Оксана Самойлова
Использование телесно-ориентированных методов в преодолении речевых нарушений дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование телесно-ориентированных методов
в преодолении речевых нарушений дошкольников
В нашем детском саду имеются группы комбинированной направленности, где основной целью работы учителя-логопеда является развитие речевой коммуникации у детей с тяжелыми нарушениями речи. Им необходима специальная стимуляция психического развития для созревания зон мозга, ответственных за речевые навыки и высшие психические функции.
Публикация «Использование телесно-ориентированных методов в преодолении речевых нарушений дошкольников» размещена в разделах
Поэтому, в работе с воспитанниками в процессе коррекционных занятий мы применяем телесно-ориентированные методы. Данные воздействия направлены на развитие и коррекцию сенсомоторного (психофизиологического) уровня речи, на развитие общей и артикуляционной моторики, на формирование пространственных представлений и т. д.
В начале учебного года проводится диагностика и по ее результатам определяются приоритетные направления коррекционной работы для каждого ребенка, составляется программа коррекции.
В систему работы включаются:
-элементы метода замещающего онтогенеза (А. В. Семенович);
-кинезиологические упражнения;
-методы мозжечковой стимуляции.
Коррекционная работа по речевому развитию и формированию пространственных представлений опирается на метод замещающего онтогенеза.
Предпочтение отдается методам двигательной коррекции. Упражнения выполняются в определенной последовательности: лежа на спине, лежа на животе, сидя, на четвереньках и т. д.
На логопедических занятиях предлагаются дыхательные упражнения, массаж и самомассаж; разная артикуляционная гимнастики; методы оптимизации и стабилизации общего тонуса. Проводится работа с такими проблемами, как гипо- и гипертонус. Даются упражнения, направленные на преодоление синкенизий, на формирование сенсомоторных взаимодействий, а также релаксационных упражнений.
- Сначала дети учатся выполнять упражнения одновременно, чтобы почувствовать свое тело.
- Затем выполняются упражнения, направленные на попеременный характер движений.
- Сложный этап – сформированность навыков с глазодвигательными упражнениями, благодаря которым развивается мозг, это становится фундаментом для дальнейшего развития речи ребенка.
- Все дети любят кинезиологические упражнения, считая их забавными, хотя они непростые. На первом этапе у детей применяется одно из направлений кинезиотерапии в логопедии и коррекционной педагогике - пальчиковая гимнастика. Их еще называют «гимнастика для мозга» («Отдохнем», «Пароход», «Ухо-нос», «Кошечка», «Кулак-ребро-ладонь»). Упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания.
Метод мозжечковой стимуляции - это комплекс упражнений, направленных на развитие мозжечка и участков мозга, отвечающих за равновесие, поведение ребенка и, как показывают исследования формирование речи. Он представляет собой систему тренировок на тренажере – балансировочной доске – с целью синхронизации двигательных и познавательных навыков, развития зрительно-моторной координации, функции моторного планирования.
У ребенка, который находится на неустойчивой поверхности, начинают активно работать проприоцептивная, вестибулярная, зрительная, аудиальная системы. В дальнейшем задание усложняется.
Упражнения включаются в структуру индивидуальных и подгрупповых занятий. Они постоянно усложняются, начиная с фазы просто установления равновесия и заканчивая сложными заданиями, сочетающимися разные техники и моторные программы.
Ребенок, стоя на балансировочной доске, поднимает со «дна морского» с помощью магнитной удочки «клады», в названии которых есть звук [л] например; читает слоги, написанные на листочках. Кидает мешочек с песком, целясь в прочитанный слог. Если попадает – листочек падает.
Помимо решения речевых задач, воспитанники, удерживая равновесие, выполняют сложную моторную программу, развивают ассоциативное мышление, так как изображения предметов – силуэтные.
Практика показывает, что при сочетании телесно-ориентированных и логопедических воздействий достигаются высокие результаты, поскольку в основе воздействия – специальные методы двигательной и речевой коррекции, которым уделяет достаточно времени и внимания на каждом этапе работы.
На примере старшей группы комбинированного вида (с детьми с ОНР, мы покажем как используем данные методы.
Путешествие по морю
Цель: развивать умение использовать в процессе коммуникаций образцы правильной речи в различных формах и видах деятельности по лексической теме «Обитатели моря».
Задачи: коррекционно-образовательные: закреплять правильное произношение звука [р] в словах, слогах, словосочетаниях и предложениях, формировать навыки словоизменения и согласования числительных с существительными в винительном падеже множественного числа.
Коррекционно-развивающие: содействовать развитию вестибулярной и зрительной систем, развивать фонематические процессы, межполушарное взаимодействие, координацию и плавность движений, координацию речи с движением, тактильное восприятие, развивать логическое мышление, память, внимание.
Воспитательные: вырабатывать самоконтроль за речью, развивать навык умения слушать, слушать друг друга, действовать в команде и бережно относится к природе.
Материалы и оборудование.
Картина «Корабль», мячи-фитболы (по числу детей); балансировочная доска, аудиозапись шума моря, альбомные листы (для каждого ребенка); простые карандаши (по 2 шт.); мелкие игрушки (рыбки, обитатели морей и океанов, емкость с разноцветным песком.
Артикуляционная и дыхательная гимнастика, фонетическая ритмика
Логопед. Прежде чем отправиться в морское путешествие, необходимо сделать морскую гимнастику. (Дети выполняют артикуляционную гимнастику)
Моллюски выползают из раковин. (Облизать верхнюю губу.)
Проверяем надежность спасательных кругов. («Жевать» боковые края языка, середину).
Раздувать паруса у корабля. (Подуть на воображаемый парус.)
Разгоняем тучи. (Выдохнуть вправо, вверх, влево.)
Подзорная труба. (Поочередно закрывать глаза.)
В морской пучине нас встречают обитателиморя и встречные корабли. (Дети, сидя на фитболах, выполняют элементы фонетической ритмики.)
Как гудит встречный пароход (У-у-у-у) Как нас приветствуют моряки? (А-а-а-а). Как приветствует дельфин? (И-и-и-и). Как мы удивляемся, если видим редкую рыбку? (О-о-о-о).
Море
(нейропсихологическое упражнение; программа «Дельфин», автор Т. Н. Ланина)
Звучит тихая музыка – шум моря. Море играет, идет волна, навстречу ей другая волна. (Имитируют волну сначала правой рукой, затем левой – по 3 раза).
Плывут два дельфина. (Выполняют руками «волны вперед»)
Один нырнул, другой вынырнул. (Поочередно делают «волну вперед» то левой, то правой рукой – по 4 раза).
За ними плывут два маленьких дельфиненка. (Имитируют волны кистями рук).
Один нырнул, другой вынырнул. (Поочередно делают «волну» кистью то правой, то левой рукой – по 4 раза.)
Приплыли рыбки.
(Проводят руками сначала слева направо, затем справа налево, сгибая ладони. Локти согнуты).
Рыбки стали разговаривать.
(Двигают руками губы то вправо-влево, то вверх-вниз).
По дну морскому идут крабы. (Переплетают пальцы рук, начиная с указательного, и двигают «клешнями» справа налево).
Со дна морского поднимаются медузы и осьминоги. (Сгибая фаланги пальцев, выполняют движения руками снизу вверх. Руки как бы прыгают.
Море весело играет.
(Имитируют руками движения волн навстречу друг другу).
Рисуем осьминожек
Цель: развитие межполушарного взаимодействия.
Логопед. Предлагается сесть за столы и нарисовать осьминожек. Будем рисовать двух осьминожек одновременно двумя руками. (Дети выполняют задание). Красивые они у вас получились? Как их зовут? Где живут? Куда плывут?
Поможем убрать мусор
Цель. Автоматизация звука [Р] в предложении. Звучит музыка с шумом морских волн.
Логопед. На дне моря много мусора. Как мы сможем помочь морским обитателям? (Уберем мусор). (Дети самостоятельно подбирают нужные слова со звуком [Р].)
Узнай на ощупь
Цель. Развитие тактильной чувствительности.
Логопед. Мы с вами на дне. Исследуем его на ощупь. (В большой емкости с песком – игрушки: обитатели морей и океанов – кальмар, краб, рыба, водоросли, раковина.)
Опустите руки в песок, отыщите морских обитателей, назовите их. (Дети называют, не вынимаю рук из емкости. После ответа достают и проверяют, правильно ли они выполнили задание.)
Раздели слово
Цель. Упражнять в умении делить слова на слоги.
Логопед. Сосчитаем, сколько слогов в названиях морских обитателей. Сколько слогов в слове ….? (Дети делят на слоги слова кальмар, рыба, краб, водоросли, раковина.)
Кинезиологические упражнения
Игра «Отдохнем»
Наши пальчики проснулись, Проводим по пальчикам, начиная с
Потянулись, потянулись… большого пальца – от верхней
И встряхнулись… фаланги пальца к ладони.
По ладошке побежали, Рисуем круг на ладони.
Побежали, побежали,
И по ручке побежали, Обводим руку, начиная от ладони и
Побежали, побежали. до локтя, затем возвращаемся к
И устали. ладони.
Игра «Пароход»
Капитан гудок дает Нажимаем кисточкой на кончики пальцев,
И командует: «Вперед» начиная с большого.
Пароход плывет по речке, Рисуем круг на ладони.
Оставляя на воде колечки.
«Ы-ы-ы»,- гудит наш пароход, Обводим руку, начиная от ладони и
В страны дальние зовет. до локтя, затем возвращаемся к ладони.
Игра «Кошечка»
Кошечка, кошка Рисуем волнистую линию на руке, начиная от ладони
Села на дорожку. и до локтя, затем возвращаемся к ладони.
Мяу закричала, Проводим по пальчикам, начиная с большого пальца – от верхней фаланги пальца к ладони.
Мышку поймала. Рисуем круг на ладони. Сжимаем пальцы в кулак.
Ухо – нос
Левая рука – взяться за кончик носа, правой рукой взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук с точностью наоборот.
Кулак-ребро-ладонь
Три положения руки на плоскости стола последовательно сменяют друг друга: ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак-ребро-ладонь).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ланина Т. Н. Коррекция сенсомоторного уровня речи. Программа «Дельфин». Школьный логопед. 2013 № 3.
2. Лынская М. И. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика: Комплексы упражнений для преодоления артикуляционной апраксии у детей дошкольного возраста. М. : Парадигма, 2016.
3. Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. СПб: Питер, 2008.
4. Семонович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М., 2002.
5. Семонович А. В., Вологдина Я. О., Ланина Т. Н. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники. М. : Дрофа, 2014.