Татьяна Ломтева
Роль вязаного театра в обучении и воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Начну с того, что рукоделие - это моя жизнь, мое хобби. Мне очень нравится всегда что-то мастерить, делать своими руками. Но именно вязание одно из моих самых любимых занятий. Поэтому развивающую среду в группе я обычно пополняю различными вязаными поделками и игрушками. Современное дошкольное образование нацеливает нас, педагогов, на формирование творческой и креативной личности. Творческая деятельность возрождает нечто новое, свободное, что несет в себе отражение личностного «я». Кроме того, полноценное развитие личности требует от педагогов создания условий для самоопределения и социализации. Только такая личность может быть успешной в современном мире. В контексте реализации ФГОС дошкольного образования ко всем педагогам ДОУ предъявляются повышенные требования как к умению проектировать содержание воспитательно - образовательного процесса, так и к умению организовывать различные виды детской деятельности. Все мы знаем, что дошкольный возраст – это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно детям этого возраста показывать примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости и т. д. Для осуществления этих целей располагает большими возможностями именно театр. Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться в социальной среде. Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с нравственным воспитанием; развитием коммуникативных качеств личности, созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций. Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни, ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное наслаждение. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Она позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость). Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне. Понимая важность использования театра в воспитательно -образовательном процессе с детьми дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС ДО, я организовала с детьми своей группы работу по их приобщению к театрализованной деятельности. В своей работе с ними я использую различные виды театров, но наиболее близки для меня театры, связанные своими руками – это вязаный пальчиковый театр и театр вязаной игрушки. Вязаный пальчиковый театр - это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых русских народных сказок. Вязаный пальчиковый театр – это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи. Он способствует развитию мелкой моторики. В ходе игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. С помощью этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Вязаный пальчиковый театр — это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя. Фигурки сказочных персонажей одеваются на пальчики ребёнка, и герои оживают, они умеют двигаться и говорить, это развивает речь детей, учит общению со сверстниками. Игры с вязаным пальчиковым театром : - развивают у детей любознательность, воображение, коммуникабельность; - способствуют развитию речи, памяти, внимания; - помогают развивать кисти рук (они становятся более подвижными и гибкими, это поможет детям быстрее в дальнейшем овладеть навыками письма); - повышают усидчивость и концентрацию внимания. Преимущества вязаного пальчикового театра : 1. Способствует развитию мелкой моторики. Благодаря действиям с куклами формируются тонкие дифференцированные движения пальцев рук. 2. Использование вязаного пальчикового театра не предполагает наличия у ребенка специальных технических умений, которые могут понадобиться при использовании кукол. 3. Вязаный пальчиковый театр знаком детям с младшего дошкольного возраста, так как воспитатели широко используют его на различных занятиях в процессе обучения. 4. В инсценировках вязаный пальчиковый театр позволяет ребенку показать сразу несколько персонажей. Вязаный пальчиковый театр, один из самых долговечных и удобных в использовании видов пальчикового театра. Куклы получаются очень «живыми», мягкими и приятными в употреблении. Может использоваться во всех возрастных группах. В работе с детьми своей группы я использую вязаный пальчиковый театр по сказкам : «Репка», «Теремок», «Три поросенка», «Колобок», «Три медведя», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Рукавичка» и другие [1]. Дети очень любят смотреть такие спектакли, они сами часто берут в руки пальчиковый театр и самостоятельно обыгрывают сказки. В совместной деятельности с детьми большое внимание я уделяю и развитию у них исполнительских умений, и выразительности речи, развитию внимания, речи, памяти и творческого воображения воспитанников. А помогает мне в этом непростом деле мой помощник - театр вязаных игрушек. Детям моей группы очень нравятся вязаные игрушки и декорации для постановки спектаклей, которые я связала сама. Они с удовольствием играют в них, разыгрывают сценки из знакомых сказок, придумывают свои сценарии для развертывания игровых диалогов и действий. Играя в театр вязаных игрушек, ребята познают удивительную страну, где есть свои законы: не ссориться, не говорить грубые слова, а то ведь игрушки начнут вести себя так же. С этого начинается главное воспитание человека доброго, чуткого, понимающего. А игрушки, в которые я вложила частичку своей души, служат проводниками в удивительный и таинственный мир добра и сказки. Вязаная игрушка – чудо, которое можно сделать своими руками [3]. Такая игрушка впитывает всю энергетику мастерицы и передает ее ребенку. Современные магазины пестрят разнообразными игрушками. Но иногда, глядя на монстроподобных чудищ, становится жутковато даже взрослому человеку. Еще и неизвестно из какого материала они сделаны. В СМИ иногда, появляются разоблачения различных производителей некачественных игрушек, которые просто травят наших детей. Поэтому вязаные игрушки, сделанные своими руками, намного безопаснее, экологичнее, удобнее, красочнее и ярче. Вязаные игрушки неповторимые и обычно у детей самые любимые. Они имеют свои особенности: 1. Игрушка не содержит мелких пришивных деталей; ротик, носик, глазки вышиты поверх вязаного полотна, поэтому ее без опасения можно давать малышам до 3-х лет. 2. Игрушка, изготовленная из экологически чистого сырья, не вызывает аллергических реакций. 3. Благодаря качественному наполнителю игрушку легко и приятно сжимать. В то же время она отлично держит форму. Таким образом, ребенок тренирует кисти рук. А это, в свою очередь, является первой предпосылкой развития мелкой моторики. 4. Поверхность вязаной игрушки имеет ребристую структуру, которая во время прикосновений малыша осуществляет легкий массаж его пальчиков. Таким образом, развивается тактильная чувствительность. 5. Разнообразная цветовая гамма игрушек подобранна тщательным образом, неброская и гармоничная, без «ядовитых» расцветок способствует формированию эстетического восприятия ребенка. 6. Игрушка очень пластична, подходит для широкого спектра игр детей разных возрастных категорий (ее можно ставить, сажать в разные положения, для нее можно изготавливать разнообразные одежки и прочее). Вязаные игрушки развивают подвижность пальцев обеих рук, помогают освоить речь персонажей, помогают развивать словарный запас и активизируют речевые функции. С помощью такого театра можно не только инсценировать сказки, но и обучать ребенка познавать мир. Яркие герои сказок помогут родителям и педагогам в игровой форме: - объяснить малышу правила поведения и этикета; - развивать мелкую моторику и обогащать словарный запас ребенка; - прививать навыки личной гигиены и ухода за собой; - развивать воображение и творческий потенциал. Таким образом, можно сделать вывод: вязаный пальчиковый театр и театр вязаной игрушки – это волшебный мир, сказка. Уникальность этих видов театра состоит еще и в том, что это авторские творения ручной работы. Вязаные пальчиковые куклы и игрушки, сделанные с душой, несут в себе творческую энергию, которая способна передаваться тому, кто держит их в руках. Играя в театр, дети познают окружающий мир. Через такую игру они получают образец дружбы, правдивости, отзывчивости. Вязаный театр играет большую роль в педагогическом процессе дошкольного учреждения в контексте реализации ФГОС ДО, так как он способствует развитию мелкой моторики рук, внимания, памяти, мышления, речи, творческому развитию детей, формированию у них базиса личностной культуры.
Публикация «Роль вязаного театра в обучении и воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Вязаные игрушки и пособия для детей
- Вязаный театр
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Список литературы: 1. Офицерова, С. В. Вязаные игрушки. - Москва: АСТ-Пресс, 2014.- 96 с. 2. Сорокина, Н. Ф. Куклы и дети: кукольный театр и театрализованные игры для детей от 3 до 5 лет (в семье и детском саду) :[метод. изд. ]/ Н. Сорокина, Л. Миланович. - Москва: Обруч, 2012.-240 с. 3. Тарасенко, С. Ф. Вязаная игрушка. - Минск: Полымя,2000.- 192 с. 4. Тарасенко, С. Ф. Забавные поделки крючком и спицами. - Москва: Просвещение,1997.- 97 с. 5. Туфкрео Р., Кудейко М. Коллекция идей [текст] : театральная и художественная деятельность в детском саду и начальной школе. – Москва: Линка-Пресс, 2004. - 191 с.