Светлана Переверзина
Использование здоровьесберегающих технологий как приоритетное направление образовательной деятельности с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Использование здоровьесберегающих технологий как приоритетное
направление образовательной деятельности с дошкольниками
Охрана и укрепление здоровья одна из важнейших задач дошкольного образования. Здоровье в настоящее время рассматривается как условие и базис для формирования и совершенствования социальных, духовных и интеллектуальных достижений человека.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий как приоритетное направление образовательной деятельности с дошкольниками» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
Такой взгляд требует серьезного внимания к ребенку, так как ключевые вопросы количества и качества жизни человека сконцентрированы в периоде детства. Понимая под здоровьем дошкольника интеграцию разнообразных характеристик его физического, психического и социально-нравственного развития, обеспечивающих определенный уровень умственной и физической работоспособности и быстрой, адекватной адаптации к социальной среде, работу по здоровьесбережению детей дошкольного возраста можно рассматривать в нескольких аспектах: коррекция, сохранение и приумножение.
Однако, по данным системы здравоохранения, в настоящее время состояние здоровья детей дошкольного возраста снижается. Поэтому актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях.
Усилия работников МБДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Поэтому именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования.
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий в детском саду зависит от: конкретных условий дошкольного образовательной организации; организации здоровьесберегающей среды; от основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения (далее ООП ДО); от показателей здоровья детей; профессиональной компетентности педагогов.
Целью, которых является обеспечение возможности сохранения здоровья детей за период нахождения в детском саду; формирование необходимых знаний и навыков и использование полученных знаний в повседневной жизни.
Чтобы результативно реализовать здоровьесберегающие технологии в образовательной деятельности, необходимо применять некоторые технологии по их здоровьесберегающей направленности.
1) личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставится личность ребенка, где необходимо обеспечить комфортные условия его развития и реализация природных возможностей.
2) педагогика сотрудничества. Приоритет воспитания над обучением позволяет в рамках формирования общей культуры личности, последовательно воспитывать культуру здоровья дошкольника и их родителей. [/i]
3) технологии развивающего обучения, которые строятся на идеях Л. С. Выготского, в частности - его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития детей.
Ориентация на “зону ближайшего развития” дошкольника позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий.
Приоритетными направлениями для детей дошкольного возраста является воспитание потребности в здоровье и здоровом образе жизни.
Работая с детьми дошкольного возраста необходимо использовать следующие принципы:
- Принцип «Не навреди!», учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, в конкретных условиях.
-Принцип сознательности, нацеливать на формирование глубокого понимания, устойчивого интереса.
-Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи в совместной деятельности педагога с детьми.
-Принцип повторения является одним из важнейших, в результате многократного повторения вырабатываются динамические стереотипы.
-Принцип постепенности важен для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребенка, предполагает преемственность ступеней обучения - Принцип индивидуализации и доступности, опираясь на индивидуальные особенности каждого ребенка, необходимо планировать и прогнозировать его развитие.
-Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.
-Принцип наглядности обязывает строить образовательный процесс с максимальным использованием форм привлечения органов чувств, к процессу познания.
- Принцип активности предполагает высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества дошкольников.
К факторам образовательной среды, которые значимы для сохранения здоровья дошкольника, относятся:
- методы и формы обучения;
- психологический фон совместной деятельности;
- санитарно-гигиенические условия; двигательный режим дня;
- рациональное питание; медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры в течение дня.
Важной составной частью здоровьесберегающей работы дошкольного образовательного учреждения является рациональная организация образовательной деятельности с детьми в течение всего пребывания ребенка в саду. Показателем, которой является правильная организация совместной деятельности педагога с детьми это и время проведения деятельности, и включение занятий активно-двигательного характера: (динамические паузы, занятия физической культурой, различные спортивные мероприятия).
В образовательном процессе с детьми важно использовать оздоровительную технологию преодоления воздействия информационно-психогенных факторов, которая включает в себя: щадящий режим подачи информации; правильная дозировка заданий; использование элементов релаксации; проведение эмоциональной зарядки; определение и фиксирование психологического климата; организация контроля за соблюдением правильной осанки, позы, за её соответствием виду работы.
Важнейшей задачей совершенствования воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении является организация двигательной активности детей дошкольного возраста. Недостаток двигательной активности одна из наиболее распространенных причин снижения адаптационных ресурсов организма воспитанников. Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи и мышлением.
Таким образом, используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Применение в работе ДОО здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОО, если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку, то будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОО и родителей детей.
Литература:
1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7.№ 2. С. 21–28. Алямовская В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В. Г. Алямовская //Дошкольное образование. — 2004. — № 17–24.
2. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие — М. ; Сфера, 2008.
3. Зедгенидзе В. Я. Формирование здоровья ребенка /В. Я. Зедгенидзе //Современный детский сад. — 2007. — № 1.
4. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. — М. :АРКТИ, 1999. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3–7 лет). — М. : ВЛАДОС, 2002.
5. Паршина И. В., Левыкина Л. В. Использование здоровьесберегающих технологий как приоритетное направление образовательной деятельности с дошкольниками // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №3. — С. 37-39.
6. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. — М. : Мозаика — Синтез, 2002.
7. СергиенкоТ. Е. Работа с педагогами по повышению их компетентности в области здорового образа жизни дошкольников /Т. Е. Сергиенко //Методист. — 2006. — № 10.