Антонина голуб
Использование тренажера «Балансир» в работе с дошкольниками с ТНР, педагогами и родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Использование здоровье сберегающих технологий в работе с дошкольниками с ОВЗ (ЗПР) – одно из необходимых направлений в работе в ДОУ. Здоровье наших детей-это главная забота, как педагогов, так и родителей детей. Современные родители, загруженные на работе, как правило, не могут уделять достаточное количество времени своим детям.
Публикация «Использование тренажера „Балансир“ в работе с дошкольниками с ТНР, педагогами и родителями» размещена в разделах
- Балансировочные доски и диски
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
В результате дети проводят много времени у телевизора, осваивают гаджеты, что крайне не благоприятно сказывается на развитии и здоровье ребенка. Учитывая специфику работы нашего учреждения – детский сад комбинированного вида для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития (ЗПР, дети посещающий оздоровительную группу с диагнозом сахарный диабет (эти дети инвалиды детства). Поэтому вопросы сохранения, сбережения, укрепление здоровья являются приоритетными. У воспитанников нашего учреждения имеются особенности в развитии - снижена внимательность, часто наблюдается гипер- и гипоактивность, нарушения в поведенческой сфере, координации движений (моторная неловкость, нарушения в устной и письменной речи, проблемы с овладением навыками коммуникации, нарушение аутического спектра и другие особенности развития.
Современная информационная среда позволяет изучить, отследить опыт коллег, по применению здоровьесозидающих технологий не только
в нашем городе, стране, но и опыт коллег из других стран. Меня заинтересовала методика и опыт работы Френка Бильгоу. Автор этого метода–американский педагог Френк Бильгоу, он изобрел балансировочную доску для мозжечковой гимнастики (или мозжечковой стимуляции).
И использовал ее для работы с детьми, которые не успевают в школе. Выполняя упражнения на балансировочной доске, он заметил, что детям стало легче справляться с обучением. Улучшились навыки письма, речи, понимания, координации движений и даже математические способности. В 60-е годы прошлого века эта методика была внедрена во многие образовательные проекты. Программа выявила 3 аспекта: психологический, дидактический и инструментально-технический. Совокупность этих аспектов совершенствует работу мозжечка, формируя большее количество нейронных связей, что положительно сказывается на обучаемости ребенка.
До недавнего времени считалось, что мозжечок отвечает только
за равновесие, но ученые доказали, что мозжечок отвечает за
интеллект, развитие внимания и речи. Кроме того, он является как
бы «мостиком» между детским «хочу» и «должен», т. е. за выдержку, усидчивость, внимание. Соответственно стимулируя работу мозжечка при помощи выполнения упражнений на «балансире», мы можем помочь детям становиться более внимательными, усидчивыми им легче управлять собственным поведением, контролировать его, т. е. процессы возбуждения и торможения гармонизируются, что очень актуально для работы с детьми нашего дошкольного учреждения. Сейчас этот метод активно применяется и в нашей стране, в медицинских центрах, центрах здоровья. Но авторская программа очень объемная и сложная. Оборудование, тренажеры, занятия по методике дорогостоящие. Конечно, в продаже так же можно увидеть различные балансиры даже с программным обеспечением, обратной связью, с синхронизацией с компьютером, но не всем это «по карману».
Я сделала свой тренажер, это адаптированный, упрощенный аналог балансировочной доски Бильгоу, который доступен каждому, кто заинтересован в успешном развитии своего ребенка. Его может сделать
любой родитель для своего ребенка и заниматься дома.
Для чего нужен тренажер нашим воспитанникам. В чем польза тренажера? Тренажер нужен для тренировки двигательных навыков, развитие координации и ловкости, развитие крупной и мелкой моторики, тренировка зрительно-моторной координации, формирования правильной осанки, развитие саморегуляции, контроля, памяти, внимания, повышение
общего интеллектуального уровня, эмоционально-волевой сферы.
Во время тренинга мобилизуется концентрация внимания ребенка на собственных движениях, на равновесии, за счет необходимости контролировать положение своего тела и исправлять ошибки.
Так как мозжечок, это еще и центр перерабатывания информации, разнообразие упражнений, обогащает двигательный опыт, формируются новые нейронные связи и ребенок начинает быстрее соображать.
Ведь в процессе выполнения упражнений на поддерживание баланса
мозг постоянно вынужден интегрировать двигательные,
сенсорные, зрительные, слуховые. тактильные функции,
а также функции моторного планирования и поддержания
баланса. Таким образом, количество нейронных связей значительно увеличивается, а передача информации из одного участка мозга в другой улучшается и ускоряется, что позволяет в итоге успешнее
справляться с заданиями интеллектуального плана.
Этой идеей я поделилась с коллегами, логопедами и дефектологами
нашего ДОУ. И в качестве эксперимента, мы решили обучать работе
на балансире детей с ОВЗ и их родителей. Тем более, что в
современных условиях, когда в нашу жизнь все больше и больше
входит цифровое образование и ИКТ, это доступно. Родителям
не обязательно приходить в дошкольное учреждение, выискивая
свободное время для посещения мастер-классов по обучению работе на тренажере. Я делаю это дистанционно. Снимаю видео и выкладываю
на страничку педагога или в группу ВК. Родители могут увидеть
видео-уроки, которые могут выполнять дома или на даче. При этом
они будут играть со своими детьми, одновременно обучая их,
развивая и оздоравливая. В дальнейшем дети вместе с родителями
смогут придумывать новые упражнения и игры на тренажере,
развивая свою фантазию и творческие способности.
Что же представляет из себя данный тренажер? Это напольная платформа прямоугольной формы, которая укреплена на округлой основе, что заставляет человека балансировать в попытках удержать равновесие.
На платформе я разместила ориентиры (стопы ребенка разного цвета) на разном расстоянии друг от друга для разного уровня сложности: синие-легкий уровень (ориентиры расположены ближе к середине платформы, желтые-средний уровень (ориентиры расположены чуть дальше друг от друга, красные-сложный уровень (ориентиры расположены ближе к краям платформы).
Мы проводим занятия на тренажере для детей с 4 лет, форма занятий индивидуальная или 2-3 человека, время 10-15 минут. В домашних условиях время нахождения ребенка на «балансире» может быть увеличено.
В начале учебного года на родительских собраниях я коротко рассказываю о методике Френкка Бельгоу (подробно можно ознакомиться в интернете) о уникальности этого метода, насколько он необходим и актуален для их детей. Большинство родителей с энтузиазмом и удовольствием используют этот шанс – помочь своему ребенку стать успешнее.
В нашем учреждении система взаимодействия специалистов организована следующим образом. В начале учебного года, после педагогического мониторинга и обследования детей в каждой группе проходят медико-педагогические комиссии. Где совместным решением логопедов, дефектологов, воспитателей, ИФК, музыкального руководителя и старшего воспитателя выделяются дети в группу риска. Т. е. дети, которым освоение адаптированных программ, реализуемых в ДОУ, дается
сложнее всего. Именно с этими детьми, мы и начинаем заниматься.
Сначала индивидуально, далее по мере освоения
навыков формируем подгруппы по 2-3 человека.
«Балансир» - поверхность неустойчивая, требует дополнительного инструктажа со стороны взрослого. При неправильном использовании-травмоопасна! Поэтому, если первая информация на видео для детей, родителей и педагогов была о пользе, необходимости, упражнений на «Балансире», а также как его сделать своими руками. То следующая информация и видео «о технике безопасности» при использовании тренажера. В этом видео я пошагово объясняю, как безопасно встать на «балансир», а также как безопасно сойти с него и предлагаю выполнить простые движения, сохраняя равновесие, положение тела, головы, куда направить взгляд и др. Ведь, на первых занятиях, стоя на неустойчивой поверхности, детям сложно выполнить даже простые движения, например, поднять руки вперед, руки вверх, руки за голову, при этом смотреть
вперед и соблюдать правильное положение тела.
В индивидуальной работе с детьми на «Балансире» я, как инструктор по физической культуре, помогаю детям постепенно совершенствовать свои двигательные навыки, с помощью этого тренажера успешно проходит закрепление навыков бросания и ловли мешочков с песком, например-«подбрось–поймай», «попади в красный круг» и пр., упражнения с мячами разного размера, с гимнастической палкой, а также упражнения под музыкальное сопровождение. При работе с предметами на балансире очень важным условием, является визуальный контроль за предметом. Например-если ребенок выполняет упражнение с мячом «Свечка» (подбрось-поймай, то он обязательно должен следить глазами за мячом, передавая мяч, так же необходимо контролировать мяч глазами. При выполнении этого условия эффективность возрастает упражнений возрастает. Так же использую различные исходные положения: сидя «по-турецки», приседы, наклоны. Уже с первых занятий я заметила, что, попав в более сложные условия обучения, дети стали более старательными даже при выполнении знакомых движений.
Логопеды и дефектологи так же используют тренажер на своих индивидуальных и подгрупповых занятиях, совмещая выполнение упражнения малой подвижности с речевой активностью. Например, ребенок стоит на балансире - напротив логопед с мячом. Логопед выполняет
передачу мяча ребенку и просит назвать слова по изучаемой лексической теме, ребенок, выполняя ответную передачу мяча произносит слово. Аналогично можно проводить игры по развитию грамматического строя речи, на пример: «Скажи ласково», «Один-много» и пр., а также при автоматизации звуков. Или просто стоя на балансире выкладывать
пазлы или играть в настольные развивающие игры.
Мною и другими педагогами было замечено, что встав на «балансир» ребенок меняется, он становиться более выдержанным, внимательным, он слушает и слышит, что в специфике работы с детьми нашего учреждения очень актуально. Конечно, не у всех детей все получается с первого раза, но, что удивительно, никто не отказывается повторять снова и снова. Дети сами проявляют желание пробовать, повторять и повторять упражнения пока не получиться. Это своеобразный «бонус» для педагога, т. к. у детей с ОНР, ЗПР эмоционально-волевая сфера недостаточно развита. Обычно в работе с детьми данной категории, педагогу приходиться прикладывать больше профессиональных, эмоциональных сил, многократных повторений для стимуляции, побуждения интереса к обучению чему-либо. Комплексы упражнений позволяют добиться положительной динамики в формировании навыков адаптации и коррекции поведенческих нарушений. Постепенно формируется привычка сдержанного поведения, умение добиваться
цели, уверенность в собственных силах, повышается самооценка,
ребенок становиться более успешным в социуме.
На данный момент опыт работы по данной теме в нашем учреждении представлен в 8 обучающих видео для родителей. Планируем и далее работать в этом направлении, т. к. заинтересованная часть родителей, а это около 25 %, активно пользуются видео в домашних условиях и всегда с нетерпением ждут новых. В нашем учреждении я, как инструктор по физической культуре, психолог и 45% процентов специалистов
(логопеды и дефектологи) используют «Балансир» в своей работе,
отмечая положительную динамику в обучении.
Помогая родителям воспитывать у детей потребность в ежедневном развитии познавательных способностей, развиваться умственно и физически, обогащать свой двигательный опыт с ранних лет, дает возможность заложить прочные основы хорошего физического и психического здоровья- гармоничного развития ребенка.