Ануфриева Надежда
Использование экологических сказок в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Необходимость использования экологических сказок в ДОУ.
В век нанотехнологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг,
понаблюдать за красотой природы. Нехватка общения детей с природой,
оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и
неуважительным отношением ко всему живому.
В воспитании будущего высоконравственного человека, самое важное место
занимаем мы, педагоги. Посеяв зерно, может вырасти сорняк. Ведь за
каждым культурным растением необходим уход, «питательная среда».
Публикация «Использование экологических сказок в ДОУ» размещена в разделах
- Экологические сказки
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2020
А мы на протяжении многих лет нашим детям, «нашим саженцам», даем
понять, что всё для них, что любое явление природы — это все во благо
человеку, все для человека и ничего взамен.
Это привело к тому, что, начиная с детского сада, дети знают, что лес — это древесина, а древесина – это бумага, материал для строительства. Лес - это большой шкаф в виде одежды из меха
Лес - это кладовая продуктов (мясо,грибы, ягоды, орехи).
Ребенок думает, что птицы нужны только для того, чтобы уничтожать
насекомых, ему невдомек, что можно летним вечером, сидя под деревом в
лесу, наслаждаться прохладой и прекрасными трелями заливающегося
соловья.
И так во всем.
Вот этот эгоистический потребительский навык очень хорошо усвоился. А
ведь бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны,
формирование экокультуры необходимо воспитывать с ранних лет.
Именно в дошкольном детстве, через добрую, поучительную сказку
закладывается позитивное, бережное отношение к природе.
Актуальность
Дошкольный возраст – первоначальная ступень, на которой закладывается
позитивное, бережное отношение к природе, к «рукотворному миру» и ко
всему окружающему. Именно экологическая сказка вызывает
эмоциональную отзывчивость, любознательность, единство знаний и
переживаний, склонность детей к воображению, фантазии. Полученные
знания всегда должны нести нравственный потенциал, затрагивать душу
ребенка, вызывать отклик и понимание им экологических проблем.
Цель использования экологических сказок: Формирование интереса
детей к природе через экологические сказки.
Задачи, которые выполняются при использовании экологических
сказок:
Образовательные:
Расширить представления детей о том, что Земля – это наш дом.
Формировать систему элементарных экологических знаний, доступных
пониманию ребенка 3 – 5 лет.
Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи в
окружающем мире.
Развивающие:
Развивать умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения,
видеть и понимать красоту окружающего мира.
Привлечение внимания детей к экологическим проблемам окружающей
природы, через сказки.
Воспитательные:
Воспитывать стремление беречь нашу Землю.
Осознание себя как части природы.
Способствовать осознанному отношению к природе, а также отношению к
себе как к части природе.
Технологии, которые используются при внедрении экологических сказок в
обр. процесс.
Здоровьесберегающая
Личностно-ориентированного обучения.
Сказкотерапия
Исследовательской деятельность
Методические приёмы:
Наглядные
Словесные
Игровые
Практические
Наблюдение
Экскурсии
Рассматривание картин
Рассматривание фотографий
Обобщающая беседа
Результаты, которые будут достигнуты после использования экологических
сказок, по областям интеграции:
Социально-коммуникативное развитие
сформируется стремление родителей и воспитанников к личному
участию в природоохранной деятельности
повысится культура общения в социуме
Познавательное развитие
появится опыт поведения в отношении к природе, как к источнику
материальных ценностей и культуры духовного общения с природой
Речевое развитие
расширится словарный запас по теме проекта
при инсценировке сказок отношение к героям будет эмоционально-ярко
окрашено появится тяга к ритмически организованному складу речи
Художественно-эстетическое развитие
при участии детей в различных мероприятиях экологической
направленности произойдет развитие творческих интересов
художественно-эстетической направленности, способствующих развитию
самоопределения с помощью различных видов искусства.
Физическое развитие
повысится эмоциональное, психологическое, физическое здоровье
через подвижные игры, целевые прогулки.
Что такое экологическая сказка?
Экологические сказки – это уникальный метод воспитания. Вам не придется заставлять ребенка раскаяться в содеянном поступке, воздействовать на его психику, прибегать к различным методам внушения. Все те знания, что получит ребенок во время прочтения эко-сказок, будут восприниматься как естественные и понятные. Данные произведения научат ребенка бережному обращению с окружающим миром, чего нам сейчас очень не хватает.
Как сочинять сказки детям.
Особое место в экологическом воспитании занимают сказки, написанные
самими детьми.
Сказки представляют собой область, которая помогает понять детские
интересы, их направленность.
Эту группу сказок можно разделить на две категории:
- сказки, созданные по аналогии с уже известными литературными
произведениями;
- сказки, созданные на основе личного творчества.
Для сочинения сказки ребенку необходимо владеть экологическими
представлениями, знаниями о животных и растениях.
В каждой отдельной истории сказочные персонажи:
- сталкиваются с кем-то или чем-то им неизвестным, и в процессе знакомства
открывают для себя много нового;
- попадают в трудную ситуацию и, преодолевая ее, получают много новых
сведений;
- встречается с очень интересным собеседником, который в своих рассказах
передает новую информацию.