Денисенко Сергей Владимирович
Использование здоровьезберегающих технологий в обучении детей с ОВЗ
В организации процесса образования детей с ОВЗ необходимо понимание целей обновленного содержания образования, принятие собственной роли не только как транслятора знаний, но и как организатора образовательной деятельности детей с ОВЗ, а также внедрение инновационных социальных технологий в образовательный процесс. Решение этой проблемы на современном этапе предусматривает поиск новых методов и форм организации обучения, эффективных путей формирования знаний, которые учитывали бы фактические возможности детей с особыми образовательными возможностями, условия текущей действительности. Образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе, при которых формируется бережное отношение к своему физическому и психическому здоровью, а также важнейшие социальные навыки, способствующие успешной адаптации детей в обществе. В настоящей статье подробно описаны принципы, формы и методы здоровьесберегающей деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях и во внеурочное время. Систематическое применение дает положительные результаты при обучении и воспитании учащихся данной категории. Одна из задач школьной педагогики и психологии – поиск путей эффективного обучения на занятиях, поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности, повышение самостоятельности. Педагогическая практика показывает, что существующая традиционная методика проведения занятий с детьми с ОВЗ не всегда приводит к успеху [7]. Детям дается много знаний, понятий, они утомляются, не могут спокойно сидеть в течение положенного времени, как результат – недостаточное осознание изученного, переутомление, психическое возбуждение, повышение внутричерепного давления, которое сопровождается головными болями, а также головокружениями и нарушением общего самочувствия ребенка. Нарастает истощаемость и резко снижается работоспособность ребенка. У таких детей отмечаются своеобразные нарушения внимания: слабость концентрации, повышенная отвлекаемость. Нередко нарушается память. Дети становятся двигательно- расторможенными, неусидчивыми или вялыми. Технология, которая поможет детям развиваться, а педагогам достичь положительных результатов, является здоровьесберегающей. Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). Только оптимальное сочетание этих методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих технологий обучения. При выборе здоровьесберегающих технологий для ребенка с ОВЗ необходимо учитывать программу, реальные условия, а также заболевание каждого конкретного ребенка. Обучение ребенка с ОВЗ с использованием здоровьесберегающих технологий имеет немаловажное значение для развития и их реабилитации в обществе. Формы педагогических здоровьесберегающих технологий :
Публикация «Использование здоровьезберегающих технологий в обучении детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
– динамические паузы;
– подвижные и спортивные игры;
– релаксация;
– гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная и др.);
– гимнастика корригирующая, ортопедическая;
– физкультурные занятия;
– проблемно-игровые: игротренинги, игротерапия;
– коммуникативные игры;
– серия занятий «Уроки здоровья»;
– самомассаж и точечный самомассаж;
– технологии музыкального воздействия;
– логоритмика; – сказкотерапия;
– технологии воздействия цветом;
– психогимнастика;
– фонетическая ритмика.
Рассмотрим технологии сохранения и стимулирования здоровья. Динамические паузы – во время занятий, 2–5 мин., по мере утомляемости детей. Проведение физкультминуток. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Выполнение упражнений сопровождается стихотворным текстом в ритме движений. Результатом регулярного проведения физминуток становится повышение общего тонуса, моторики, снятие психоэмоционального напряжения, а также физминутки способствуют улучшению настроения. Двигательная разминка. Главной целью является предупреждение развития утомления у детей с ОВЗ, снятие эмоционального напряжения в процессе занятий. Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в спортивном зале. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Игры на свежем воздухе носят оздоровительный эффект. Эмоции, которые возникают в ходе игры, благотворно влияют на нервную систему, активизируют функциональную деятельность организма. Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы. Гимнастика пальчиковая «Тренируем пальчики, развиваем речь» включает в себя активные упражнения и игры для пальцев и направлена на развитие мелкой моторики. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Позитивно влияет на развитие интеллекта. Гимнастика для глаз – ежедневно по 3–5 мин., в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога. Способствует снятию напряжения и нагрузки с глаз. Гимнастика дыхательная и артикуляционная способствует развитию психических процессов, улучшает нервно-психическое состояние, развивает дыхательную систему. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно. Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурнооздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурнооздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. Рассмотрим технологии обучения здоровому образу жизни. Физкультурное занятие. Двигательная активность детей с ОВЗ должна быть правильно организована и только в этом случае она сыграет большую роль в развитии этих детей. Игры и упражнения необходимо подбирать индивидуально адаптированные, конкретному ребенку или группе детей. Закаливающие процедуры. Одна из важных частей физической культуры, способствует формированию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Умывание и мытье рук холодной водой. Проблемно-игровые: игротренинги, игротерапия. Занятие может быть организовано незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Коммуникативные игры. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. Самомассаж и точечный массаж оказывает значительное влияние на здоровье и самочувствие каждого ребенка. Упражнения игрового массажа и самомассажа в сочетании с пальчиковыми упражнениями, в сопровождении с текстом обогащают не только внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на развитие памяти, мышления, развивают фантазию, способствует снятию напряжения. Потирание кончиков пальцев успокаивает нервную систему. Коррекционные технологии включают в себя следующие позиции. Технологии музыкального воздействия. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Логоритмика – это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Она направлена на коррекцию общих и мелких движений. Развитие координации «речь – движение», расширение у детей словаря способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения. Сказкотерапия. Занятия используют для психологической, терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей, в таком случае остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения. Технологии воздействия цветом – как специальное занятие 2–4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера в классе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. Психогимнастика направлена на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Фонетическая ритмика. Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Таким образом, в результате применения данных видов технологий в процессе обучения у детей с ОВЗ возрастает самооценка, происходит коррекция психических процессов, развиваются умения и навыки, которые способствуют в дальнейшем социальной адаптации. Хороший эффект дают задания на расширение кругозора, формирование положительного отношения учащихся по данному предмету. Задания должны быть дифференцированными, индивидуально подобранными для учащихся, чтобы все могли создать себе ситуацию успеха на каждом занятии. Хороший эффект дают практические задания, поиск дополнительных материалов по темам, осуществление проектной деятельности. Укреплению физического и нравственного здоровья служат уроки физической культуры, игры-считалки на переменах, подвижные игры в продленных группах, система воспитательной работы: беседы, классные «уроки здоровья», работа с родителями, воспитание и обучение детей нормам здорового образа жизни, пропаганда правил гигиены, ознакомление родителей с методами формирования здорового образа жизниТем самым выявляется связь эстетического наслаждения и переживания с удовлетворением практических потребностей, в первую очередь потребность сохранения здоровья [1]. Одним из инструментов пропаганды здорового образа жизни являются внеклассные занятия, праздники и мероприятия. Вне урока организуются веселые старты, соревнования, игры, спортивные праздники. Работа с родителями проводится по темам: «Формирование у детей младшего школьного возраста основ здорового образа жизни», «Игра как фактор укрепления здоровья детей», «Здоровый образ жизни». Интересно проходят совместные праздники, экскурсии, спортивные мероприятия. Привлечение родителей дает возможность более углубленной, всесторонней и систематической работы по формированию здорового образа жизни. Совместная игра укрепляет и физическое, и духовное здоровье ребенка. Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, а также создание разнообразной, интересной для ребенка развивающей среды способствует повышению работоспособности, выносливости детей; развитию психических процессов; формированию двигательных умений и навыков; развитию общей и мелкой моторики, а в итоге способствует социальной адаптации детей с ОВЗ.