Анна Бубнова
Использование элементов арт-терапии в коррекции речевых нарушений
▼ Скачать
Использование элементов арт-терапии в коррекции речевых нарушений
учитель-логопед Бубнова Анна Георгиевна
г. Рязань
МБДОУ "детский сад №138"
Дети с нарушениями речи есть в каждом детском саду. Для работы с таким контингентом воспитанников открываются логопедические группы, логопункты. Проблема дефектов речи стала особо актуальной в последние годы, благодаря этому основные методы и приемы логопедической работы пользуются популярностью и применяются не только учителями-логопедами и дефектологам, но и педагогам ДОУ и даже родителям. Всевозможные образовательные интернет-ресурсы, специальная литература – для каждого интересующегося этой проблемой найдется нужная информация.
Публикация «Использование элементов арт-терапии в коррекции речевых нарушений» размещена в разделах
Знание информационно – коммуникационных технологий, являющееся обязательным в наше время, дает возможность педагогам искать инновационные методы работы. Однако не только педагоги стали более осведомленными в области ИКТ, их современные воспитанники могут дать фору любому среднему пользователю ПК. Дети ХХI века, идущие в ногу со временем, не дают возможности отставать и людям, работа которых заключается в том, чтобы вырастить из них полноценно развитую личность, современно мыслящего школьника и просто счастливого ребенка.
Именно эту цель преследуют воспитатели, учителя-логопеды, музыкальные руководители и остальные участники образовательного процесса, когда приступают к поиску и изучению нестандартных форм воздействия на дошкольника. Одной из таких форм стала арт-терапия. В моем случае - методы и приемы арт-терапевтической работы.
Арт-терапия – это целая планета, на которой есть страна-психология, страна-медицина, страна-педагогика и страна-искусство. Ребенок путешествует, а мы его гиды, люди, сопровождающие, объясняющие, знакомящие, открывающие неизведанное.
Арт-терапия выполняет ряд функций:
• воспитательная;
Реализация методов арт-терапии проходит в определенной среде: она свободна, безопасна и не требует оценки. Благодаря этому отсутствует элемент соперничества, в итоге дети лишь наблюдают друг за другом, за собой. В процессе работы складываются открытые, доверительные, отношения в коллективе, и педагогом. Дети учатся сопереживанию. Это формирует систему моральных норм, умение корректно общаться, выстраивать доброжелательные взаимоотношения со сверстниками.
• коррекционная;
Многие методы несут в себе коррекционный подтекст. Использование их оказывает большое влияние на развитие общей и мелкой моторики, межполушарных связей, фонематических процессов и речевой функции, а также эмоционально-волевой сферы дошкольника.
• диагностическая;
В процессе работы педагог может получить сведения об индивидуальных особенностях воспитанника. Это лучший способ наблюдения за ребенком в самостоятельной деятельности.
Существует множество арт-терапевтических направлений, к ним относится:
• изотерапия;
• цветотерапия;
• игротерапия;
• музыкотерапия;
• сказкотерапия;
• библиотерапия;
• кинезиотерапия;
• имаготерапия;
• ароматерапия;
• смехотерапия;
• мнемотехника.
Элементы некоторых технологий, из перечисленных выше, я применяю в своей работе. Это вызвано необходимостью сделать коррекционный процесс более ориентированным на работу с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
Изотерапия (художественно-изобразительная деятельность)
Цель: самовыражение и самореализация ребенка в продуктах творчества.
Задачи:
• развитие мелкой моторики;
• развитие артикуляционного аппарата;
• развитие речевого дыхания;
• развитие связной речи.
Техники:
1. «Кляксография»
На влажный альбомный лист ребенок (возможно с помощью педагога) наносит кляксы. Затем с помощью трубочки дует на них. В результате получаются затейливые узоры. По завершению работы ребенок рассказывает, что он нарисовал.
2. Пальцевая живопись
Ребенку дается черно-белое изображение крупного объекта, который необходимо раскрасить пальцами.
3. Рисование на манной крупе
В поднос насыпается манная крупа, по которой ребенок рисует пальцами, комментируя свои действия.
Кинезиотерапия (Двигательно-речевая деятельность)
Цель: коррекция речевых нарушений, по средствам использования двигательной деятельности.
Задачи:
• Развитие общей моторики;
• Развитие межполушарных связей коры головного мозга;
Основные разделы:
1. Пальчиковая гимнастика;
Использование пальчиковых игр : движения пальцев рук, сопровождающиеся стихотворным текстом.
2. Упражнения по визуализации;
Игры «Волшебный сундучок», «Чудесный мешочек». Ребенок опускает руку в мешок, внутри которого находятся мелкие предметы. Ощупывая их дошкольник воссоздает образ предмета и угадывает его.
3. Динамические паузы;
Включаются в часть НОД, участвуют в развитии общей и мелкой моторики, артикуляционного праксиса, развивают межполушарные взаимодействия.
Подбирается стихотворный текст, соответствующий лексической тематике НОД. Логопед проговаривает строчку, дети повторяют за ним слова. Затем к тексту присоединяются движения рук, а затем ног. В итоге: ноги непрерывно маршируют, меняются схематичные движения рук, и на пословном ритме проговаривается текст.
Игротерапия
Цель: формирование коммуникативных способностей.
Задачи:
• Развитие связной речи;
• Развитие коммуникативных навыков.
Опираясь на лексическую тему детям предлагается разыграть различные ситуации, в которых ребенок основное действующее лицо, а логопед – вспомогательный персонаж. В процессе игры развивается связная речь, воображение и мышление ребенка, формируются социальные нормы и коммуникативные навыки.
Музыкотерапия
Цель: сформировать навык вслушиваться и анализировать звучание мелодии, неречевых звуков.
Задачи:
• Развитие фонематических процессов.
Находясь в тесном взаимодействии с музыкальным руководителем, логопед имеет доступ к музыкальной картотеке. В соответствии с темой НОД, необходимо подбирать материал, который может сопровождать вступительную часть занятия, релаксацию, динамическую паузу. Помимо этого, детям нравятся игры, в которых необходимо менять вид деятельности в зависимости от того, как меняется музыка. Будь то листики, опадающие с деревьев осенью, или снежинки – под энергичную музыку, дошкольники двигаются быстро, в хаотичном порядке. Когда мелодия меняется на спокойную, дети замедляют свои движения, они плавно кружатся, движения их размерены.
Мнемотехника
Цель: увеличение объема памяти путем образования ассоциаций
Задачи:
• Развитие связной речи
• Развитие ассоциативного мышления
• Развитие зрительной и слуховой памяти
Учитель – логопед составляет мнемоколлаж или мнемотаблицу, глядя на которые ребенок может узнать знакомую ему сказку, а после пересказать ее. Используя различные карточки, дети могут сами придумывать свои рассказы и сказки.
Перечисленные методы работы оказывают неоспоримую помощь в работе. Дети с тяжелыми нарушениями речи в силу специфики речевого недоразвития нуждаются в использовании нестандартных подходов к вопросам коррекции. Где как не в арт-терапии ребенок может выразить свой творческий потенциал, не обладая на начальном этапе достаточной речевой подготовкой.
Одним из достоинств арт-терапии является ее многогранность и разновидность форм. Поэтому для людей, интересующихся этим вопросом, всегда найдется тема для более подробного изучения доступного материала. На данном этапе особый интерес вызывает поиск возможности внедрения элементов арт-терапии в образовательный процесс, новые технологии, методический материал и изготовление дополнительных пособий, адаптируемых под воспитанников логопедической группы.