Ольга Дивина
Использования дидактических игр в развитии элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Использования дидактических игр в развитии элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста
Актуальность
Развитие элементарных математических представлений - важная часть познавательного развития дошкольника. Познавательная деятельность - это активная деятельность по приобретению и использованию знаний. Чтобы поддерживать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей, формировать познавательную самостоятельность и инициативность. Одной из форм игрового взаимодействия взрослого и ребенка, способствующей познавательному развитию являются дидактических игры. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий в легкой непринужденной форме. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических представлений детей. Дидактические игры оправдывают свое назначение в решении задач индивидуальной работы с детьми в свободное от занятий время. Систематическая работа с детьми совершенствует общие умственные способности: логики мысли, рассуждений и действий, смекалки и сообразительности, пространственных представлений и т. п.
Публикация «Использования дидактических игр в развитии элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Цель: развитие элементарных математических представлений посредством дидактических игр.
Задачи:
- создать условия для создать условия для формирования и развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста (развития навыка счета до 20; закрепления знаний о геометрических фигурах; приемов логического мышления (сравнения, обобщения, классификации);
- способствовать развитию эмоциональной отзывчивости детей через дидактические игры математического содержания;
- способствовать развитию мелкой моторики рук, воображения, памяти.
Система работы использования дидактических игр для развития элементарных математических представлений
1. Отбор методического материала, оборудование центра «Математических наук», пополнение развивающей среды в группе, с учётом возрастных, психологических и индивидуальных возможностей возраста детей. Изготовление альбомов, с различными заданиями: на закрепление знания чисел, классификацию, обобщение, знание величин, геометрических фигур, цветов, развитие пространственно-временных представлений.
2. Знакомство с играми вне занятий.
3. Включение игр непосредственно в содержание занятий как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия.
4. Использование игр в самостоятельной деятельности детей. Придумывание детьми своих игр математического содержания.
Дидактические игры (имеющиеся в группе, используемые для развития математических представлений :
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры на ориентирование в пространстве
3. Игры с геометрическими фигурами
4. Игры на логическое мышление
Правила проведения дидактических игр :
1. Игры должны увлекать детей процессом, необходимо оставлять в игре только то, что ее отличало бы от занятий и дидактических упражнений. Правила должны быть четкими, занимательными, заставляющие ребят думать, размышлять, делать свои какие - то умозаключения. Неотъемлемая часть игровых элементов - это жеребьевка, сговор, считалка, соревнование.
2. Педагог должен создать все необходимые условия для умственной и двигательной активности детей. Озвучивать правила педагог должен четко, указывать порядок следования действий. В дидактической игре педагог
должен продумать каждый элемент игры, для того что бы все дети включись в ее процесс.
3. В дидактической игре воспитатель идти по принципу «от простого к сложному».
4. Обязательное условие для игры: использование наглядного материала (альбомы, фотографии, макеты, природный материал и т. д.). Так же воспитатель может привлечь самих детей к изготовлению наглядного материала или давать задание домой, где уже совместно с родителями ребенок работает.
Анализ эффективности использования дидактических игр в развитии элементарных математических представлений
детей старшего дошкольного возраста
Регулярное использование дидактических игр, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, позволило достичь положительных результатов.
По результатам наблюдений и оценке продуктов детской деятельности можно сделать выводы:
- расширился математический кругозор;
- улучшились навыки счета в прямом и обратном порядке, сложение, вычитание, сравнение групп предметов;
- появилась уверенность в ориентировке в пространстве и на плоскости.
Дети проявляют активность и инициативу в выборе игр для самостоятельной деятельности. Самостоятельно создают простейшие игры математического содержания «по образцу», выбирая героя, детали и т. п.
Подобранная система дидактических игр может быть использована в непосредственной практике педагогов дошкольных образовательных организаций для развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста.