Галина Александровна Аксенова
Использование элементов технологии эдъютеймент в преподавании истории и обществознания
▼ Скачать + Заказать документы
Использование элементов технологии эдъютеймент в преподавании истории и обществознания
Образование является одним из факторов конкурентоспособности страны на мировой арене. Будущее страны напрямую зависит от нынешних обучающихся: школьников и студентов. Поэтому закономерно, что целью национального проекта «Образование до 2024 года» является обеспечение конкурентоспособности российского образования на международном уровне, а ключевой задачей создание условий, в которых нашим детям будет комфортно развиваться. Одним из путей решения является внедрение новых методов образования и воспитания, а также поиск повышения учебной мотивации в образовательном процессе. Использование новых образовательных технологий, и прежде всего, технологии эдьютеймент создает максимальную мотивацию к обучению. По мнению философа Аристотеля, познание начинается с удивления. Главным мотивом технологии эдьютеймент является именно любопытство, новизна, стремление узнать что-то новое в интересной форме.
Публикация «Использование элементов технологии эдъютеймент в преподавании истории и обществознания» размещена в разделах
Термин «эдьютейнмент» образован из двух английских слов “entertainment” и “education” и объединяет в себе развлечение и обучение. Н. А. Кобзева дает такое определение: «Эдьютейнмент – это технология обучения, рассматриваемая как совокупность современных технических и дидактических средств обучения, которая основана на концепции обучения через развлечение, смысл которой заключается в том, что знания должны передаваться в понятной, простой и интересной форме, а также в комфортных условиях». Особенностью технологии Edutainment является внедрение современных форм развлечения в систему традиционных уроков, так как без телевизионных программ, настольных, компьютерных и видеоигр, фильмов, музыки, веб-сайтов, мультимедийных программ и т. д. уже невозможно представить современное обучение и общение.
Основными принципами технологии эдьютеймент являются:
• неразрывная связь с жизнью,
• доступность,
• получение удовольствия от обучения. Как говорил мыслитель XYI века М. Монтень, обучение тогда идет на пользу, когда оно приносит удовольствие. Именно развлечение выступает основным мотивом, который приводит к удовольствию, формируя стойкий интерес к процессу обучения,
• интерактивость обучения. Новое знание рождается в совместной деятельности всех участников образовательного процесса, а для этого обучающиеся должны владеть общими компетенциями.
В своей педагогической деятельности по преподаванию истории и обществознания я использую такие элементы технологии эдьютеймент, как занятия в игровой форме. Игровые формы занятий использую для обобщения и контроля знаний и умений. Мною разработаны такие занятия в игровой форме как «Выборы» по дисциплине «Обществознание», «Последний герой на острове «Экономика» по дисциплине «Обществознание», игра «Историческое домино» по дисциплине «История», игры в форме телевизионной игры «Своя игра». Во внеаудиторной воспитательной работе провела игру «Кто? Где? Когда?», посвященную юбилею нашего колледжа, исторический ринг, посвященный 100-летию Октябрьской революции.
Также использую при преподавании истории элементы технологии эдьютеймент при проведении уроков-исследований. История дословно означает «расследование,узнавание, установление». Сама специфика дисциплины побуждает изучать историю как исследование. Можно согласиться с мнением Нила Армстронга, который отмечал, что исследование создает новое знание. Так, мною был проведен урок по правлению Павла I, на котором обучающиеся, разбившись на 2 команды доказывали, что Павел – реформатор и рыцарь – одна команда и другая – что он безумец и самодур. Кроме того, на этом же уроке обучающиеся проводили расследование убийства Павла I в результате дворцового переворота. На уроке с элементами исследования «Культурный переворот петровского времени» перед обучающимися была поставлена задача: определить значение петровских реформ в культуре России. С одной стороны, положительное значение - по оценке М. В. Ломоносова, А. С. Пушкина, которые с восхищением отмечали значение этих реформ, а с другой – на основе высказываний Н. М. Карамзина, Н. А. Бердяева и И. С. Аксакова, которые негативно относились к преобразованиям Петра Великого. При изучении темы «Борьба Руси с иноземными завоевателями» провожу расследование, почему Русь, имея хорошую армию, не смогла противостоять монгольской и оказалась на 240 лет под властью Золотой Орды? По теме «Возвышение Москвы» –
почему после победы русских на Куликовом поле еще 100 лет продолжалось ордынское иго? При изучении темы «Смутное время» проводится исследование по вопросам: Почему бояре присягнули Лжедмитрию в обход сына Бориса Годунова? Почему был свергнут с престола царь Василий Шуйский? При изучении темы «СССР в 1953-1964 годах» проводится расследование применения оружия против рабочих города Новочеркасска в 1962 году. При изучении темы «СССР в 1945-1953 годах» обучающиеся проводят исследование на тему: Сталин – «Вождь народов», «Эффективный менеджер» или «Кровавый тиран».
Элементы технологии эдьютеймент применяю в проектной технологии. Метод проекта использую при организации занятия по обществознанию «Глобальные проблемы современного мира». Обучающимся дается задание в рамках внеаудиторной самостоятельной работы: подготовить сообщение по одной из проблем, и пути их решения. Продуктом данного проекта является решение этих глобальных проблем. По истории продуктом проекта по теме «Международные организации» является информационная таблица, составленная на основе презентаций обучающихся. Продуктом мини-проекта по теме «Первая русская революция» является рассмотрение хода развития революции. Обучающиеся разбиваются на подгруппы, каждая подгруппа готовит свое задание по определенному событию революции 1905-1907 годов и обязательно высказывают свое мнение по данному событию. Продуктом проекта, посвященного 80-летию города Артемовского, явилось создание алфавитного путеводителя по городу Артемовскому в виртуальном пространстве. По обществознанию по теме «Виды религий» продуктом информационного проекта является сравнительная таблица мировых религий.
Обязательным элементом занятий по дисциплине «Обществознание» является нахождение обучающимися информации о текущих событиях в мире, стране, области и города с обязательным высказыванием своего мнения по поводу этих событий.
Учебные приемы, которые мною используются на занятиях при применении технологии эдьютеймент :
- графическое изображение понятий,
- составление синквейнов,
- дискуссии,
- конкурс презентаций,
- проблемные задания,
- самооценка и взаимооценка,
- высказывание своего мнения, с использованием ПОПС-формулы,
- использование метода «мозгового штурма» при групповой работе,
-создание нового знания на основе различных источников информации в новом формате.
Таким образом, использование технологии эдьютеймент в образовании в настоящее время жизненно необходимо. При применении данной технологии занятия воспринимаются не как принудительные и однообразные, а становятся более разнообразными, увлекательными, доступными и интересными, что позволяет качественно улучшить усвоение знаний, в результате повышения мотивации к учебе. При этом акцент делается именно на приобретение знаний и умений, чтобы обучающиеся сами вывели это знание, пришли к нему. Но педагогическая технология эдьютейнмент, несмотря на всю свою привлекательность, не является альтернативой обычному образованию, она является хорошим дополнением к нему.
Список информационных источников
1. Кобзева Н. А. Edutainment как современная технология обучения, Ярославский педагогический вестник – 2012 – № 4 – Том II (Психолого-педагогические науки)
2. Сапух Т. В. Применение технологии «эдьютейнмент» в образовательной среде университета, Вестник ТГПУ (tspu bulletin). 2016. 8
3. https://infourok.ru/nauchnaya-rabota-na-temu-edyuteynment-kak-odno-iz-sredstv-tehnologii-obucheniya-uchaschihsya-inostrannomu-