Семенова Надежда
Использование здоровьесберегающих технологий в работе по развитию речи в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Использование здоровьесберегающих технологий в работе по развитию речи в условиях ДОУ
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, с каждым годом становиться все больше.
Темочки:
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Работа с такими детьми обычными методами и приемами не всегда дает эффективный результат. Поэтому необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей и помогающее стимулировать их речевую активность.
Использование здоровьесберегающих технологий помогут достичь максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.
Ознакомившись с методической литературой, материалами Интернета по данной теме в своей работе выбрала следующие здоровьесберегающие технологии по развитию речи детей:
Игры на развитие речевого дыхания;
Артикуляционные гимнастики;
Песочная терапия;
Различные пальчиковые упражнения;
Логоритмические упражнения;
Самомассаж лица, рук, ушей.
Кратко остановимся на каждой из технологий.
Игры на развитие речевого дыхания
Прежде всего, мы начали работу по отработке правильного дыхания. Дыхание – это основа нашей речи. Ребенок должен научиться правильно дышать во время речи, не делать вдох в середине речи, не говорить на вдохе. Развивать у ребенка правильное дыхание можно через игровые приемы, например, «Футбол».
Упражнения на развитие длительного выдоха: подуть на различные легкие предметы (ватка, ручка, игрушки на воде и т. д.); учим детей надувать мыльные пузыри, устраиваем «Бурю в стакане», поем гласные звуки.
При выполнении всех этих игр и упражнений необходимо следить, чтобы выдох был длительным и плавным, чтобы не надувались щеки при выдохе. Нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению.
Артикуляционная гимнастика
Данные упражнения способствуют формированию правильного звукопроизношения. Ребенку нравится выполнять перед зеркалом эти упражнения, ему интересно, а что же еще могут делать его язычок, губки и зубки
Песочная терапия
Песок – прекрасный материал для работы с детьми любого возраста. И использование его в коррекционных целях далеко не ново.
С огромным интересом дети участвуют в выполнении заданий педагога в «песочнице» с различными наполнителями (песком, манкой, рисом и т. д.)
Использование песочной терапии развивает мелкую моторику, позволяет закрепить речевые умения детей.
Пальчиковая гимнастика
Еще век назад ученые-физиологи подтвердили, что поглаживая, похлопывая и разминая пальчики мы активизируем нервные окончания на ладошке, что автоматически ведет к стимулированию работы речевого центра.
С течением времени влияние двигательного центра на речевой ослабевает и к младшему школьному возрасту практически сходит на нет. Именно поэтому развитие моторики нужно стимулировать как можно раньше. Для тренировки пальцев могут быть использованы различные упражнения.
Логоритмические упражнения
Это упражнения на координацию речи с движением. Детские стихи, песенки, считалки проговариваем вместе с детьми, при этом ритмично выполняем разные движения (хлопать, топать, махать руками и т. д.) по смыслу текста.
Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной и других систем, а также воспитание эмоционально-волевых качеств личности.
Самомассаж
Во всех возрастных группах воспитатели совместно с детьми проводят самомассаж лица, рук, ушей, стоп для оздоровления детского организма, приобщения детей к здоровому образу жизни, для развития памяти, внимания и речи детей.
Ребята с удовольствием выполняют самомассажи, при регулярном проведении довольно быстро запоминают стихи, сопровождающие все движения.
Работа с применением этих технологий вызывает у детей положительные эмоции, помогает преодолеть пассивность. Мы внедряем здоровьесберегающие технологии в этапы программных занятий и в различные режимные моменты. Также стараемся распространять среди родителей материалы об этих технологиях и их роли в развитии речи детей, и их здоровье.
Вывод: стандартные, вариативные игры и упражнения с использованием здоровьесберегающих технологий помогут более эффективно преодолеть речевые нарушения и улучшить речевое развитие детей вообще. Привлечение родителей к проводимым в детском саду мероприятиям по развитию речи, поможет улучшить качество работы и снизить заболеваемость детей.