Лучший педагог года

Использование народного фольклора в изучении хакасского языка (1 фото)

Галина Тогочакова
Использование народного фольклора в изучении хакасского языка
▼ Скачать + Заказать документы

Использование народного фольклора в изучении хакасского языка

Один древний мудрец однажды заметил: «Жалкая участь ждет тот народ, который не помнит славных дел своих предков и не чтит их память – он обречен на вымирание». Мировая история подтвердила слова этого умного человека. Десятки стран и народов, забывших о своих корнях, неизбежно растворялись в более многочисленных нациях и просто исчезали с лица Земли. Чтобы такого никогда не случилось с хакасским народом, который населяет древнюю землю, нам необходимо знать историю, гордиться ее культурой и передавать эти знания и любовь своим детям, внукам и правнукам.

Публикация «Использование народного фольклора в изучении хакасского языка» размещена в разделах

Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и самим собой.

Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научит чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из главных задач педагогов. Культура родного края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души. [1,стр. 6]

Древние мыслители, размышляя о значении культуры духовно-нравственного развития детей, отмечали, что только через освоение культуры своего народа лежит путь к нравственности.

Учитывая, что на Аскизской земле много связано с историей Хакасии, с хакасской культурой, мы раскрываем детям красоту родного края не только в ее сегодняшних проявлениях, но и в том, что связано с прошлым. У ребенка появляется возможность сравнить то, что есть, с тем, что было.

Любить свою Родину – значит знать ее, знать, прежде всего, свою малую родину. Педагоги нашего центра развития ребенка – детский сад «Тополек» используют в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. Краеведение – социально значимое и необходимое направление в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях тесно связанных с историей родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей живущих рядом, позволяет лучше почувствовать свое родное село, а значит стать созидателем своей малой Родины. [2,стр. 4]

«Уважение к прошлому – вот, что отличает дикость от воспитанности». Эти слова А. С. Пушкина актуальны и сегодня. [3,стр. 4]

Для знакомства детей с культурой, обычаями и традициями хакасского народа в группах создали предметно - развивающую среду с предметами быта, которая способствует лучшему усвоению знаний о Хакасии.

Формирование речи детей в дошкольные годы – одна из основных задач воспитания. В процессе усвоения родного языка дети познают окружающий мир, овладевают словарным составом речи, умением пользоваться им при общении с окружающим. Овладение родным языком облегчает обучение ребенка в школе.

«Программы обучения детей хакасскому языку» под редакцией Е. М.

Сагалаковой, В. Г. Карпова, «Иркiек» составитель М. С. Арчимаева нацелена на то, чтобы дать первые знания разговорной речи и приобщению к традиционной национальной культуре.

Для успешного освоения родного хакасского языка по программе отводится два занятия в неделю во всех возрастных группах от 3 до 7 лет Длительность занятий в младших группах 15-20 минут, в старших группах - 25-30 минут.

В нашем детском саду воспитание и обучение осуществляется на родном языке, что позволяет уже с дошкольного возраста приобщать детей к народной хакасской сказке. Язык сказок отличается большой образностью, выразительностью, простотой и эмоциональностью.

Народная сказка является одновременно источником мудрости, плодом жизненного опыта многих поколений. Она учит доброте, смелости, честности. В сказках нашли свое выражение вера народа в торжество справедливости, его любовь к родине, отношение к труду.

Нельзя воспитывать в человеке уважительного отношения к другим языкам и культуре, если для него свой язык и культура белое пятно. Есть образное сравнение, что язык – это почва под деревом нации. Язык живет и развивается только тогда, когда его питают традиции, обычаи, верование и этническое сознание. Именно самосознание является условием сохранения и обогащения языка. Владение только собственным языком придает черты нации, а значит, дает право полное использование языка во всех областях, в первую очередь в системе образования.

В дошкольном детстве, как известно ведущий вид деятельности – игра, в которой развиваются все познавательные процессы. Воздействуя на детей через игру, педагог учит, формирует технику правильного произношения слов, игра способствует запоминанию новых слова, обозначающих предметы и действия.

На занятиях по родному языку используются дидактические игры : «Орта ада»«Назови правильно», «Кем, хайда чуртапча?» - «Кто, где живет?», «Пу ниме?» - «Что это?», «Кем хайди тапсапча?» - «Кто как кричит?». Таким образом, через дидактические игры составляются словосочетания, небольшие предложения, на занятии присутствует игровой момент, играя, дети лучше познают свой родной язык.

Большое значение в процессе обучения языка играет устное народное творчество. Педагоги включают в педагогический процесс хакасские поговорки, пословицы, загадки, народные сказки. Язык сказок отличается большой образностью, выразительностью, простотой и эмоциональностью. В драматизации небольших сказок у детей младшего возраста роль сказочницы берет на себя педагог, дети повторяют за ним текст сказки, а к концу года сами начинают пересказывать небольшие сказки. Старшие дошкольники при драматизации исполняют роли сказочных героев. Драматизация сказок способствует лучшему усвоению родного языка. Педагоги используют технологию путешествие в сказку, где дети рассматривают сюжетные и предметные картинки из сказок. Ребенок по картинкам описывает героев сказок, а другие дети отгадывают кто это, из какой сказки. Отгадавшие первыми получают право составить загадку – описание по своей картинке. Воздействуя на ребенка через народную сказку, педагог только на первых порах учит играть те или иные роли сказочных героев, в дальнейшем он играет роль только организатора и регулятора отношений.

На занятиях используются загадки. Загадки у хакасов называются «таптырастар». Дети младшего дошкольного возраста с удовольствием отгадывают загадки, в которых указываются реальные признаки угадываемого предмета, его внешнего вида. Эти загадки называются описательными. Тематика загадок для детей младшего возраста ограничена. Это загадки о предметах, с которыми ребенок чаще сталкивается и которые ему интересны.

Старшие дошкольники имеют более широкие представления о животном мире, труде людей, явлениях природы. Это позволяет расширить тематику загадок. В этом возрасте используются литературные загадки. При отгадывании загадок используется педагогический прием «Помоги» : дети помогают «незнающей», «неумеющей» игрушке отгадать загадки. Загадки способствуют развитию памяти, образного мышления, быстроте умственных реакций.

Средствами загадки формируется любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову, доставляет ребенку эстетическое наслаждение.

Загадки используются на литературных викторинах, развлечениях. Педагоги предлагают загадки по сказкам. Это не только помогает закрепить содержание сказки, которую читали на занятии, но и развивает память детей, образное мышление, элементы логического мышления (сравнение, анализ, синтез). С образной загадки педагоги начинают любое занятие, развлечение и свободную деятельность детей.

Неотъемлемой частью народного фольклора являются частушки – тахпахи, колыбельные песни, песни хакасских композиторов. На музыкальных занятиях дети знакомятся с детскими песнями хакасских композиторов, сами их исполняют. Фольклорный ансамбль «Чахайахтар», созданный в нашем дошкольном учреждении является ярким подтверждением этому.

Ансамбль ежегодно принимает участие в районном конкурсе «Фольклор земли родной» и занимает призовые места.

Изучение родного языка с использованием народного фольклора создает неповторимую среду, которая действует на воображение, формирует индивидуальность ребенка, определяя его жизненный путь и душевные устремления. Ребенок не только познает свою малую Родину, но и откликается на события окружающего мира, выражает свое отношение к нему.

Народный фольклор входит в душу ребенка, заставляя находить в памяти знакомые сказки, частушки (тахпахи, загадки (таптырастар, тем самым, выражая любовь к народному искусству, своему народу, малой Родине.

Публикации по теме:

Использование музыкально-дидактических игр на основе якутского фольклора Цель - развивать музыкальные способности детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр на основе якутского фольклора.

Культурное развитие дошкольника средствами русского народного фольклора «Культурное развитие дошкольника, средствами русского народного фольклора». Необходимость обращения к истокам народного искусство, традициям,.

Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста Консультация на тему: «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста». Воспитатели: Аксенова О. А. Гарбузова.

Использование элементов народного творчества в режимных моментах Знакомство малыша с устным народным творчеством начинается с песенок, потешек. Язык народных песенок, потешек лаконичен, образен и богат.

Народное творчество хакасов. Изготовление хакасского народного украшения Пого в средней группеНародное творчество хакасов. Изготовление хакасского народного украшения Пого в средней группе В январе текущего года на базе детского сада были проведены две тематические недели по теме "Хакасия - республика, в которой я живу". В.

Опыт работы «Использование фольклора для всестороннего развития детей дошкольного возраста» Опыт работы на тему: «Использование фольклора для всестороннего развития детей дошкольного возраста». Слайд 2.“Воспитание, созданное самим.

План работы по самообразованию 2 мл гр «Развитие речи младшего дошкольника посредством русского народного фольклора» План работы по самообразованию Педагог МКДОУ «ЦРР-д/с «Теремок» С Кунашак, Челябинской области Нуриахметова Альфия Памировна Тема: «Развитие.

Проектная деятельность как средство развития УУД и формирования мотивации при изучении английского языка В 2015 году наша страна праздновала 70-летие победы в Великой Отечественной войне. Эта победа имела огромное значение не только для русского.

Использование фольклора в целях нравственно-патриотического воспитания детей Выступление на педсовете воспитателя средней группы Сульдиной О. Н. по теме «Использование народного фольклора в целях нравственно – патриотического.

Значение художественной литературы и народного фольклора в воспитании дошкольников Художественная литература и фольклор в самых разнообразных формах- сказках, рассказах, стихах, потешках, загадках, пословицах, поговорках.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование народного фольклора в изучении хакасского языка
Опубликовано: 16 июня 2017 в 18:25
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование народного фольклора в изучении хакасского языка» (включая файлы) размещена пользователем Галина Тогочакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД