Полина Шевченко
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с детьми с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с детьми с нарушениями речи
Шевченко Полина Евгеньевна
Студентка 1-го курса Армавирского государственного педагогического университета, г. Армавир, Краснодарский край
С каждым годом состояние здоровья детей ухудшается ввиду изменения экологических условий окружающего для них мира.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с детьми с нарушениями речи» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2016
В последнее время основной направленностью работы педагога является культивирование здорового образа жизни среди учащихся и их приобщение к нему. Неслучайно именно эта тема является одной из основных направлений для модернизации образования в России. В законе «Об образовании» одной из задач является «здоровье человека и свободное развитие личности». Забота о сохранении здоровья детей входит в работу всех образовательных учреждений.
Здоровье ребенка – залог его успешного роста и развития, формирования определенных качеств, свойств, а как следствие это возможность к дальнейшей самореализации в социуме.
Стоит дать определение термину «здоровьесберегающие технологии» - это определенная система мер, включающая в себя связь всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение и улучшение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Педагог должен в достаточной степени владеть информацией о психофизиологическом, педагогическом, физическом и эмоционально волевом развитии детей, использовать в воспитательно-образовательном процессе те методы и приемы, которые можно использовать в различных видах деятельности ребенка. Помощь педагога непосредственно направлена на активизацию внутреннего потенциала ребенка, повышение его работоспособности и самооценки.
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы по степени влияния на здоровье учащихся. Признак здоровьесберегающих технологий, отличающий их от других – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов по устранению возникающих проблем. Их можно выделить в следующие группы:
• Организационно-педагогические категории, которые будут в дальнейшем определять структуру воспитательно – образовательного процесса (предотвращение переутомлений и т. д.);
• Психолого –педагогические работы, непосредственно связанные с работой педагога с детьми, а так же психолого – педагогическое сопровождение процесса обучения;
• Учебно – воспитательные технологии, включающие в себя программы по обучению заботе о собственном здоровье и приобщение к здоровому образу жизни.
Целью здоровьесберегающих технологий, используемых в образовательно-воспитательном процессе является создание и обеспечение всякого уровня здоровья воспитанников детского сада и воспитание культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровому образу жизни.
Сохранение и укрепление здоровья важно как в самой учебной деятельности, так и в свободное у учащихся время.
Хотелось бы отметить использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе. В логопедической практике достаточно редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Дети с нарушениями речи отличаются от своих сверстников по показателям нерфно – психического и физического развития. Для них свойственны повышенная возбудимость, неусидчивость, быстрое утомление и так далее. Педагогам, работающим с такими детьми необходимо помочь ребенку адаптироваться в образовательном процессе и не чувствовать себя ущемленным. Тогда на помощь и приходят здоровьесберегающие техологии. Использование здоровьесберегающих технологий направлено на развитие физически и психически здоровых воспитанников, реализация которых возможна как в традиционной, так и не в традиционной форме.
Вот некоторые здоровьесберегающие технологии, используемые в современном образовательном процессе :
• Динамические паузы – во время занятий 2 – 2,5 минуты, в зависимости от состояния учащихся. Используется для предотвращения утомления. Создают атмосферу, снижающую напряжение в коллективе;
• Релаксация – педагог самостоятельно выбирает время до или после урока. Используется для снятия усталости. Возможно использование под классическую, успокаивающую, музыку.
• Пальчиковая гимнастика – систематические упражнения по усовершенствованию движения кистей рук, а в частности пальцев, наряду со становлением речевой деятельности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Используются так же различные предметы, отличающиеся по форме, размеру и текстуре. Все это позволяет развивать мелкую моторику.
• Дыхательная гимнастика – позволяет скорректировать нарушения речевого дыхания. Помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие.
• «Су-Джок» - Методика Су-Джок диагностики заключается в поиске на кисти и стопе в определенных зонах, являющихся отраженными рефлекторными проекциями внутренних органов, мышц, позвоночника болезненных точек соответствия (су-джок точки соответствия, указывающих на ту или иную патологию.
Таким образом, применение в образовательном процессе здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации образовательного учреждения; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов и родителей детей.
Список литературы
1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии – Ростов-на-Дону. : Феникс, 2008г.
2. Сократов Н. В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. – М. : ТЦ Сфера, 2005 г.
3. Мальгавко Н. В. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОНР – ж. Логопед, №1, 2012г.
4. Панфёрова И. В. Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике. – ж. Логопед, №2, 2011г.