Папки-передвижки

Использование зарубежного и отечественного опыта в практике работы учителя-логопеда с детьми ОВЗ

Надежда Запасная
Использование зарубежного и отечественного опыта в практике работы учителя-логопеда с детьми ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

В деятельности учителя-логопеда современные технологии приобретают всё большее значение. Они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопеды используют в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, инновационные для неё технологии, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда

Публикация «Использование зарубежного и отечественного опыта в практике работы учителя-логопеда с детьми ОВЗ» размещена в разделах

В своей статье выделила более актуальные методы и технологии, описанные ранее зарубежными и отечественными учеными для достижения конкретных целей в узкой направленности, применяемые в коррекционной работе для достижения наиболее быстрого и положительного результата.

Арт - терапия - это метод развития и изменения сознательных и бессознательных сторон психики личности с помощью различных форм и видов искусства.

Популярна для психологической коррекции невротических и психосоматических нарушений среди детей и подростков со сложностями в обучении и социальной адаптации. Выражает эмоциональное состояние рисующего.

Сам термин арт-терапия (от англ. «art» - искусство, «therapy» – лечение) впервые использовал английский художник Адриан Хилл. В 1938 году, находясь на лечении в туберкулезном санатории, в рамках трудотерапии он стал обучать других пациентов рисованию. В ходе занятий Хилл заметил, что творчество помогает пациентам справиться с душевными переживаниями и переносить физическую боль. Он же сформулировал определение и основные положения арт-терапии. Его пациенты избавлялись от тревожности с помощью рисования. А. Хилла считают основоположником классических видов арт-терапии.

Основателем психодинамической арт-терапии является Маргарет Наумбург, которая использовала творческие задания для коррекции различных отклонений у детей с умственной отсталостью.

Наумбург делает особый акцент на очень важной роли подсознания: она верила в то, что искусство выводит на передний план неосознанные чувства и переживания, и в этом данная методика похожа на психоанализ, который традиционно использовался для проработки подсознательных аспектов человеческого опыта. Она часто использовала искусство для того чтобы помочь клиентам визуализировать межличностные конфликты, а потом разрешить их, и она утверждала, что не терапевт, а сам клиент должен интерпретировать смыслы и значения искусства.

Так возникли две концепции – одна подчеркивает художественный опыт творческого процесса, другая – делает упор на терапевтический эффект, полученный с помощью искусства.

Профессиональное становление арт-терапии в России началось значительно позже. Важную роль в популяризации терапевтических возможностей творчества в нашей стране сыграли врачи-психиатры и психотерапевты такие, как

Малиновский Павел Петрович. Бурно Марк Евгеньевич, (психотерапевт. ведущий обучающего цикла "Терапия творческим самовыражением". автор цикла лекций о психотерапии депрессивных расстройств, психотерапии шизофрении и др., о направлениях психотерапии, различных психотерапевтических методах)

Э. Бабаян, Хайкин Роман Б. (автор книги Художественное творчество глазами врача) –

Они Описывали лечение душевнобольных: чтением, путешествиями, игрой в шахматы, писанием под диктовку, пением», садоводством, рисованием, переписыванием, театром и науками (математика, география); где использовали использовал индивидуально-клинический подход в зависимости от картины патологического состояния и отмечали благотворное влияние этой деятельности на состояние больных.

Арт-терапия является междисциплинарным подходом, соединяющим в себе различные области знания - психологию, медицину, педагогику, культурологию и др. Рядом учёных проведены исследования, связанные с изучением коррекционнореабилитационного потенциала арт-терапии в образовании и социальной сфере. Разрабатываются авторские программы социализирующей, профилактической и развивающей направленности с использованием методов арт-терапии. В работах Постальчук О. И, Повстян Л. А. раскрыты методы арт-терапии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями развития.

Показания для Арт-терапии это:

- Невротические расстройства

- Психосоматические расстройства

-Развитие креативности

-Развитие целостности личности

-Обнаружение личностных смыслов через творчество

-Внутри- и межличностные конфликты

-Кризисные состояния

-Потери

-Травмы

-Постстрессовые расстройства

Основная цель арт-терапии - гармонизация внутреннего состояния клиента, то есть восстановление его способности находить оптимальное, что способствует улучшение жизни, установлению равновесия.

Основные задачи арт-терапии определяются запросом клиента, и позволяет решить следующее:

-Проработать подавленные мысли и чувства.

-Установить контакт с клиентом.

-Развить самоконтроль.

-Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.

-Развить творческие способности и повысить самооценку

Увеличение количества детей, имеющих речевые патологии, диктует необходимость пересмотра имеющихся методов и технологий коррекционно-развивающей работы в группах для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дошкольных образовательных учреждений. У детей с речевыми патологиями нередко обнаруживается сложное сочетание нарушения речи и эмоциональной сферы. Они нуждаются в постоянной эмоциональной поддержке со стороны взрослых, которая необходима им для преодоления эмоциональных барьеров общения.

Арт-терапия имеет широкие возможности в развивающей и коррекционной работе с детьми-дошкольниками. Она позволяет развивать коммуникативные навыки ребёнка, способность к сотрудничеству со сверстниками. Кроме того, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.

Можно выделить несколько видов арт-терапии, которые может использовать логопед в своей работе:

-изотерапия – классический метод арт-терапии, любимый детьми, самый доступный на логопедических занятиях. С помощью рисования можно выразить свои эмоции, избавиться от страхов, а также освоить новые знания

-музыкотерапия – прослушивание музыки, игра на музыкальных инструментах, а также ритмичные хлопки руками, логоритмика под музыку и т. д. Музыка может умиротворять, расслаблять и активизировать, облегчать печаль и вселять веселье; может усыплять и вызывать приток энергии.

- игротерапия помогает преодолеть психологические и социальные трудности, которые препятствуют личностному развитию. С помощью игрушек ребенок моделирует разные ситуации, проецирует свои мысли и чувства. В игре развивается образное мышление, творческое воображение и речь.

-сказкотерапия – чтение, прослушивание, сочинение детьми сказок, рассказов.

-цветотерапия – воздействие на физическую и психологическую сторону детей с помощью цвета.

-пескотерапия – это игра песком или рисование на нем. Увлекательные упражнения и игры позволяют ребенку не только раскрыть свои творческие способности, но и избавиться от страхов, комплексов и эмоционального напряжения.

-глинотерапия и тестопластика. Глина — прекрасный материал для игр и детского творчества. Профилактика личностных отклонений, и выход негативных эмоций, снятие нервно-психического напряжения. При работе с глиной развивается мелкая моторика, что благоприятно сказывается на развитии речи

Включение в структуру логопедических занятий различных видов арт-терапии не только обогащает занятие и делает его более интересным, но и создает у детей мотивацию и позитивное отношение к процессу обучения. Арт-терапия помогает ребенку выразить свои чувства, эмоции, преодолеть трудности, которые не позволяют ему полностью участвовать в процессе занятия.

ЛЕГО-технология – это новая успешно развивающаяся педагогическая технология. Она является универсальной технологией, способствующей оказывать мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи через манипуляции с этим конструктором. А это является очень важным при работе с детьми имеющие нарушения речи, в частности оказывает коррекционное воздействие на детей имеющее общее недоразвитие речи (ОНР)

Почему была создана LEGO-терапия?

Лего-терапия была первоначально разработана в США доктором Даниэлем ЛеГоффом, детским нейропсихологом, примерно в 1999 году. Она была открыта случайно, когда двое из клиентов доктора — восьмилетние мальчики с синдромом Аспергера, у которых были проблемы с социальным взаимодействием — были обнаружены возбужденно играющими и разговаривающими в зале ожидания.

Это было совершенно не в их характере, так как раньше мальчики не проявляли интереса ни друг к другу, ни к кому-либо другому. Но по совпадению в тот день оба мальчика принесли на встречу конструкторы Lego, и когда один приходил, а другой уходил, они обнаружили, что оба разделяют страсть к Lego.

Доктор ЛеГофф организовал специальные занятия, чтобы позволить двум мальчикам встретиться и поиграть в Lego. Это позволило терапевтам работать с ними над улучшением их социальных навыков. Мальчики были счастливы работать вместе, делиться друг с другом, сменять друг друга и разрешать любые конфликты, лишь бы им разрешалось строить модели Lego. Затем другие молодые люди, посещавшие клинику доктора Легоффа, выразили заинтересованность в том, чтобы присоединиться к занятиям Lego Club, и вскоре в них приняли участие семеро детей.

Конструкторы LEGO чрезвычайно популярны среди детей с аутизмом. Они предлагают простое, предсказуемое, повторяющееся занятие, которое можно выполнить самостоятельно, без посторонней помощи. Они также являются частью системы игрушек, которые выглядят и работают похожим образом.

в 2003 доктор Дэниел ЛеГофф начал экспериментировать с лего-терапией. Его идеей и целью было создать эффективную программу социальных навыков, которую можно было бы использовать в различных условиях и которую можно было бы перенести на реальные взаимодействия со сверстниками.

В самой базовой форме ЛЕГО-терапии дети работают в группе, выполняя следующие роли: У каждого ребенка она своя: инженер, поставщик или строитель.

У инженера есть инструкции какие детали нужно передать строителю, которые нельзя показывать другим.

У поставщика есть детали, а строитель должен собрать игрушку.

Формат занятий — с инженером, поставщиком и строителем — была разработан таким образом, чтобы заставить детей с социальными трудностями работать вместе и использовать сложный язык, чтобы их понимали.

В 2004 году ЛеГофф опубликовал статью, демонстрирующую уже положительные результаты созданной им программы.

Отметим, что терапевтический эффект применения ЛЕГО отмечен многими зарубежными учеными.

Так, например Л. Кегель, У. Фрит, клинический директор Центра аутизма, считает ЛЕГО-терапию лучшим видом терапевтической работы, поскольку ребенку весело, для него это игра, а не лечение, он не чувствует «внешнего вмешательства» и называют методику Д. Б. ЛеГоффа практическим руководством по объединению игроков и совместного творчества с помощью «чистой магии» ЛЕГО

Применение ЛЕГО-технологии, является незаменимым в коррекционно-развивающей работе педагогов групп коррекционной направленности для детей с ОВЗ.

Фирмой ЛЕГО предлагается широкий выбор наборов: «Дом», «Аэропорт», «Зоопарк», «Семья» и другие. Поэтому работу с конструктором и, в частности, игры можно использовать с различными целями:

- развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем (обрабатыванию навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразованию существительных с предлогами и без, словообразованию глаголов с использованием различных приставок, а также образование сложных слов);

- формированию графического образа букв при обучении грамоте, а также развитию тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами на ощупь; дифференциация звуков по твердости-мягкости;

- овладению звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых и мягких согласных);

- составлении схемы предложения в виде поровозика с длинными и короткими (предлог) вагончиками;

- в автоматизации звуков в ходе игры (выстраивание «волшебных» ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит», называя соответствующие слоги и слова);

- формированию пространственной ориентации;

- тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (что в свою очередь стимулирует развитие речи);

- развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления).

Таким образом Лего-технологии позволяют:

-оптимизировать педагогический процесс

-расширять образовательное пространство;

-обогащать развивающую предметно – пространственную среду;

-обеспечивать развитие психических процессов и мелкой моторики рук;

дают возможность самовыражения детей, и тем самым способствуют речевому развитию дошкольников.

Отечественные логопеды и зарубежные педагоги однозначно отмечают, что использование в работе с детьми конструкторов ЛЕГО позволяет за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов в коррекции нарушений речи. Оно также направлено на предупреждение вторичных дефектов, что способствует становлению ребенка как личности (Т. В. Лусс).

Дети не просто выполняет заученные действия, они видоизменяют их, получая новые результаты. Развивающееся мышление даёт возможность заранее предусматривать результаты своих действий, планировать их.

Дети с ОНР воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению коррекционного материала.

Биологическая обратная связь — технология, включающая в себя комплекс исследовательских, немедицинских, физиологических, профилактических и лечебных процедур, в ходе которых человеку посредством внешней цепи обратной связи, организованной преимущественно с помощью компьютерной техники, предъявляется информация о состоянии и изменении тех или иных собственных физиологических процессов.

Развитие учения И. П. Павлова и И. М. Сеченова об условных рефлексах и регулирующей роли коры позволило зародиться понятию биологической обратной связи (БОС). Это научное направление появилось в самом начале 20-го века в Институте экспериментальной медицины (Санкт-Петербург).

Развивая эти идеи, К. М. Быков, П. К. Анохин, Н. П. Бехтерева. П. К. Анохин показали, что принципу обратной связи принадлежит решающая роль в регулировании как высших приспособительных реакций человека, так и его внутренней среды.

Активное изучение метода началось в конце 50-х годов XX века. Пионерами в разработке методов БОС в нашей стране стали ученые Института экспериментальной медицины Российской Академии Медицинских Наук. С Институтом связано и начало работы над технологией БОС под руководством Александр Афанасьевич Сметанкина, ныне — Президента Российской Ассоциации БОС.

Установлен факт, если представить человеку информацию о работе его внутренних органов, то он сможет ими управлять!

Как работает Бос-терапия

- специальные датчики, расположенные на теле человека, регистрируют физиологические параметры (пульс, температуру, сопротивление кожи, ритм ЭЭГ, и др) и это информация в обработанном виде отображается на мониторе.

- человек может сознательно изменять физиологические параметры, нормализуя, тем самым работу своего организма без применения лекарственных препаратов.

Цель Использование метода БОС в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста - формирование диафрагмально - релаксационного типа дыхания у детей, как нового дыхательного стереотипа, способствующего коррекции и профилактике сложных речевых нарушений.

А также обучения технике чтения, предупреждения последствий стрессовых реакций, предупреждения заболеваний, связанных с высокими речевыми и психо -эмоциональными нагрузками.

Основными задачами является:

1. Выработка координации работы речеобразующего аппарата: органов дыхания, артикуляции, голосоподачи на равномерном выдохе;

2. Формирование и развитие правильных речевых навыков, нового речевого и поведенческого стереотипов, нормализация функционального состояния организма;

3. Профилактика нарушений голоса и речи;

4. Формирование навыков саморегуляции.

Данная технология может применяться при заикании, алалии, афазии, дисграфии и дислексии, дислалии, дизартрии, ринолалии, расстройстве фонации на почве парезов и параличей гортани, функциональных дисфониях, нарушениях темпа речи, расстройствах речи у детей с нарушением слуха и зрения.

Коррекция речи осуществляется в два этапа:

У пациента формируют диафрагмально-релаксационный тип дыхания по методу БОС.

В фазу равномерного выдоха под контролем и физиологической длительности выдоха ребенка обучают новым навыкам голосообразования, артикуляции, речи и поведения.

Опираясь на полученные данные, с помощью аппаратуры БОС и под руководством логопеда ребенок обучается изменять работу собственного организма в требуемом направлении. Прибор принимает сигналы ЧСС (частоту сердечных сокращений) и ЧД (частоту дыхания) и передает их в компьютер, где идет преобразование сигналов.

Данный метод не оказывает вредного влияния на организм, а является только регистратором происходящих физиологических процессов.

Критериями эффективности коррекции речи с применением метода БОС являются:

1. Положительная динамика речевого развития и функционального состояния ребёнка.

3. Возрастание здоровой речевой активности ребёнка.

4. Умение пользоваться приобретёнными навыками в повседневной жизни.

Гарнитура FORBRAIN® — уникальное устройство, которое позволяет тренировать аудио-вокальный круг и развивать произвольный контроль речи. Он также позволяет улучшить слуховое восприятие, звуковое произношение, дикцию, а также концентрацию внимания и оперативную память.

Наш мозг может воспринимать звуки посредством двух разных каналов – внешнему воздушному и внутреннему костному. Именно последний используется в гарнитуре Forbrain®.

Forbrain® - это мини-гарнитура для костного звукопроведения, оснащенная динамическим фильтром, который закреплен на дужке «электронного» уха и микрофоном. который усиливает и корректирует восприятие сенсорного звукового послания, произведенного голосом. Особенно это важно при сложных речевых нарушениях.

В ответ пользователь регулирует свой собственный голос в соответствие с тем, что он слышит. Исходя из этого, голос становится звонче и ритмичнее.

Воздействуя на слух и восприятие FORBRAIN прямо влияет на механизмы слухового внимания, используемые в любом виде обучения.

Т. О. Используя наушники FORBRAIN— на занятиях по постановке звуков, удается в разы ускорить процесс автоматизации и введения в речь новых звуков.

А занятия можно начинать с 2-х лет без дальнейшего ограничения по возрасту.

Любой человек может улучшить цикл слуховой обратной связи, независимо от того, хотите ли вы развить общие аспекты обучаемости или потому что ощущаете нарушения этого цикла в связи с когнитивными или эмоциональными аспектами.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Использование агамографа в работе учителя-логопедаИспользование агамографа в работе учителя-логопеда Агамограф - это сложенный "гармошкой" лист бумаги, на котором под определенным углом можно увидеть две картинки. Основа - это две картинки,.

Использование дисков-головоломок в коррекционной работе учителя-логопедаИспользование дисков-головоломок в коррекционной работе учителя-логопеда Диски-головоломки - что это такое? Они похожи одновременно на круги Лулия и на пазл. Представляют собой три диска, соединенных друг с другом.

Использование сервиса «МAAM-Картинки» в работе учителя-логопедаИспользование сервиса «МAAM-Картинки» в работе учителя-логопеда Использование сервиса «МААМ-Картинки» в работе учителя-логопеда. В своей деятельности любой учитель-логопед постоянно ищет различные способы.

Использование загадок как один из приемов учителя-логопеда при изучении лексических темИспользование загадок как один из приемов учителя-логопеда при изучении лексических тем Загадки органично вплетаются в коррекционную деятельность, при изучении любой лексической темы. Дети любят загадочное и неизвестное, а.

Как легко учить стихи. Из опыта работы учителя-логопеда. У Вас все получилось, и ребёнок на занятии наконец-то произнес трудный и неподдающийся для него звук. Еще несколько занятий и можно приступать.

Мастер-класс для педагогов «Использование конструктора Лего в работе учителя-логопеда»Мастер-класс для педагогов «Использование конструктора Лего в работе учителя-логопеда» Мастер – класс для педагогов «Использование конструктора ЛЕГО в работе учителя-логопеда» Цель: ознакомление педагогов с технологией Лего.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование зарубежного и отечественного опыта в практике работы учителя-логопеда с детьми ОВЗ
Опубликовано: 26 апреля 2024 в 18:38
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование зарубежного и отечественного опыта в практике работы учителя-логопеда с детьми ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Запасная в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД