Татьяна Шипицына
Использование здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема здоровья актуальная тема во все времена. Современные дети все реже бывают на свежем воздухе, все чаще проводят перед телевизором и компьютером, ведут малоподвижный образ жизни, неправильно питаются, нарушают режим дня. Все эти факторы способствуют ухудшению здоровья. Увеличиваются заболевания дыхательной системы, опорно - двигательного аппарата, сердечнососудистой системы. Проведя анализ посещающих ДОУ детей по группам здоровья выявило, что количество поступивших детей с I группой здоровья составляет всего 1,5 %, а детей с III группой - 8,3%. Именно поэтому вопрос укрепления и сохранения здоровья воспитанников с привлечением всех участников воспитательно-образовательного процесса стал для нашего учреждения одним из самых главных, ведется систематическая работа не только педагогов, но и родителей. В этих условиях внедрение в практику здоровьесберегающих технологий является одним из самых эффективных средств сохранения, укрепления и обогащения здоровья детей. Согласно Всемирно организации здравоохранения: Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах
Цель: применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада.
Задачи: 1) сохранение, укрепление, обогащение здоровья.
2) формирование необходимых умений, навыков, знаний здорового образа жизни.
3) научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Принципы: При использовании здоровьесберегающих технологий необходимо использовать следующие принципы :
1. «Не навреди!»
2. Принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса.
3. Принцип последовательности и систематичности
4. Принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий.
5. Принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.
Для достижения поставленных целей и задач в своей работе я используюразличные здоровьесберегающие технологии, такие как:
• Музыкально-ритмическая гимнастика – направлена на развитие: координации движений, пластичности, гибкости, на развитие двигательных умений и навыков, красивой осанки. Музыкально-ритмическую гимнастику использую в утренней зарядке, в физкультурных досугах и праздниках, в тематических НОД; для воспитателей рекомендую применять данную технологию во время занятий физкультминуток или динамических пауз, по мере утомляемости детей, не более 2 - 3 минут.
• Дыхательная гимнастика – является отличной профилактикой заболеваний органов дыхания; речевого развития. Дыхательную гимнастику используем в течении всего дня – это и НОД по физическому развитию, в проведении утренней гимнастики, физкультминуток, в различных формах активной деятельности детей. Для выполнения дыхательной гимнастики с целью повышения интерса и эффетивности использую нестандартное оборудование: «Воздушный футбол», «Метель в бутылке», «Фейерверк в бутылке», «Сдуй платочек», «Кто дольше удержит снежинку», мыльные пузыри и т. д. Также применяю различные сюжетные дыхательные гимнастики: «Каша кипит», «Часики идут», «Ныряльщик за жемчугом».
• Гимнастика для глаз – используется для профилактики нарушения зрения, укрепления глазных мышц, снятия напряжения. Для проведения зрительной гимнастики не требуется специальных условий. Любая гимнастика для глаз может проводиться стоя. Ее необходимо применять 2 - раза в день по 3 – 5 минут. Гимнастику для глаз очень легко и увлекательно проводить с использованием ИКТ, с предметами - силуэтные изображения фигур, животных и т. д. можно предложить ребенку рассмотреть игрушку, найти ее глазами. Лучше всего гимнастику для глаз использовать в режимных моментах, в физкультминутках на занятиях, на прогулке.
• Использования упражнений для профилактики плоскостопия и нарушения осанки. Широко используются «Дорожки здоровья», не только в НОД по физическому развитию, но и в гимнастике пробуждения, в различных режимных моментах, самостоятельной деятельности воспитанников. В нашем ДОУ почти на каждом участке имеется «Тропа здоровья». В летний период дети не только укрепляют опорно-двигательный аппарат, но и происходит закаливающий эффект.
• Фитбол-гимнатсика. На протяжении всей своей работы для укрепления здоровья детей я использую фитбол-гимнатстику. Выполнение упражнений на фитболах является отличной тренировкой вестибулярного аппарата, развития координации движений, улучшения обмена веществ, за счет вибраций при выполнении упражнений. Фитбол-гимнастика в ДОУ используется как элементы физкультурных НОД, в свободной деятельности детей, утренней гимнатики, в досугах и развлечениях, в подвижных играх и эстафетах.
На основе коррекционных методик Потапчук А. А. а также программы «Танцы на мячах, разработанной Е. Г. Сайкиной, С. В. Кузьминой мной разработана кружковая работа с использованием фитбол – гимнастики для оздоровления дошкольников. Цель программы развитие физических качеств и укрепления здоровья воспитанников.
Программа создает условия формирования двигательной сферы ребенка в развитии силы мышц, поддерживающих правильную осанку; способность удерживать равновесие, развивать физические качества: выносливость, ловкость, гибкость, быстроту.
Применение здоровьесберегающих технологий предполагает и работу с родителями. В группах регулярно оформляются консультативный материал, папки – передвижки:
- «здоровый образ жизни ваших детей»;
- «Внимание! Плоскостопие!»;
- «Что делать, если у ребенка плоскостопие?»;
- «Формирование правильной осанки – важный аспект развития здорового ребенка!»;
- «Необходимость выполнение дыхательной гимнастики»;
- «Пальчиковые игры в воспитании детей!» и. д.
Выпускаются буклеты:
- «Формирование правильной осанки у детей».
«Советы родителям по профилактике плоскостопия у детей!» и т. д.
Проводятся совместные утренние гимнастики, развлечения, занятия.
Создан и успешно функционирует родительский клуб «Азбука здоровья». Цель данного клуба является: объединение усилий ДОУ и семьи в вопросах оздоровления дошкольников; предоставление родителям возможности общения друг с другом, делиться семейным опытом по вопросам сбережения здоровья детей.
Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием коллег: педагога- психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, учителя – логопеда.
Применение здоровьесберегающих технологий в воспитании и развитии детей дает положительный результат. Малыши быстрее адаптируются к новой среде, к сверстникам и взрослым: у них повышается сопротивляемость организма к простудным заболеваниям и двигательная активность.
Светящиеся глаза детей и благодарные слова родителей убеждают в правильности и действенности, выбранных мною мер в совершенствовании оздоровительной работы. Однако я не останавливаюсь на достигнутом. Мой творческий поиск продолжается.