Тамара Николаева
Использование элементов логоритмики на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛОГОРИТМИКИ
Возможно, самое лучшее, самое радостное,
что есть в жизни - это красивая речь
и свободное движение под музыку.
И ребенка можно этому научить.
А. И. Буренина.
Темочки:
Современная жизнь ставит новые проблемы перед музыкальным воспита-нием в детском саду. Они порождены новой социально-культурной ситуацией: слабое физическое здоровье, неблагополучие внутри семей и дефицит общения со взрослыми, экологические катастрофы, чрезмерное загрязнение города вред-ными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику детей и многое другое. Анализируя процесс музыкального образования в детском саду мы заметили, что с каждым годом увеличивается количество детей со слож-ными речевыми расстройствами, для устранения которых требуется комплексное воздействие педагогов, логопедов и музыкальных руководителей дошкольных учреждений. Исходя из этого, было решено адаптировать модель логоритмики к традиционной программе дошкольного образования «От рождения до шко-лы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, дополнив тем самым её содержание.
Логоритмика – это система музыкально - двигательных, речедвигательных, музыкально - речевых заданий и упражнений, она основана на использовании связи слова, музыки и движения.
Музыка, движение и слово в логоритмике сочетаются различным образом. Но какова бы ни была доля музыки и слова, музыки и движения и т. д., в упраж-нениях в комплексе они формируют и упорядочивают двигательную сферу ре-бёнка, его деятельность, положительно влияют на личность. Важно то, что бы у ребенка эти процессы нормализовались неосознанно, естественно.
Музыка является могучим средством в решении коррекционных, воспита-тельных, развивающих задач. Организация последовательной, систематической работы на музыкальных занятиях в детском саду над решением задач музыкаль-ного воспитания в сочетании с решением коррекционных, является в наше вре-мя актуальной проблемой.
Внедрение новых педагогических и здоровьесберегающих технологий в процесс музыкального образования в детском саду – является одной из основных целей нашей работы.
Речь ребёнка формируется постепенно, к 5-ти годам ребенок должен овла-деть не только четким произношением всех звуков, но и справляться с неслож-ными ритмическими структурами речи. Недостатки ритмического развития кор-ректируются, поэтому вводить элементы логоритмики в занятия можно начиная со среднего дошкольного возраста. На музыкальных занятиях мы используем дифференцированный подход к средствам логоритмики. Нами были выбраны комплексные музыкально – ритмические задания и упражнения, так как осозна-ние выразительного значения музыкального ритма имеет большой развивающий эффект.
Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует форми-рованию у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств.
Музыкально – ритмический слух формируется, прежде всего, в музыкально - ритмических движениях, поэтому в нашей работе большое внимание мы уделя-ем вопросу развития двигательных навыков дошкольников средствами логорит-мики.
Структура занятий по логоритмике для дошкольников содержит лого и ре-чедвигательные игры для развития всех видов моторики у детей. Пальчиковая гимнастика помогает снимать излишний мышечный тонус и развивают мелкую ручную моторику. Игрогимнастика позволяет почувствовать и развить опреде-ленные группы мышц, необходимых для развития координации, пространствен-ной ориентировки.
Достижение эмоционального раскрепощения, открытости происходит через эмоциональную разминку. А эмоционально-волевой тренинг направлен в первую очередь на развитие эмпатии и коммуникативных навыков.
Рассматривая возрастные и психолого-педагогические особенности до-школьников возраста, я пришла к выводу, что дети с общим недоразвитием речи и здоровые дети имеют различия в обучаемости.
Дети с ОНР отстают от здоровых по физическим показателям. У них плохо сформирована система управления движениями, поэтому страдает быстрота, точ-ность, координация движений и техника их выполнения. В основных и танце-вальных движениях у детей с общим недоразвитием речи страдают ритмичность и способность удерживать заданный темп. Эти дети малоэмоциональны и неуве-ренны в себе, застенчивы и замкнуты, что сказывается на выразительности и пластичности их исполнительской деятельности.
Доступность логоритмики, увлекательная игровая форма, интересный по содержанию музыкально-речевой материал создают на музыкальном занятии по-ложительный эмоциональный настрой и стимулируют потребность детей в об-щении, развивая не только основные музыкально-ритмические навыки, но нару-шения общей моторики и речевого недоразвития детей.
Хочется отметить, дифференцированное использование на музыкальных занятиях в детском саду элементов логоритмики, развивает у дошкольников му-зыкальность, обеспечивает формирование двигательной сферы в целом, а также повышает эффективность коррекционного воздействия на восприятие ими рит-мической структуры речи.
Логоритмические занятия направлены на коррекцию общих и мелких дви-жений, развитие координации «речь — движение», расширение у детей словаря, способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоци-ональности, навыков общения.
Основополагающий принцип проведения занятий - взаимосвязь речи, му-зыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим нача-лом. Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать с по-мощью музыкального восприятия. Цель занятий - преодоление речевого наруше-ния у детей путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и движением.
На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы — последо-вательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывает-ся ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.
Практика показала, что регулярное включение в музыкальное занятие эле-ментов логоритмики способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстни-ками.
Необходимым условием в выработке двигательных, слуховых и речевых навыков является многократное повторение изучаемого материала с целью созда-ния ситуации успеха на занятии.
Музыка, слово и движение – это три кита, на которых основывается гармо-ничное психическое, интеллектуальное и музыкальное развитие ребенка.
На логоритмических занятиях решаются следующие задачи:
• активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания;
• развитие слухового и зрительного восприятия;
• увеличение объема памяти;
• развитие двигательных и артикуляционных действий;
• развитие самопространственной ориентации и зрительно-моторных коор-динаций;
• формирование двигательных навыков;
• развитие музыкального, звуковысотного, тембрового, динамического слуха;
• развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, темпа и ритма речи;
• развитие правильного дыхания и певческого диапазона голоса;
• развитие чувства ритма и развитие слухового внимания.
Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен с движениями, пальчиковых игр проходит без излишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме. Обязательно включаются в занятия коммуникативные игры или танцы. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализа-ции социального климата в детской группе.
Для достижения положительных результатов желательна тесная связь в ра-боте педагогов ДОУ. Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы воспитатель может использовать на других занятиях. Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. Необходимым моментом явля-ется наглядный материал – иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картин-ки и т. п. Многократное применение наглядного материала по лексическим темам помогает перейти образам – представлениям в образы-понятия, что очень важно для последующих этапов обучения. Главный принцип достижения эффективно-сти в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности.
Использование средств логоритмики на музыкальных занятиях помогает решать и чисто музыкальные задачи :
• Развитие ритмического слуха;
• Развитие тембрового слуха;
• Развитие слухового внимания;
• Развитие моторики артикуляционного аппарата;
• Формирование правильного дыхания;
• Формирование навыков правильного пения.
Как известно, ведущая деятельность детей дошкольного возраста – игра, поэтому все занятия по логоритмике необходимо организовывать с использова-нием игровых приемов. Например, в занятия включать сюрпризные моменты, так необходимые для поддержания интереса детей. К детям могут приходить «ожив-шие» игрушки бибабо и куклы для пальчикового театра. На занятиях по логорит-мике можно использовать различные предметы – мячи, ленты, флажки, палочки, самодельные музыкальные инструменты, а также разнообразные звучащие иг-рушки. Выполнение упражнений с предметами требует от детей еще большей концентрации внимания, что благоприятно сказывается на результате работы.
Хороших результатов можно добиться только при совместной работе спе-циалистов. Музыкальный руководитель сочетает музыку, речь и движения, а воспитатель, логопед продолжает эту работу на речевых занятиях и в игровой де-ятельности детей.
Пение - включает упражнения и логопедические распевки для тренировки пери-ферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голо-сообразовательного, а также упражнения для развития координации пения с движением.
Игра на шумовых инструментах - способствует развитию ритмического слуха и мелкой моторики. Тренировка пальцев стимулирует развитие определенных зон головного мозга, который, в свою очередь влияет на развитие речи, умственной активности, логического мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия ребенка, формируют у него усидчивость и умение концентрировать внимание. А развитие мышечной силы пальцев ведущей руки и координации движений обеих рук необходимы для овладения навыками письма.
Музыкально-ритмические движения - предполагают упражнения, игры с пред-метами, способствующие развитию координации движений, ориентировке в про-странстве.
Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных заня-тиях, — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего соб-ственного тела как выразительного "музыкального" инструмента.
Много радости и восторга приносят детям ритмические движения и танцы. Не имеет особого значения и возраст детей. Малыши особенно любят ритмичные движения под музыку, к тому же у них еще нет чувства застенчивости, как у старших детей.
Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского раз-вивающегося организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают гра-цию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработ-ке многих веществ, необходимых детскому организму.
Ритмичные и плавные движения усиливают приток крови к легким – они полнее насыщаются кислородом. Сердце работает ритмичнее, активно подавая кровь ко всем органам, доставляя кислород, питательные вещества и полнее за-бирая вредные продукты обмена. Нагрузка на мышцы живота нормализует работу кишечника и желудка. Движения укрепляют сон лучше, чем любое снотворное.
Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальны-ми, ритмическими движениями имеют значение и для умственного развития де-тей. На музыкальных занятиях ребенок занимается ритмопластикой в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответ-ственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самосто-ятельности.
Очень важна на занятиях по ритмопластике музыка. Правильно подобранная му-зыка – успех образовательной деятельности. Музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движе-нием, воздействует на эмоции детей, создавая у них определенное настроение, при этом влияет на выразительность детских движений. Хороводы – предполагают знакомство с хороводным шагом, способствуют развитию коорди-нации голоса и движений.
Пальчиковые игры - Кончики пальцев - есть второй головной мозг. В жизнеде-ятельности человека рука играет важную роль на протяжении всей его жизни. Дотрагиваясь до чего-либо рукой, человек сразу же узнает, что это за вещь. Рабо-та пальцев рук действительно бесконечно разнообразна и важна для каждого че-ловека. Пальцами можно трогать, брать, поглаживать, зажимать. Невозможно пе-речислить все глаголы, описывающие все, что можно делать нашими руками, пальцами.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стиму-лирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Раз-витие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирова-ния речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость рече-вой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.
Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершен-ствование тонкой моторики кисти и пальцев рук. Упражнения с младшими до-школьниками необходимо выполнять в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала одной рукой, затем другой, а в завершение — двумя руками вместе. Указания ре-бенку должны быть спокойными, доброжелательными и четкими. Пальчиковые игры проводятся чаще всего под музыку - как попевки, песенки, сопровождаются показом иллюстраций. Регулярное включение в ход занятия музыкальных паль-чиковых игр стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей; со-вершенствует внимание и память; формирует ассоциативно-образное мышление; облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма.
Логоритмические занятия сегодня могут заинтересовать многих, так как яв-ляются интегрированными по своей сути, а этот фактор так важен в рамках внедрения современных федеральных государственных образовательных стан-дартов требований к структуре основной общеобразовательной программы до-школьного образования.