Елена Майорова
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ с детьми 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. В современных условиях возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья ребенка. Исследования последних лет констатируют ухудшение здоровья населения России. Увеличивается смертность, падает рождаемость, обостряется проблема бедности, значительная часть населения страны находится в состоянии хронического дистресса. Указанные негативные тенденции остро отражаются на здоровье подрастающего поколения. По данным Д. И. Зелинской, в течение последнего десятилетия наблюдается деселерация, т. е. замедление темпов развития юных россиян. Количество здоровых детей и подростков едва достигает пятой доли от их общего числа; около трети детей, поступивших в школу, уже имеют хроническую патологию.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ с детьми 2–3 лет» размещена в разделах
Подготовка ребенка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения, особенно для детей дошкольного возраста. По данным Минздравминпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% имеют хронические заболевания. Количество детей, которые уже в начальных классах оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить программу, колеблется от 20% до 30% от общего числа учащихся.
Необходимо совершенствовать систему образования, активизировать детскую В настоящее время проблемой формирования у детей основ здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медики и физиологи (В. Н. Дубровский, Ю. П. Лисинин, психологи и экологи (О. С. Осадчук, А. Ф. Аменд, педагоги (В. Г. Алямовская, Р. Стеркина, М. Лазарев и др.)
Интерес ученых к этой проблеме не случаен. Направленности личности на ЗОЖ процесс сложный и противоречивый, на него влияют экологическая обстановка, общественное мнение, технологии воспитательно- образовательного процесса, семейное воспитание.
В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в РФ» здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования главной задачей является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
В Концепции указывается, что дошкольное образование должно стать полноценным звеном в системе непрерывного образования. Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому воспитанию, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребенка.
Основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек бесстрастно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот, во многом риторический вопрос и стала востребованная педагогами образовательного учреждения здоровьесберегающих образовательных технологий.
Проведенный анализ современных программ, реализующих идеи концепции о сохранении здоровья ребёнка, таких, как «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р. Стеркиной, «Здравствуй!» М. Лазарева, показал, что все эти программы, имеющие несомненные достоинства и оригинальность подходов к построению педагогической работы, не охватывают в полной мере все стороны жизнедеятельности ребёнка в детском саду.
На мой взгляд, приемлемые для нашего детского сада здоровьесберегающими технологиями по укреплению сохранения здоровья являются : программа Вераксы «От рождения до школы»
И как следствие,обратились к программе Картушина. М. Ю «Зеленый огонек здоровья»
Алямовская. В. Г. «Как воспитать здорового ребенка».
М. А. Павлова,М. В. Лысогорская, Здоровьесберегающая система.
Цвынтарный В. В. «Играем пальчиками и развиваем речь».
Узорова О. В,Нефедова Е. А «Пальчиковая гимнастика»
Глазырина Л. Д. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ».
Программа «Зелёный огонёк здоровья», направлена на формирование у маленького ребёнка интереса к своему личному здоровью, ответственности, внутренней активности. Она отличается от существующих программ для дошкольников следующими моментами:
1)Вся жизнедеятельность ребёнка в детском саду рассматривается под валеологическим аспектом. Автор рекомендует естественное включение, «вхождение» данной программы в целостный педагогический процесс.
2) Акцент в валеологической работе делается на профилактику простудных заболеваний, нарушений опорно-двигательного аппарата и зрения, что особенно актуально для нашего региона.
3) В структуру валеологических занятий тесно вплетены различные виды деятельности: наряду с дыхательными и двигательными упражнениями, психогимнастическими этюдами ребёнок поёт, танцует, импровизирует. Синтез различных видов деятельности подчинён одной цели — мотивации здорового образа жизни и формированию здоровья.
4)Важнейшую роль в программе играет музыка, которая является не дополнительным материалом, а интегральной основой всего курса. С помощью музыки проводится развивающий дозированный эмоциональный тренинг, который приводит к улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.
5) Программа допускает вариативность. Педагог может сократить занятие, если дети устали, заменить какую-либо его часть. Так, в песенный репертуар можно включать знакомые песни; комплекс общеразвивающих упражнений можно заменить комплексом аэробики под ритмичную музыку и т. п.
6)Валеологические занятия не являются строго регламентированными по времени. При проведении занятия нужно учитывать самочувствие детей, их эмоциональное состояние. В идеале занятие рассчитано на 30-35 минут, но при необходимости его можно сократить.
Реализация программы строится на выделении доминирующих оздоровительно - образовательных целей.
Цель: обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Решению этой цели подчинены многие задачи, которые решает педагог в процессе своей деятельности.
Задачи:
1. Создать в группе здоровьесберегающую предметно-пространственную образовательную среду с целью оптимизации физического развития и воспитания основ здорового образа жизни й детей.
2. Внедрить в образовательный процесс ДОУ современные здоровьесберегающие образовательные педагогические технологии.
3. Повысить уровень педагогической грамотности родителей по вопросам воспитания основ здорового образа жизни у детей.
Анализ программного обеспечения позволяет выделить главные задачи, встающие перед педагогом при воспитании у дошкольников привычки к ЗОЖ. Дети должны научиться:
С целью укрепления здоровья, физического развития и формирования основ здорового образа жизни у детей в ДОУ разработана система физкультурно-оздоровительной работы, которая строится с учетом дифференцированного подхода.
Основные направления физкультурно-оздоровительной работы
Физкультурно-оздоровительная, профилактическая - работа осуществляется
по следующим направлениям:
- Оздоровительно-профилактические мероприятия : дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, упражнения после сна с элементами дыхательной гимнастики и др.
- Закаливание. Закаливание проводится дифференцированно, с учетом группы здоровья ребенка, возраста, сезонности.
3. Формирование основ здорового и безопасного образа жизни у детей.
Работа в ДОУ по данному направлению ведется на основе программ Л. Д. Глазыриной, «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ», Картушина. М. Ю «Зеленый огонек здоровья», Л. В. Гаврючиной, «Воспитание здорового ребенка».
Для приобщения детей к ценностям здорового образа жизни в группах созданы «Центры здоровья», которые оснащены наглядно-демонстрационным материалом, дидактическими играми, материалами по ОБЖ.
С целью оценки здоровьесберегающей деятельности мы проводим мониторинг здоровья, физического развития, формирования ценностей здорового и безопасного образа жизни детей (один раз в мае по результатам диагностических обследований).
Медико-педагогический мониторинг здоровья и физического развития детей проводится 2 раза в год.
Аспекты отслеживания:
- динамика показателей здоровья и физического развития детей;
- уровень физической подготовленности детей;
Мониторинг осуществляется специалистами: старшей медсестрой, воспитателями.
К сожалению врач приходящий, что не дает возможности целенаправленно вести и отслеживать результативность оздоровительно-профилактической работы с детьми.
Организация здоровьесберегающей образовательной среды
В соответствии с ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Что мы и пытаемся соблюдать: освобождая центральную часть группы, мы предоставляем условия для двигательной активности детей и возможности их выбора. Насыщенность среды групп соответствует возрастным особенностям детей, имеется разнообразие материалов, оборудования, инвентаря и обеспечивает детям игровую, познавательную, творческую, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики.
Предметно-пространственная среда в группе представлена различными центрами «Центр конструктивной деятельности», «Игровой центр», «Центр познания», «Центр творчества», «Литературный центр», «Спортивный центр», «Центр здоровья» и др. ,
Для физического развития: шведская стенка, наборы для общеразвивающих упражнений (флажки, платочки, погремушки, палки, ленты)
тактильные дорожки, обручи, кегли, воротца, мячи разного размера.
В центре здоровья большое количество дидактических игр направленных на формирование у детей здорового образа жизни, : «Мои друзья -витамины», «Кукла заболела», «Как правильно чистить зубки», «Одеваемся на прогулку», «Найди здорового и больного человечка», «Научим Мишку быть здоровым» и др.
Мебель для детей соответствует группам мебели для младшего дошкольного возраста. Пособия, игрушки при этом располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей. Строго соблюдается требование безопасности предметно-пространственной среды для жизни и здоровья ребенка : соответствие детской мебели, игрового и дидактического материалов возрастным и санитарно-гигиеническим требованиям.
Практика
Чтобы быть здоровым, нужно владеть искусством его сохранения и укрепления.
С целью укрепления здоровья, физического развития и формирования ценностей здорового и безопасного образа жизни мы используем здоровьесберегающие технологии.
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья : игры, гимнастика пальчиковая, гимнастика дыхательная, гимнастика пробуждения.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни : физкультурное занятие, коммуникативные игры, ситуативные беседы из серии «Здоровье», проектная деятельность.
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья :
• Утренняя гимнастика проводится ежедневно 6-8 мин. до завтрака с музыкальным сопровождением, в игровой форме: «Научи Мишку заниматься зарядкой», «Какие мы ловкие», «Кукла Катя пришла посмотреть, как ребята занимаются», «Мы здоровые и ловкие» и др. Музыка сопровождает каждое упражнение. В течении утренней гимнастики форточки остаются открытыми. У детей формируются ритмические умения и навыки.
• Физкультминутки проводятся с целью снижения утомляемости на занятиях. Физкультминутки: «Птички в гнездышке сидят», «Дети едут на машине», «Жила-была мышка», «Загудел паровоз» и др. проводятся по мере необходимости, с целью поддержания умственной работоспособности. Длительность их составляет 3-5 минут.
• Самомассаж. Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни :
• Физкультурные занятия с детьми группы проводятся 3 раза в неделю по 10 минут в соответствии образовательной программой ДОУ, разработанной на основе примерной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. Формы проведения занятий: традиционные, сюжетно- игровые «В гости к Здоровейке», «Как стать сильным и ловким», «Путешествие в страну Здоровых детишек»). Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета у детей. А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.
• С детьми группы проводятся занятия серии «Здоровье», которые включены в сетку занятий в качестве познавательного развития. Проводятся они в игровой форме. В ходе игровых ситуаций: «Купание куклы Тани», «Здоровый образ жизни Мишутки», «Покажем кукле Кате, как делаем зарядку", "К нам приехал Айболит" " Витаминчики на грядках и на деревьях", «Чудо-мыло», «Полезная еда» и др.
детям даются представления о строении собственного тела, назначении органов, о том, что полезно и вредно для человеческого организма, а также прививаются элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи. Эти занятия имеют огромное значение в воспитании у ребёнка потребности в здоровом образе жизни.
• Гимнастика после сна (бодрящая гимнастика). Дети с большим удовольствием делают бодрящую гимнастику. Я уверена в том, что ребенку должно быть интересно это делать не потому, что «надо» и «полезно», а потому, что ему это нравится. Именно поэтому использую адаптированные, измененные в виде игры упражнения для бодрящей гимнастики: «Утром рано я встаю и песенку пою», «Я на солнышке лежу», «Просыпайтесь, ребятишки, мы уходим в гости к Мишке» и др. Комплексы бодрящей гимнастики мы составляем один на две недели. Дети запоминают упражнения и без труда и с радостью их выполняют. Движения, связанные каким – либо образом или сюжетом, увлекают детей, игровой образ подталкивает к выполнению подражательных движений.
• Центральное место в этом комплексе занимал режим дня, который предусматривал максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующую возрасту, продолжительности сна, других видов отдыха. Вся деятельность связанная с нагрузками (подвижные игры, трудовое поручение, занятия физической культурой) проводились в часы, когда не было прямых солнечных лучей, которые могли оказать негативное воздействие на организм ребенка.
• В своей работе я использую проектную деятельность.
Проект «Чтобы быть здоровым», который направлен был на охрану жизни и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни. Особенно остро эта задача стоит в адаптационный период, когда у детей наблюдается значительное увеличение случаев заболеваемости, что требует использования современных, инновационных подходов в воспитательно-оздоровительной работе.
Воспитание основ здорового образа жизни у детей осуществлялось во всех видах деятельности с использованием различных методов и приемов:
- Рассматривание иллюстраций, фотографий о здоровье. «Кукла Катя заболела», «Кукла Катя делает зарядку».
- Наблюдение за играми старших детей на прогулке.
- Игровые ситуации «Покажем кукле Кате, как делаем зарядку», «К нам приехал Айболит», «Как лечили жирафика», «Витаминчики на грядках и на деревьях» и др.
- Ситуативный разговор: «Здоровье в порядке, спасибо зарядке», «Чистота - залог здоровья», «Съедобное- несъедобное», «Моем овощи и фрукты перед едой»
- Подвижные игр «Догони мяч», «Птички и кошка», «Поезд», «Солнышко и дождик», «Наседка и цыплята».
Результаты педагогического наблюдения показали, что целенаправленная и систематическая работа по реализации проекта способствует снижению заболеваемости детей, повышению уровня физического развития детей, овладение культурно – гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.
Интересно и увлекательно проходила реализация проекта по воспитанию у детей младшего возраста культурно-гигиенических навыков «Мойдодыр».
Цель данного проекта: формирование у детей основы здорового образа жизни и выполнения элементарных правил здоровьесбережения, формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Эта работа была актуальна, так как большинство детей пришли в детский сад вновь и важно было сформировать у детей эти навыки.
С помощью игр, игровых упражнений мы учили детей мыть лицо, руки, закатать рукава, пользоваться мылом, намыливать до появления пены и смыть мыло, сухо вытереть руки, аккуратно весить полотенце в свою ячейку, пользоваться расческой, пользоваться носовым платком. Использовались проблемные игровые ситуации «Чистота и здоровье», «Когда надо мыть руки?», «Что значит быть здоровым?», «В гостях у Айболита», «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу».
Повторность режимных моментов, постоянство требований обеспечивает прочность знаний и навыков самообслуживания, помогает при воспитании самостояте рассказы Л. Воронковой «Маша-растеряша», стихи К. Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», З. Александровой «Что взяла, клади на место», «Топотушки», а также народные песенки, потешки: «Водичка, водичка, умой моё личико», «Травка-муравка», «Ночь пришла, темноту привела». Некоторые стихи и потешки дети заучивали на память.
Таким образом, для создания педагогических условий здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями.
Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием педагогических работников: воспитателя, педагога - психолога, музыкального руководителя.
Социальное партнерство с родителями
Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.
Все мы, родители, педагоги хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар.
С целью изучения педагогической грамотности родителей нами было проведено анкетирование родителей: «Что такое здоровый образ жизни и как приобщать к нему ребенка 80 % родителей согласились с тем, что основы здорового образа жизни необходимо развивать у ребенка с раннего возраста и приобщение его к здоровому образу жизни должно основываться на личном опыте родителей. 30% родителей считают, что этим должны заниматься в детском саду, так как ссылаются на дефицит свободного времени. Однако 70% родителей считают, что эта работа должна проводиться в тесном контакте с пе6дагогами, родителями, медицинскими работниками. 65% родителей отметили, что испытывают затруднения в понимании компонентов здорового образа жизни, в организации двигательной деятельности, создании физкультурно-развивающей среды в домашних условиях. Кроме того, родители согласились, что на формирование здорового образа жизни негативное воздействие оказывают вредные привычки родителей: курение, злоупотребление алкоголем, игнорирование занятий физической культурой, несоблюдение правил личной гигиены и режима дня. Мы поняли, что родителям необходима помощь.
В основу взаимодействия нами были взяты принципы из «Концепции дошкольного воспитания» (В. В. Давыдов, В. А. Петровский) : доверительные отношения, личностная заинтересованность педагогов и родителей, подход к родителям, как партнерам, утверждение самоценности родителей (уважение, признание индивидуальности, оказание поддержки).
Заключение
Важность и значимость формирования и воспитания полезных привычек для полноценного развития детей доказана исследованиями учёных и практиков. Особенно важны такие из них, которые способствуют формированию основ здорового образа жизни. Мною была изучена психолого-педагогическая литература по проблеме здоровьесберегающей деятельности педагога ДОУ и необходимости формирования установок на здоровый образ жизни у детей младшего дошкольного возраста.
Выявлено, что в процессе целенаправленной здоровьесберегающей деятельности педагогов группы с привлечением родителей формируется понимание необходимости заботиться и укреплять своё здоровье, здоровье своих детей, данный процесс идёт постепенно и зависит от физиологических и психологических факторов.
Разнообразные формы здоровьесберегающей деятельности способствуют полноценному формированию у детей основ здорового образа жизни, полезных привычек и, в итоге, подготовке их к обучению в школе. Кроме этого, важна роль родителей, воспитателя, его профессионализм для организации деятельности по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста.
Английский писатель Оскар Уайльд сказал, что «Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми…» А у нас все дети хорошие! И создавая благоприятную среду развития для наших детей, мы хотим видеть их еще и такими : овладевшими основными культурными способами деятельности, обладающих установкой положительного отношения к миру, развитым воображением, умеющих выражать свои мысли, любознательных, выносливых и физически развитых, а главное счастливыми!