Ангелина Ушницкая
Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка-детский сад "Сардаана" муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия)
Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ
Работа музыкального руководителя Ушницкой А. В.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2021
Сохранить здоровье ребенка – главная задача, стоящая перед всем персоналом детского сада. Опыт показывает, что только совместная работа педагогов и медицинских работников по оздоровлению детей может дать необходимый эффект.
Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей в последние годы становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ. Педагоги и медики ищут новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностях каждого ребенка.
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – достаточно новое направление в музыкальном воспитании дошкольников.
Цель проводимой работы: организовать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
Помимо образовательных и воспитательных задач, такая работа ставит перед собой и оздоровительные задачи:
1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
2. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
3. С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость, включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.
Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей ребенка.
Виды занятий - индивидуальные, по подгруппам и фронтальные. По содержанию - типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий:
- Валеологические песенки-распевки;
- Дыхательная гимнастика;
- Артикуляционная гимнастика;
- Оздоровительные и фонопедические упражнения;
- Игровой массаж;
- Пальчиковые игры;
- Речевые игры;
- Музыкотерапия.
Валеологические песенки-распевки
Валеологические песенки – отличное начало любого музыкального занятия. Они поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению.
Доброе утро!
Доброе утро! /Поворачиваются друг к другу
Улыбнись скорее! /Разводят руки в стороны
И сегодня весь день /Хлопают в ладоши
Будет веселее.
Мы подгладим лобик /Движения по тексту
Носик и щечки
Будем мы красивыми /Постепенно поднимают руки вверх,
Как в саду цветочки / выполняя «фонарики»
Разотрем ладошки /Движения по тексту
Сильнее, сильнее
А теперь похлопаем
Смелее, смелее.
Ушки мы теперь потрем
И здоровье сбережем
Улыбнемся снова
Будьте все здоровы!
В основном я использую валеологичесие песенки как в начале занятия, так и вместо привычной физминутки. Несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, позитивно влияют на настрой детей, улучшают эмоциональный климат на занятии.
Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика для детей приучает дышать носом (что важно для профилактики респираторных заболеваний, тренирует дыхательные мышцы, улучшает вентиляцию легких, повышает насыщение крови кислородом. Кроме того, дыхательная гимнастика через движения диафрагмы и мышцы живота осуществляет массаж внутренних органов, тренирует сердечно-сосудистую систему, повышая устойчивость к гипоксии (недостатку кислорода).
Упражнение "Задуй свечку" Описание упражнения : Ребенок держит полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Предложите ему медленно и тихо подуть на "свечу" так, чтобы "пламя свечи" отклонилось.
Упражнение "Сдуть с руки снежинку" Описание упражнения : Положите на ладонь ребенку маленький кусочек ваты. Держа ладонь с ваткой на уровне рта, ребенок на выдохе сдувает ватку. Можно предложить подуть так, чтобы ватка улетела как можно дальше.
Упражнение "Горячий чай" Описание упражнения : Предложите ребенку подуть на пригоршни рук, имитируя дутье на горячий чай.
Упражнение "Воздушный шар" Описание упражнения: Предложите ребенку развести перед собой руки, изображая "воздушный шар". Во время выдоха ребенок произносит звук "ф-ф-ф" и скрещивает руки на плечах.
Упражнение "Часики". Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперёд и назад, произносить «тик-так». Повторить 10-12 раз.
Упражнение "Трубач". Сесть, кисти сложить в трубочку, поднять почти вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф». Повторить 4-5 раз.
Упражнение "Петух". Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопнуть ими по бёдрам. Выдыхая, выдыхая произносить «ку-ка- ре-ку». Повторить 5-6 раз.
Упражнение "Каша кипит".Сесть, одна рука на животе, другая – на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании – выдох. Выдыхая, громко произносить «ф- ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.
Упражнение "Паровозик". Ходить по комнате, делать попеременные махи согнутыми в локтях руками И проговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течении 20-30 сек.
Упражнение "На турнике". Встать прямо, ноги вместе, гимнастическую палку держать обеими руками перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки – вдох, палку опустить назад за голову – долгий выдох. Выдыхая произносим «ф-ф-ф-ф- ф». Повторить 3-4 раза.
Упражнение "Шагом марш!" Встать прямо, гимнастическая палка в руках. Ходить высоко поднимая колени. На два шага – вдох, на 6-8 шагов – выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше». Повторять в течении 1,5 мин.
Упражнение "Летят мячи". Встать прямо руки с мячом перед грудью. Бросить мяч от груди вперёд. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 5-6 раз.
Упражнение «Насос». Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону – выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом произносить «с-с-с-с-с». Сделать 6-8 наклонов в каждую сторону.
Упражнение «Регулировщик». Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение руки и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5-6 раз.
Упражнение «Вырасти большой». Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4-5 раз.
Упражнение «Лыжник». Имитация ходьбы на лыжах в течении 1,5-2 мин. На выдохе произносим «м-м-м-м-м».
Упражнение «Маятник». Встать прямо, ноги на ширине плеч, палку держать над головой ближе к плечам. Наклонять туловище в стороны. При наклоне – выдох, произносится «т-у-у-у-х-х». сделать 3-4 наклона в каждую сторону.
Упражнение «Гуси летят». Медленная ходьба в течении 1-3 мин. Поднять руки в стороны – вдох, опустить вниз – выдох, произносить «г-у-у-у-у».
Упражнение «Семафор». Стоя или сидя, спина прямо. Поднять руки в стороны – вдох, медленно опустить вниз – длительный выдох, произносится «с-с-с-с-с». Повторить 3- 4 раза.
Артикуляционная гимнастика
Основная цель артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Артикуляционные гимнастики способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, развивают музыкальную память, запоминание текста песен, вниманию, развивают чувство ритма, учат имитации движений животных.
«Овощи»
Жил на свете бегемот,
Широко открывши рот, открывать широко рот
Он ходил в свой огород,
Улыбался во весь рот. «Улыбочка»
Брал лопатку в руки «Лопаточка»
И копал без скуки,
Вверх – вниз, вверх- вниз "Качели"
Наклонялся наш малыш.
Вот зелёный удалец – "Трубочка"
Это вкусный огурец,
Здесь не рыжая плутовка, "Втянуть щеки"
Это тонкая морковка.
Здесь пузатый кабачок "Щеки надуть"
Солнцу показал бочок.
Вот здесь горьки лук, чеснок, "Плевательные движения"
Съесть он их уже не смог.
Надо овощи сажать,
Чтоб здоровым, сильным стать. "Язычок силач"
«Фрукты»
На лесной опушке
Жил енот в избушке.
Утром рано он вставал
Окна, двери открывал, широко открыть рот
Свежий воздух запускал. вдыхать открытым ртом
Отправлялся в сад он, ух – ты,
Собирал себе он фрукты.
По ступенькам вниз спускался, «Ступеньки»
После вверх он поднимался.
Вот на ветке висит груша, «бублик»
Съест её мышонок Луша.
А для маленького заиньки
Кругленькие яблоки. Надуть щёки
Сливы много мы нарвём,
В чашку все мы их кладем. «Чашечка»
Дома сварим мы варенье «Вкусное варенье»
Завтра ждёт всех веселье.
Будем чай с вареньем пить,
Под гармошку песни лить. «Гармошка»
На качелях все качаться «Качели»
Урожаю улыбаться! «Улыбочка»
«Приключения зайки»
Жил на свете серый зайка
Всем кричал: «Со мной играй-ка»
Утром рано просыпался,
Чисто - чисто умывался. язычком облизывать губы
Открывал на окнах шторку, открыть рот
Делал влажную уборку. Во рту водить языком
Про зарядку не забыл, «качели»
Грызть морковку приступил. Изобразить как грызут
В лес отправился скорей.
Встретил много там друзей.
У пруда сидит лягушка
Села на язык ей мушка. «Улыбочка»
Вот устал колючий ёж,
Гриб нашёл, не унесёшь. «Грибок»
Вот хомяк спешит домой надуть щёки
Набил щёки он едой.
Вот олень с рогами,
Цок, цок, цок ногами. «Лошадка»
Он спешит, бежит рысцой.
И скорей, скорей домой.
Это друг любимый – мишка
Собирает в лесу шишки.
Ест малину, сладкий мёд Жевательные движения,
Зайку в гости он завёт. облизывать губы
Зайка наш домой идёт,
Дома чай из чашки пьёт. «Чашечка»
Окна двери закрывает, открытый рот закрыть
И в кроватке засыпает. «Лопаточка»
Оздоровительные и фонопедические упражнения
Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В. Емельянова, М. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком. Например:
"Динозаврик"
Четыре динозаврика, ура, ура, ура!
Мы любим петь и танцевать, тарам-па-ра-ра-ра!
Смешные мы, хорошие, мы любим пошалить!
И мы все время заняты, нам некогда грустить!
Дети голосом "рисуют" динозаврика, используя последовательность: "У-о-а-ы-и-скрип!"
«Лень»
На меня напала ле - ень
День и ночь, день и ночь, ле – е - ень
От жары укрыться в тень ле - е-е-ень
Даже пнуть ногою пень ле е е нь.
А-а-а ноги руки ватные
И-и-и голова квадратная. (ленивые червячки)
Упражнение «Погреемся»
Мерзнут на ветру ладошки
Мы погреем их немножко.
(сначала дети дышат бесшумно, затем с голосом «а-а-а», далее чередуют: на правую бесшумно, на левую – с голосом, потом наоборот)
Упражнение» Посчитаем»
Дети считают, усиливая голос от шепота до крика.
Например,
1 – шепотом
2 – тихо
3- громче
4 – еще громче и т. д.
Упражнение «Капризка»
Я не буду убираться! Я не буду кушать!
Целый день я буду ныть, никого не слушать!
Затем дети кричат «а-а-а!», воют «У-у-у!», визжат «И-и-и!»
Упражнение «Тигр вышел погулять»
1,2,3,4,5, тигр вышел погулять. Р-р-р-р! Движение вверх, глиссандо
Запереть его забыли, 1, 2, 3, 4, 5, Р-р-р-р! Глиссандо вниз
Он по улице идет. Р! Р! Р! Произносить коротко но активно верхнем регистре
Ни кому не пристает Р! Р! Р! Произносить коротко в низком регистре
Но от тигра почему – то разбегается народ. А! А!А! звуки похожи на крики чаек.
Здравствуйте, лягушки! Ква, ква, ква! (рисуют голосом динозаврика)
Здравствуйте, котята! Мяу! Мяу! (глиссандо вверх, потом вниз)
Игровой массаж
Почему нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком? Почему всем – и взрослым, и детям – нравится массаж? Все дело в том, что массируя определенные точки тела, мы бессознательно посылаем положительные сигналы сердцу, легким, печени, желудку и другим органам. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Кроме того, поднимает настроение и улучшает самочувствие человека. Ребенок может легко научиться этому в игре.
Дождик
(дети встают друг за другом «паровозиком»)
Дождь, дождь, надо нам
Расходиться по домам /хлопают ладонями по спине
Гром, гром, как из пушек
Нынче праздник у лягушек /поколачивают кулачками
Град, град, сыплет град
Все под крышами сидят /постукивают пальчиками
Только мой братишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин /поглаживают спинку ладошками
(дети поворачиваются на 180 градусов и повторяют массаж еще раз)
Вот на улице мороз
Вот на улице мороз! /Поглаживают руки
Ну-ка, все потрите нос! /Трут кончик носа.
Ни к чему нам бить баклуши /Грозят правым указательным пальцем.
Ну-ка, взялись все за уши:
Покрутили, повертели,
Вот и уши отогрели! /Указательным и большим пальцами /держатся за мочки ушей /и вращают их вперед, затем назад.
По коленкам постучали, /Стучат ладонями по коленям.
По плечам похлопали, /Руки — скрестно на уровне груди, хлопают ладонями по плечам.
Ножками затопали! /Топают ногами.
Пальчиковые игры
Пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к письму, рисованию, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление.
Кошка
Посмотрели мы в окошко /делают пальцами обеих рук «окошко»
По дорожке ходит кошка / «бегают» указательным и средним пальцами /правой руки по левой руке.
С такими усами /показывают «длинные усы»
С такими глазами /показывают «большие глаза»
Кошка песенку поет
Нас гулять скорей зовет /»зовут» правой рукой
Песочный домик
Вот песочница большая /разводят руки в стороны
С крышею в горошек /руки «домиком» над головой
Из песка мы строим дом /стучат кулачком о кулачок
В доме пять окошек /показывают раскрытую ладошку – «пять»
Первое – для зайчика /загибают по очереди пальчики
Второе – для совочка
В третьем куколка стоит
В четвертом – два грибочка.
В пятом кругленьком окошке
Уложили спать мы кошку /ладошки «спят» под щечкой
Только кошке места мало /грозят пальчиком
Прыг! И домик наш сломала /шлепают ладошками по коленям.
Капуста
Мы капусту рубим-рубим (Бьют по столу ребрами ладоней)
Мы капусту солим-солим (сложить ладони в щепоть)
Мы капусту трем-трем (Трут ладошкой о ладошку)
Мы капусту жмем-жмем (Сжимают кулачки)
Речевые игры
Что же такое «речевая игра»? Это стихи, с которыми и в которые можно играть. Известно, что речевые игры и развлечения помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельности, игра снимает напряжение, обычно возникающее у детей во время занятий. У детей, увлечённых игрой, повышается способность к непроизвольному вниманию, обостряется наблюдательность, а это необходимые качества для подготовки к школе. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст дети поют или ритмично декламируют хором, соло или дуэтом.
Основой служит детский фольклор. К звучанию мы добавляем музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности.
«Листопад»
Осень, осень! Листопад! (ритмичные хлопки) Лес осенний конопат (щелчки пальцами)
Листья рыжие шуршат (трут ладошкой о ладошку) И летят, летят, летят! (качают руками)
«Солнышко»
Солнышко, солнышко, Ритмичные хлопки.
Выгляни в оконышко.
Твои детки плачут, Притопы.
По камушкам скачут. Лёгкие прыжки с хлопками.
«Дождь»
Дождь, дождь, дождь с утра.
Веселится детвора! Хлопки чередуются со шлепками по коленям.
Шлеп по лужам, Лёгкие прыжки на месте.
Шлеп-шлеп. Притопы.
Хлоп в ладоши, Хлопки.
Хлоп-хлоп.
Дождик, нас не поливай, Грозят пальцем.
А скорее догоняй! Убегают от «дождика».
«Фома»
Стучит, бренчит по улице: Притопы с хлопками.
Фома едет на курице, Щелчки по бедрам.
Тимошка – на кошкеЩелчки.
По кривой дорожке. Показывают руками кривую Дорожку.
Фома песенку поёт, «Пружинка» с хлопками.
Тимка семечки грызет.
Ехали, ехали, Кружатся дробным шагом.
В темный лес заехали.
В лесу мишка сидит Присаживаются на корточки.
И на нас рычит:
- Р-р-р-р! Убегают от «мишки».
«Снег»
Как на горке – снег, снег, Поднимают руки вверх, два
хлопка.
И под горкой – снег, снег, Приседают на корточки.
Два шлепка.
И на елке – снег, снег, Поднимают руки вверх, два
хлопка.
И под елкой – снег, снег. Приседают на корточки.
Два шлепка.
А под снегом спит медведь. Притопы.
Тише, тише. Не шуметь! Произносят шепотом,
указательный палец возле губ.
Музыкотерапия
Музыкотерапия бывает пассивная и активная. Правильно подобранная музыка повышает иммунитет, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека.
Звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности, физически взбодрить, придать человеку силы. Интеллектуальной сфере соответствует фортепианная музыка. Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Звучание скрипки, виолончели развивают в человеке чувство сострадания. Хорошо, если детей в группе утром будет встречать солнечная мажорная классическая музыка, добрые песни с хорошим текстом. Ведь каждый день ребенку наносится травма – ситуация отрыва от дома и родителей. И музыка в этом плане оказывает неоценимую услугу. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической музыки, наполненной звуками природы, шелестом листьев, голосами птиц, шумом морских волн, журчанием ручейка. Для подъема после сна желательно использовать тихую, нежную музыку. Она должна быть постоянной в течение месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыки, малышам будет легче переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы упражнений, не поднимая с кроватей детей.
Музыка для встречи детей:
Бах И. «Шутка»
Рубинштейн А. «Мелодия»
Моцарт В. «Турецкое рондо»
Музыка для релаксации:
Бетховен Л. «Лунная соната»
Сен-Санс К. «Лебедь»
Дебюсси К. «Лунный свет»
Музыка для пробуждения после сна:
Григ Э. «Утро»
Сен-Санс К. «Аквариум»
Чайковский П. «Вальс цветов»
Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта – важнейшая задача всех ДОУ. Современные методы здоровьесбережения должны присутствовать во всех видах педагогической деятельности. Организация в ДОУ музыкальных занятий с использованием этих технологий поможет обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыша.