Шадрина Людмила
Использования приемов сказкотерапии при работе с детьми, имеющими ранний детский аутизм (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Использования приемов сказкотерапии при работе с детьми, имеющими ранний детский аутизм (из опыта работы)
Это особенные дети, они как будто не замечает никого вокруг, не отвечают на вопросы, не смотрят в глаза, а если смотрят, то, как бы сквозь. Когда пытаешься активно привлечь ребенка с таким диагнозом к игре, он может реагировать слезами, криком, метаться, выбегать из комнаты. Трудности установления контакта, эмоциональных связей выражаются даже в отношениях с близкими, но в наибольшей мере аутизм - нарушенное развитие отношений со сверстниками. Социальные отношения сложны для аутичного ребенка в силу того, что он малоспособен к моделированию поведения в зависимости от ситуации. Он гораздо хуже понимает людей, т. к. зафиксирован на частных проявлениях, не умеет обобщать и выделять главное. Из наблюдений за такими детьми было замечено, что аутичный ребенок не идет на контакт с педагогом на «прямую», но может начинать общение через куклу, т. е. через сказочный персонаж. Исходя из этого, приемлемым способом в работе по социализации такого ребенка могут считаться некоторые приемы сказкотерапии. Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для формирования личности ребенка, стимулирует развитие воображения, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Через сказку ребенок знакомится с различными героями, с элементарными правилами поведения, навыками самообслуживания, добром и злом, познает окружающий мир. Проигрывая и проговаривая сказку, аутичный ребенок обыгрывает различные эмоциональные состояния: злость, обиду, гнев, страх и т. д. Он научится правильно в зависимости от ситуации, реагировать на происходящее. Знакомство аутичного ребенка со сказкой строится на основе возможности воспринимать ребенком речь и самостоятельно воспроизводить содержание сказки (короткой, т. к. у таких детей специфические нарушения речевого развития (эхолалии, мутизм, стереотипные монологи, речевые штампы, отсутствие в речи первого лица, расстроена возможность использовать речь в целях коммуникации.
Публикация «Использования приемов сказкотерапии при работе с детьми, имеющими ранний детский аутизм (из опыта работы)» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Опыт работы, практика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
В работе могут использоваться любые сказки, соответствующие возрасту ребенка, в которых он может быть в роли «хорошего» или «плохого» героя, где актуализируются различные эмоциональные состояния героев. Это могут быть народные и авторские сказки, например: «Курочка Ряба», «Три поросенка», «Колобок» и т. д. Сказка выходит за рамки обычной жизни, соприкасаясь с непростыми чувствами, явлениями и в понятной форме приобщает к миру чувств, переживаний. Она предоставляет возможность сравнивать себя с героем, соотносить себя с близким для него персонажем, а также понять, что у героя сказки есть такие же проблемы, как у него. С помощью сказочных действий, их образов, ребенок вполне возможно найдет выход из сложных ситуаций, сможет разрешить возникшие конфликты, уяснить моральные нормы, отличать добро и зло. Хотелось бы поделиться опытом работы с такими детьми.
Работа по социализации детей с ранним детским аутизмом средствами сказкотерапии происходило в несколько этапов:
На первом этапе проводилось ознакомление детей с определенной тематикой, например, тема «Цветы» (2-3 занятия). Лексические темы выбираются с учетом возрастных, индивидуальных и психофизических возможностей ребенка. Занятия включали в себя изобразительные виды деятельности (лепка, аппликация, рисование, оригами). Завершалось занятие созданием групповой работы по теме.
На втором этапе (как закрепляющее занятие по определенной тематике) педагоги показывали кукольный спектакль – сказку.
Сказки должны быть эмоционально окрашены, с простым сюжетом, с включение диалога.
На третьем этапе проводилась беседа об увиденной сказке, пересказ педагогом этой сказки, где литературное произведение не только словесно воспроизводится, но и подкреплялась иллюстрациями. Сюда же можно включить элементы пальчиковой и дыхательной гимнастики, упражнения по развитию общей моторики, например, «Подул сильный ветер (дети дуют, забарабанил дождь (постучать пальчиками по столу, цветочки клонили свои головки к земле (наклоны головы в стороны)»
Четвертый этап включает в себя пересказ сказки ребенком. Для таких занятий необходимо группа детей, так как исходя из наблюдений можно отметить, что дети с аутистическими чертами довольно подвержены перенятию эмоционального фона (ребенок слыша детские смех, живо реагирует на них, им интересна реакция детей на происходящее. Занятия с использованием приемов сказкотерапии является благоприятным методом для наиболее эффективной социализации детей с РДА. Дети стали более общительны, начали активнее вступать в контакт, появилась заинтересованность к различным видам деятельности, появился перенос закономерностей с одного вида деятельности на другую, расширился общий кругозор. Дети приобрели определенные навыки самообслуживания и элементарные правила поведения. Формирование в школьном возрасте этой внутренней деятельности позволяет ребенку не только понять явления, которые он непосредственно не воспринимает, но и отнестись со стороны к событиям, в которых он не принимал прямого участия, что имеет решающее значение для последующего психического развития. Данный факт так же относится и к детям с нарушениями интеллекта.
Огромное влияние сказки на ребенка заключается в том, что восприятие сказки не только приводит к приобретению отдельных знаний и умений, к формированию отдельных психический процессов, но и изменяет общее отношение к действительности, способствует возникновению новых, более высоких мотивов деятельности ребенка. Таким образом, введение сказкотерапии в процесс работы с детьми с интеллектуальными нарушениями позволяет стимулировать развитие гностических процессов, интеллекта, моторики и скорректировать психологические проблемы.
Существуют следующие возможные формы работы со сказкой на уроке в коррекционной школе:
Можно рассказывать сказку одному ребенку или группе от первого лица, в частности от имени сказочного персонажа. Данный прием позволяет поставить себя на место другого.
При подготовке к чтению сказки важно организовывать наглядно – практическую деятельность детей или проводить соответствующую беседу так, чтобы учащиеся могли правильно воспринять самих героев и их действия.
Например, перед чтением сказки «Колобок» и целесообразно, чтобы дети увидели колобка, рассмотрели из чего он испечён, какой он формы, убедились, легко ли он катится. Нужно также вспомнить с детьми зверей, которые действуют в сказке, предложить некоторые из них показать, а других назвать по предъявленным картинкам.
Очень важно, чтобы звери на картинках были не просто представителями животного мира, а героями сказки.
Цель – интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией. С помощью педагога дети делают поучительный вывод из сказки.
1. Постановка сказок (с помощью кукол, по ролям).
При постановке сказки с помощью кукол дети вместе со своими куклами занимают места в зрительном зале. Ведущий начинает рассказывать сказку. Актеры, выходят на сцену тогда, когда ведущий расскажет об их персонаже. На то время, пока персонаж в сказке не участвует, актер возвращается в зрительный зал. Актеры водят кукол молча, весь текст проговаривает ведущий.
2. Переписывание и дописывание сказок.
Переписывая сказку, ребёнок выбирает сам наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот сюжета. Ребенок находит тот вариант разрешения ситуации, который позволяет освободиться от своего внутреннего напряжения. Помимо этого, важно, что при дописывании сказки стимулируются мыслительные процессы.