Ирина Халанская
Использование здоровьесберегающих технологий в приобщении детей раннего возраста к ЗОЖ
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее время количество абсолютно здоровых детей в России снизилось с 23% до 15% и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания с 16% до 17,3%. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее 2-х заболеваний в год. Примерно 20-27% детей относятся к категории часто и длительно болеющих.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в приобщении детей раннего возраста к ЗОЖ» размещена в разделах
В связи с этим перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей.
Федеральные государственные стандарты к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы.
В связи с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создании оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.
Цель: сформировать осознанную установку у детей на здоровый образ жизни, развитие ценностных ориентаций, положительных личностных качеств и активной жизненной позиции по отношению к своему здоровьюЗадачи :
обеспечить активную позицию детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни
развивать у дошкольников физические качества, инициативность, самостоятельность, ответственность
организовывать социально-деловое и психолого-педагогическое партнерство педагогов, детей и родителей, направленное на физическое развитие
совершенствовать личную профессиональную компетентность в вопросах сохранения и укрепления здоровья.
Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском сады: детей, педагогов, родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Дошкольный возраст является решающим в формировании здоровья. Именно в период до 7 лет идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очевидна значимость формирования у детей знаний и практических навыков здорового образа жизни. Под здоровым образом жизни понимается активная деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение собственного здоровья.
Приобщение детей к здоровому образу жизни предполагает использование эффективных педагогических технологий.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников :
Динамические паузы/физминутки, включающие в себя: пальчиковые, дыхательные, артикуляционные и гимнастики для глаз.
Спортивные и подвижные игры
Тренажеры и контрастная дорожка
Технологии обучения ЗОЖ :
Физкультурные занятия
Гимнастика после сна
Точечный массаж
Бассейн
Спортивные праздники, развлечения
Дни здоровья
Ролевая имитационная игра
Коррекционные технологии :
Технологии музыкального воздействия
Арт-терапия
Сказкотерапия
Технологии воздействия цветом
Психогимнастика
Для реализации здоровьесберегающих технологий в детском саду должны быть созданы следующие условия:
Условия для укрепления здоровья детей, гармоничного физического развития, а именно спортивные площадки, оборудованный тренажерный уголок и спортивный зал, которые оснащены стандартным и нестандартным оборудованием, необходимым для комплексного развития ребенка
В каждой возрастной группе должны быть оборудованы уголки двигательной активности, оснащенные согласно возрасту всем необходимым оборудованием
Для каждой возрастной группы должен быть составлен режим двигательной активности, разработана система закаливания с учётом сезона, возраста
Заключение
Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают и статистические показатели. Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов, 75% всех болезней человека заложены в детские годы. Педагог может сделать для здоровья воспитанника не меньше, чем врач. Воспитатель должен обучаться психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих воспитанников. Образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей. Понятие «здоровьесберегающие технологии» как раз и интегрирует все направления работы дошкольного учреждения по сохранению, формированию и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.