Анастасия Гришина
Использование элементов литотерапии в логопедической работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Литотерапия – (от греческого lithos – камень, terapia – терапия) – лечение с помощью натуральных камней, нетрадиционная методика, ставшая популярной в последнее время. В более широком понимании, литотерапия это любое использование природных минеральных веществ (песок, камни, глина и пр.) с целью воздействия на организм человека.
Публикация «Использование элементов литотерапии в логопедической работе с детьми» размещена в разделах
Литотерапия с успехом применяется в современной медицине, косметологии и даже коррекционной педагогике. Известно, что у детей с речевыми нарушениями, в частности с общим недоразвитием речи, наблюдаются нарушения эмоционально – волевой сферы, нарушения координации движений, низкий уровень развития мелкой моторики рук.
В настоящее время в системе традиционных и нетрадиционных методов коррекции, использующихся в логопедической работе, все больше места занимают специальные техники, относящиеся скорее к области психологии или медицины. Одной из таких специальных техник и является литотерапия. В логопедии, в коррекционной работе можно использовать элементы литотерапии, стоун – массаж, т. е. массаж натуральными камнями. Камни разного цвета и размера можно собрать на море, на речном берегу, просто купить в магазине декора. Главное, они должны быть натуральными, округлыми, гладкими на ощупь. Перед использованием камни желательно согреть (например, на солнце). Тогда благотворное воздействие массажа усилится, т. к. тепло камней улучшит кровообращение.
Примеры использования элементов литотерапии на логопедических занятиях :
перебирание камней, раскладывание по цвету, размеру, выкладывание дорожек или узоров из камней по образцу и самостоятельно;
в сочетании с пескотерапией (выкладывание дорожек, узоров на песке, закапывание камней в песок, выкапывание «секретиков» - самых красивых камушков, спрятанных в песке логопедом);
массаж рук и пальцев (сжимание камней в кулачках, перекатывание по ладони, по руке, массирование пальцев камешками)
пальчиковая гимнастика с элементами литотерапии
логопедические игры с использованием камней.
Поиграйте с детьми.
Игра «Звуковая мозаика»
Цель: развитие фонематического слуха, умения выделять заданный звук в ряду других звуков
Оборудование: карточки, поделенные на 9 квадратов, натуральные камни черного и белого цветов
Ход игры: предложите ребенку внимательно слушать произносимые звуки и выкладывать камни на карточке:
-Если услышишь звук «Р», черный камешек клади, услышишь другой звук – клади белый камешек.
- А теперь камешки убирай: на черный камешек звук «Р» произноси, на белый камешек – любой другой звук.
Аналогично можно проводить работу со слогами и словами на любой другой звук.
Игра «Веселые камешки»
Цель: автоматизация звука в слове, развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики
Оборудование: натуральные камни разного размера с наклеенными (нарисованными) картинками с изображением различных предметов.
Ход игры: предложите ребенку перебирать камни, называть, что на них нарисовано и откладывать в сторону камни с картинками, в названии которых есть заданный звук.
У этой игры может быть множество вариантов. Например, можно предложить ребенку придумать историю про эти предметы и т. п.
Использование элементов литотерапии в занятиях с детьми поможет внести элементы творчества в работу по коррекции речи и мелкой моторики, сделает занятия более интересными для ребенка, а значит более результативными.