Ольга Борбонова
Использование этнокультурных элементов в изучении бурятского языка
Использование этнокультурных элементов в изучении бурятского языка
Программные педагогические задачи: познакомить традициями оформления юрты, одежды, посуды, мебели, различных бытовых предметов, зданий, (Художественные и символические особенности, расширять словарный запас новыми словами: гоеолто, хээ-угалза, байгаали,улзы,арбагар,годироо; воспитывать уважение и восхищение мастерством человеческих рук.
Планируемые результаты: проявляет познавательный интерес к особенностям строительства оформлению ; использует в речи новые слова; поддерживает диалог с взрослыми и сверстниками.
Публикация «Использование этнокультурных элементов в изучении бурятского языка» размещена в разделах
Материал: иллюстрации юрты; картины местных художников о родной природе, картинки с изображением ели, березы, ханза (поделки детей)
Подготовительная работа: экскурсии в музей, дацан, рассматривание и выполнение заданных работ по ознакомлению с бурятским орнаментом, участие в проектах «Жилище моих предков», «Национальная бурятская одежда», ознакомление со сказанием «Зеленый жеребенок».
Содержание деятельности:
Орнаментальное украшение создается по законам ритма и симметрии. Фрагмент орнамента, обладающий определенным смысловым значением, называют мотивом. Из одного или нескольких мотивов с помощью поворотов, отражений и сдвигов на равные шаги составляются разнообразные орнаментальные композиции.
Вы уже знаете что мотивы бурятских орнаментов делятся на геометрические, растительные, зооморфные (образы животного мира,изображающие силы природы и буддийские символы. Часто в орнаментальных композициях эти мотивы сочетаются друг с другом. (Показ слайдов).
Для раскрашивания бурятских орнаментов традиционно используются яркие, чистые цвета- голубой, зеленый, красный, синий, желтый и их близкие оттенки. Фон узора также окрашивается, и здесь уместны более темные цвета, даже черный на которых красочно, контрастно и радостно проявляется рисунок орнамента. Контуры мотивов иногда обводят тонкой белой или светло-голубой линией для придания узору легкости, визуального объёма.
Орнаментами украшают одежду и обувь, посуду и мебель, различные бытовые предметы, здания. Цветные узоры можно вышить, сделать аппликацию или нарисовать.
Наши предки придавали орнаментам особое символическое значение-защитное и благоприятное.
Например, кружок в узоре символизирует солнце, рога барана или оленя изображали для успешного размножения домашнего скота, плетенку «вечный узел»- как пожелание долголетия, счастья и достатка.
Откроем наши сундучки (ханза) что же там у нас? (бурятские народные орнаменты-элементы). Мы с вами уже знаем много и изготовили такие красивые ханза (повторить цвета, орнаменты-уhан хээ,гал хээ,уулэн хээ,ургамал хээ,уула хээ).Мы еще придумывали свои сказки оформляли бурятскими народными орнаментами (аппликация).
А сегодня мы с вами выполним работу, используя, знакомые орнаменты мы придумаем картину «Уголок природы нашего края». Прослушать описание нашей природы обсудить, выбрать нужные орнаменты. В процессе работы ведется беседа (ямар унгэтэйб? ямар хээ тааранаб? юу харуулнаб).
Итог занятия: представление работы (на бурятском языке)