Камфорович Юлия
Использование зрительной опоры при овладении детьми формами мужского и женского рода
▼ Скачать + Заказать документы
Использование зрительной опоры при овладении детьми формами мужского и женского рода
Дети усваивают грамматику родного языка в процессе речевой практики, не пользуясь теоретическими положениями науки. «Детская грамматика» отличается от грамматики взрослых своей простотой и универсальностью, а также наличием активного творческого поиска. Формирование грамматического строя речи осуществляется лишь на основе определённого уровня когнитивного развития ребёнка. Прежде чем начать использовать языковую форму, ребёнок должен понять, что она означает, выделяя общие правила грамматики на практическом уровне, обобщая эти правила и закрепляя их в собственной речи. У детей с тяжелыми нарушениями речи или задержкой психического развития эти процессы нарушены и овладение грамматическими формами часто вызывает затруднения.
Публикация «Использование зрительной опоры при овладении детьми формами мужского и женского рода» размещена в разделах
В процессе работы мне приходится часто приходиться сталкиваться с нарушением употребления детьми форм мужского и женского рода. Для коррекции данного нарушения я стараюсь показать детям следующую языковую закономерность: слова в мужском роде чаще оканчиваются на согласный звук, а слова в женском роде очень часто заканчиваются на гласный А. Для лучшего закрепления мне приходится пользоваться разного рода подсказками. Одной из таких подсказок я хотела бы поделиться. (Рисунок приложен в презентации, прикрепленной к тексту.)
Фигурка девочки с платьицем в виде красной буквы А позволяет ребенку быстрее закрепить практическое умение выделения гласного звука в конце слова и соотнесения такого слова с грамматической категорией женского рода.
Например, в игре можно раскладывать картинки с изображением предметов (мальчику – стол, волк; девочке – куклА, машинА) или закреплять использование глаголов, каждый раз показывая при проговаривании на девочку и акцентируя внимание на ее платье-букву: мальчик гулял, а девочка гулялА, мальчик пил, а девочка пилА и т. д.
Такие зрительные опоры помогают детям с особенностями развития быстрее и легче овладеть грамматикой родного языка.