Надежда Терюкова
Введение детей в социальный мир взрослых через сюжетно-ролевые игры с учётом реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Введение детей в социальный мир взрослых через сюжетно- ролевые игры с учётом реализации ФГОС.
Ведущее место в педагогическом процессе детского сада занимает сюжетно - ролевая игра, которая является мощным средством социализации и «взросления» подрастающего поколения. Она выступает сквозным механизмом развития ребёнка, посредством которой реализуется содержание пяти образовательных областей ФГОСа ДО (пункт 2.7.) : «Социально - коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно - эстетическое развитие»; «Физическое развитие». С принятием ФГОС игровые моменты, ситуации и приёмы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками. Педагоги должны максимально насытить жизнь игрой и эмоциональными событиями.
Публикация «Введение детей в социальный мир взрослых через сюжетно-ролевые игры с учётом реализации ФГОС» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
Конкретное содержание сюжетно-ролевой игры зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, отраженной в Стандарте дошкольного образования.
Сюжетно-ролевая игра проходит длительный и сложный путь развития. Игровая деятельность начинается в младшем дошкольном возрасте с простейшей ролевой игры с составными, динамическими игрушками, и игры «рядом» которая позволяет развёртывать элементарное парное ролевое взаимодействие и кратковременный ролевой диалог с партнером-сверстником под руководством взрослого.
В жизни детей 4-5 лет сюжетно-ролевая игра продолжает развиваться и занимает ведущее место. Ребёнок с увлечением выстраивает сюжеты, стремится к проигрыванию самых разнообразных ролей, становится более инициативным. Возросшие возможности позволяют ему выбирать тему и намечать замысел игры, обустраивать игровое пространство при помощи предметов, использовать в игре различные атрибуты. Игра должна развертываться особым образом, так, чтобы для ребёнка открылась необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а также возможность смены роли в процессе игры для развертывания интересного сюжета.
В старшем дошкольном возрасте игра достигает наиболее высокого развития, трансформируясь в длительную коллективную творческую игру с развёрнутым сюжетом, которая комбинируется согласно замыслам ребенка и партнерами по игре. Полученные знания и представления дети переносят в сюжетно-ролевые игры, которые становятся более осознанными, яркими, запоминающимися.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации, складывающейся из сюжета и ролей. Выполнение роли ставит ребёнка перед необходимостью действовать так, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. При этом ребёнок учится сдерживать свои непосредственные побуждения, поступаться, ограничивать свои личные желания для того, чтобы продемонстрировать общественно-значимый одобряемый образец поведения.
Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно-мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.
Таким образом, одним из главных компонентов сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет и самой сюжетно-ролевой игры.
В зависимости от сюжета данные игры условно подразделяются на:
1. Игры, в которых дети с удовольствием отображают бытовые эпизоды из жизни семьи, в которых большое место уделяется кукле. «Дом», «Семья», «Праздник», «Дни рождения».
2. Игры, в которых происходит ознакомление с различными профессиями, овладение основными смыслами профессиональной деятельности. «Школа», «Магазин», «Библиотека», «Почта».
3. Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полёты и т. д.).
4. Игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в «моряков» и «лётчиков», по содержанию мультфильмов, кинофильмов и т. д. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.
5. Режиссёрские игры. Действия таких игр развивается в двух планах – ребенок говорит, выполняет разнообразные действия и за себя и за куклу. Сценарий продумывается заранее, в основе могут быть эпизоды из сказок, рассказов, из собственной жизни. Куклы «действуют» согласно взятой роли.
Создавая групповые уголки сюжетно-ролевых игр соответственно возрасту, мы помогаем детям расширять и углублять знания о социальном мире взрослых, а так же учим самостоятельно развивать сюжет игры. Для развития сюжета игры вносим атрибуты и предметы-заместители, направляем игры в нужное русло, подбираем простые сюжеты для инсценировок.
В организации сюжетно-ролевых игр используем проблемные ситуации, советы-напоминания, парные поручения, игры-импровизации («давай играть по-другому», игры-показы для уточнения представлений ребенка, формирования умения следить за действиями взрослого, слушать объяснения.
Уделяем большое внимание формированию самостоятельной, более развёрнутой сюжетно-ролевой игре детей с разными игрушками, намечаем специальные мероприятия по развитию сюжетно-ролевых игр. Стараемся так организовать игру дошкольников, чтобы у них возникала необходимость обращаться за чем-либо к другим людям. И тогда они на собственном опыте убеждаются, как важно умело налаживать контакты с окружающими.
Социальная действительность становится средством воспитания и обучения только в том случае, если факты и события, с которыми встречается ребенок, понятны и доступны. А собственное познание социальной действительности будет происходить через действия с предметами, через общение. Поэтому важной педагогической задачей для нас является анализ и отбор того содержания из социального окружения, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру.