Балакина Евгения
Использование вязаных зверошапок и пальчиковых кукол в работе логопеда для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие диалоговой речи у детей 5-6 летнего возраста с помощью театрализованной деятельности.
Можно выделить следующие задачи применения данного НИС:
Коррекционно-воспитательные:
• Воспитывать интерес к занятиям;
• Воспитывать умение работать в коллективе;
• Воспитывать чувства сотрудничества, доброжелательности, ответственности.
Коррекционно-развивающие:
• Активизировать, уточнять, обогащать словарь ребенка;
• Развивать связную речь;
• Развивать диалоговую речь;
• развивать память;
Темочки:
- Вязаные игрушки и пособия для детей
- Логопедия. Работа логопеда
- Мелкая моторика
- Пальчиковый театр
- Старшая группа
- Темочки
• развивать тонкую и общую моторику.
Коррекционно-образовательные:
• упражнять и закреплять умение употреблять формы падежей существительных;
• упражнять в употреблении единственного и множественного числа;
• учить детей образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов;
• учить образованию притяжательных прилагательных;
• учить употреблять слова-антонимы.
Оборудование: зверошапки (лягушка, собака, медведь, мышка, лиса, заяц, волк, курочка, пальчиковые куклы (лягушка, собака, медведь, мышка, лиса, заяц, волк, картинки с изображением жилищ животных, картинки с изображением еды для животных (или предметы-игрушки).
Описание.
Зверошапки и пальчиковые куклы были созданы как наглядно-игровое средство для развития речи дошкольников в театрализованной деятельности.
С помощью пальчиковых кукол можно проводить групповые занятия театрализации. Каждый ребенок может попробовать себя в роли понравившегося героя.
Зверошапки так же могут стать частью театральной постановки, например, в нашем дошкольном учреждении был опыт работы над сказкой «Бережливая курочка Ряба».
Кроме того, с помощью данных наглядно-игровых средств можно изучать или повторять темы «домашних и диких животных».
Примеры игр с использованием зверошапок и пальчиковых игр
Игра «Кто у кого?»
Цель: употребление родительного падежа существительных единственного и множественного числа.
Ход игры:
На детях шапочки с изображением животных, которые они выбрали. Перед воспитанниками стол с пальчиковыми куколками животных. Пальчиковые куклы сделаны под каждую зверошапку.
Педагог говорит:
- Один, два, три своего малыша найди и назови!
Ответы детей:
- У медведицы - … (медвежонок, медвежата).
- У лисицы - … (лисенок, лисята).
- У волчицы - … (волчонок, волчата).
- У зайчихи - … (зайчонок, зайчата).
- У лягушки - … (лягушонок, лягушата).
- У курочки - … (цыпленок, цыплята).
- У собачки - … (щенок, щенята).
- У мышки - … (мышонок, мышата).
Игра «Кто, где живет?»
Цель: закрепление формы предложного падежа существительных.
Ход игры: На детях зверошапки (медведь, лиса, волк, заяц, лягушка, мышка, собака, курочка). Они стоят полукругом. Перед детьми стоит мольберт с изображениями жилищ животных (нора, берлога, логово, будка, куст, болото, курятник). Дети берут картинку с соответствующим шапке жилищем.
Педагог говорит:
- Дорогие гости, расскажите, кто вы? Откуда Вы?
Один, два, три – свое жилище найди и назови!
Ответы детей:
- Я – медведь. И я живу в берлоге.
- Я - лиса. И я живу в норе.
- Я – волк. И я живу в логове.
- Я – заяц. И я живу под кустом.
- Я – лягушка. И я живу в болоте.
- Я – мышка. И я живу в норке.
- Я – собака. И я живу в будке.
- Я – курочка. И я живу в курятнике.
Игра «Кто что любит
Цель: закрепление формы винительного падежа существительных.
Ход игры: Дети надевают шапку животного и выбирают картинку (или предмет) угощения, которое ест.
Педагог:
Ребята, вы сегодня в гости пришли.
Что с собой вы принесли?
Один, два, три – угощение найди и забери.
Что вы любите?
Ответы детей:
- Я – Собачка. Очень люблю косточки.
- Я – Мышка. Кушаю сыр.
- Я – Курочка. Клюю зернышки.
- Я – Зайка. Очень люблю морковку.
- Я – Медведь. Мед люблю.
- Я – Волк. Овечку, барашка.
- Я – Лягушка. Ем насекомых.
- Я – Лиса. Рыбкой питаюсь.
Игра «Назови ласково»
Цель: учить детей образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Ход игры: Все мы знаем, что ласковое слово и цветочку приятно. И зверятам тоже хочется услышать ласковое слово в свой адрес. Дети выбирают шапки с изображением зверей.
Педагог:
-Ты дружочек не зевай,
Да словечко приласкай.
Назови ласково себя, медведь.
- Мишка.
- Назови себя ласково, лиса.
– Лисичка.
- Назови себя ласково, волк.
– Волчок.
- Назови себя ласково, мышь…
– Мышка.
- Назови себя лаково, петух
– Петушок.
- Назови себя ласково, собака
- Собачка.
- Назови себя ласково, заяц
– Зайчик.
- Назови себя ласково, лягушка
- Лягушечка.
Молодцы! Как здорово мы с Вами отлично справились
Игра «Один - много»
Цель: учить детей образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.
Ход игры: Дети одеты в понравившиеся шапочки зверей.
Педагог:
- Мы волшебники немного,
Был один, а станет много.
(каждый ребенок должен назвать своего животного во множественном числе).
Курица – курицы – много куриц.
Медведь – медведи – много медведей.
Волк – волки – много волков.
Лягушка – лягушки – много лягушек.
Мышь – мыши – много мышей.
Собака – собаки – много собак.
Заяц – зайцы – много зайцев.
Лиса, лисы, много лис.
Игра «Измени слова по образцу»
Цель: образование притяжательных прилагательных.
Ход игры: Детки с надетыми шапками могут сидеть перед зеркалом или стоять/сидеть перед столом. В зеркале они будут видеть шапочки с частями тела. В этот момент можно использовать и изображения частей тела (в нашем случае картинки пальчиковые куклы помогают на пальчиках).
Педагог:
- Ребята, подумаем, части тела наших животных чьи?
- Один, два, три, части тела назови:
Нос лисы - … (лисий нос). Нос собаки - … (собачий нос).
Лапа лисы - … (лисья лапа). Лапа собаки - … (собачья лапа).
Глаза лисы - … (лисьи глаза). Глаза собаки - … (собачьи глаза).
Нора лисы - … (лисья нора). Будка собаки - … (собачья будка).
Нос волка - … (волчий нос). Нос мыши - … (мышиный нос).
Лапа волка – … (волчья лапа). Лапа мыши - … (мышиная лапа).
Глаза волка – … (волчьи глаза). Глаза мыши - … (мышиные глаза).
Логово волка – … (волчье логово). Норка мыши - … (мышиная норка).
Нос лягушки - … (лягушачий нос). Нос зайца - … (заячий нос).
Лапа лягушки - … (лягушачья лапа). Лапа зайца - … (заячья лапа).
Глаза лягушки - … (лягушачьи глаза). Глаза зайца - … (заячьи глаза).
Болото лягушки - … (лягушачье болото). Куст зайца - … (заячий куст).
Нос медведя – … (медвежий нос). Клюв курицы - … (куриный клюв).
Лапа медведя – … (медвежья лапа). Лапа курицы - … (куриная лапа).
Глаза медведя – … (медвежьи глаза). Глаза курицы - … (куриные глаза).
Берлога медведя - … (медвежья берлога). Курятник курицы - … (куриный курятник).
Педагог:
- Молодцы, девочки и мальчики!
Игра «Наоборот»
Цель: образование слов-антонимов.
Ход игры: Выбрать деток и соответствующие зверошапки. Детки выбирают шапочки. Оставшиеся детки помогают подобрать словечки-антонимы.
Педагог:
-Ребята, смотрите на наших гостей, кто это?
Дети:
-Животные.
Педагог:
- Молодцы! Правильно. Но только присмотритесь, они бывают разные. Назовем, какие?
Медведь – большой, а заяц…
Дети:
- … (маленький).
Педагог:
- Волк – сильный, а мышка…
Дети:
- … (слабая).
Педагог:
- У лисы хвост длинный, а у медведя…
Дети:
- … (короткий).
Игра «Четвертый лишний»
Цель: образование притяжательных прилагательных.
Ход игры:
Педагог предлагает детям выбрать понравившуюся шапочку. Дошкольникам предлагается сначала назвать себя, кто он. Какой он герой?
Педагог:
- Кто ты?
Ответы детей:
- Я собака.
- Я мишка.
- Я лиса.
- Я зайчик.
- Я мышка.
- Я лягушка.
- Я курочка
- Я волк.
Педагог:
-Кто мы все?
Дети:
- Животные.
Педагог:
- Какие?
Дети:
- Дикие.
Педагог:
- Все ли дикие?
Дети:
- Нет.
Педагог:
- Так кто же лишний из нас? Почему?
Ответы детей:
- Я – собака. Я домашнее животное.
- Я – петух. Я домашняя птица.