогда не устает от игры. Ведь для детей, игра - это ведущая деятельность, в которой они способны максимально раскрыться и выразить эмоции. Высокая эффективность игрового метода объясняется тем положительным эмоциональным фоном, которым сопровождается участие в играх. По сути, игра — наверное единственный детский труд и за его действие ребенок берется без принуждения.
Приведу несколько примеров игр, которые я использую на тренировках по скалолазанию, возраст занимающихся от 8 до 14 лет.
1. На разминке можно использовать такую игру, возраст 8-10 лет:
Все ребята стоят в колонне по одному друг за другом, первый в колонне показывает упражнение и все повторяют до тех пор пока синхронно не выполнят данное упражнение. Потом первый уходит в конец колонны, второй показывает другое упражнение и т. д., пока каждый не побывает в роли первого.
2. Для развития силы использую игру «Рукоход», возраст 10-14 лет:
Играют несколько человек. Обозначается стартовая зацепка, которая в зависимости от уровня группы, может быть большой или маленькой. В первой попытке каждый участник повисает на стартовой зацепке, затем проходит «рукоходом», то есть без помощи ног, только на одних руках, от стартовой зацепки до финишной, примерно 5-6 перехватов. Вторая попытка выявит победителя. Суть игры: первый участник повисает на стартовой зацепке и начинается отсчет времени по секундомеру, время виса на стартовой зацепке каждый выбирает сам, доверяя своей интуиции, как только
спортсмен начинает движение к финишу, секундомер отключают, попытка считается законченной, когда спортсмен «рукоходом» дойдет до финиша и зафиксирует его двумя руками две секунды. Побеждает тот, кто провисит больше всех на стартовой зацепке и закончит трассу.
3. Игра «Плюс-минус» направлена на умение правильно оценить свои силы в возможности пролезания или не пролезания боулдеринговой трассы с первой попытки, возраст 10-14 лет:
Играют несколько человек, обычно 6-8 человек. Рисуется таблица, в которую заносятся все играющие. Тренер придумывает трассу, состоящую из небольшого количества перехватов, примерно 5-6 перехватов для рук, но трудную трассу. Все участники игры подходят к первой трассе, оценивают зрительно свои возможности в плане прохождения трассы (пролезу трассу или не пролезу, затем каждый называет цифру от 5 до 1, которая заносится в таблицу напротив соответствующей фамилии. Каждому дается одна попытка на трассу, если участник проходит трассу, то перед цифрой ставится «+», если нет, то «–«, в конце игры все положительные результаты суммируются, отрицательные вычитаются. Побеждает тот, кто набрал больше всех очков.
4. Для развития силы пальцев и силы хвата, используется игра: «Командный вис», возраст 8-14 лет
Играют две команды по четыре или пять человек. Можно висеть на турниках, можно на зацепах. Сначала повисают из каждой команды по три человека. Задача каждой команды перевисеть противника. Условие - все время должно висеть три человека, если кто-то устал, то член команды на отдыхе, чтобы сменить уставшего, должен сначала повиснуть, потом уставший спрыгивает. Побеждает та команда, которая провисит дольше другой.
Как вариант для начинающих: можно висеть на зацепах с опорой ногами.
5. Для развития быстроты и внимания игра «Найди цифру», возраст 8-14 лет:
На гимнастическую стенку, примерно 3-4 секции, или часть скалодрома примерно 3м шириной и 2 м высотой, наклеить кусочки пластыря, на различном расстоянии и высоте друг от друга, и написать в разнобой (в беспорядке) цифры от 1 до 8 или 10, задача как можно быстрее коснуться всех цифр по порядку от 1 до 10, выигрывает тот, кто быстрее всех сделал это.
6. «Алфавит» для развития выносливости, возраст 10-14 лет:
По всему скалодрому в ширину и не более 2,5 метров в высоту, наклеить кусочки пластыря, на которых написать в разнобой буквы алфавита. Задача играющего, не спускаясь на землю коснуться рукой букв, чтобы получилась какая-либо фраза или собственное имя и фамилия.
7. «15 зацепок», игра на развитие памяти и запоминание трасс, возраст 10-14 лет.
Играют две, или три, или четыре команды по 4-6 человек. Выкладываются 15 зацепок, помеченные с обратной стороны мелом или ценниками, все стоят смотрят на зацепки, запоминают их вид, капитаны команд могут распределить, кто что запоминает. Затем все отворачиваются, тренер добавляет еще 30 зацепок. Поворачивается первая команда, капитан подходит к зацепкам и должен как можно быстрее найти те помеченные 15 зацепок. Члены команды МОЛЧА, не говоря ни слова, объясняться можно только знаками, должны помочь капитану найти нужные зацепы. Капитан взглядом ищет да и члены команды ему знаками указывают на нужную зацепу среди многих, капитан по очереди берет одну зацепку переворачивает, если есть метка, хорошо, кладет зацепку на прежнее место,тренер помечает, что найдена, если ошибся, метки нет-штраф 20сек., если разговоры в команде, то штраф 20сек. Записывают время поиска зацепок первой команды, если есть добавляют время штрафа. Затем ищет зацепки вторая команда, записывают время поиска, и так далее, пока все команды не поучаствуют в игре. Выигрывает команда, у которой время поиска наименьшее.
8. Эстафета «Ёлочка», игра на развитие скоростных качеств, возраст 8-10 лет
Играют две команды по 6-8 человек. Каждая команда становится в колонну по одному, капитаны стоят перед колонной на расстоянии 6-10 метров от первого в колонне, лицом к команде, руки у капитанов разведены в стороны. Каждый участник получает по две прищепки. По сигналу первые игроки в командах бегут к своему капитану и на одежду прикрепляют две прищепки, возвращаются. Передают эстафету следующему, пока все участники не добегут до капитана. Выигрывает команда, которая первая закончит эстафету. А капитаны выглядят, как ёлочка с «игрушками».