Папки-передвижки

Использование телесно-ориентированных методов в преодолении речевых нарушений дошкольников

Оксана Самойлова
Использование телесно-ориентированных методов в преодолении речевых нарушений дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Использование телесно-ориентированных методов

в преодолении речевых нарушений дошкольников

В нашем детском саду имеются группы комбинированной направленности, где основной целью работы учителя-логопеда является развитие речевой коммуникации у детей с тяжелыми нарушениями речи. Им необходима специальная стимуляция психического развития для созревания зон мозга, ответственных за речевые навыки и высшие психические функции.

Публикация «Использование телесно-ориентированных методов в преодолении речевых нарушений дошкольников» размещена в разделах

Поэтому, в работе с воспитанниками в процессе коррекционных занятий мы применяем телесно-ориентированные методы. Данные воздействия направлены на развитие и коррекцию сенсомоторного (психофизиологического) уровня речи, на развитие общей и артикуляционной моторики, на формирование пространственных представлений и т. д.

В начале учебного года проводится диагностика и по ее результатам определяются приоритетные направления коррекционной работы для каждого ребенка, составляется программа коррекции.

В систему работы включаются:

-элементы метода замещающего онтогенеза (А. В. Семенович);

-кинезиологические упражнения;

-методы мозжечковой стимуляции.

Коррекционная работа по речевому развитию и формированию пространственных представлений опирается на метод замещающего онтогенеза.

Предпочтение отдается методам двигательной коррекции. Упражнения выполняются в определенной последовательности: лежа на спине, лежа на животе, сидя, на четвереньках и т. д.

На логопедических занятиях предлагаются дыхательные упражнения, массаж и самомассаж; разная артикуляционная гимнастики; методы оптимизации и стабилизации общего тонуса. Проводится работа с такими проблемами, как гипо- и гипертонус. Даются упражнения, направленные на преодоление синкенизий, на формирование сенсомоторных взаимодействий, а также релаксационных упражнений.

- Сначала дети учатся выполнять упражнения одновременно, чтобы почувствовать свое тело.

- Затем выполняются упражнения, направленные на попеременный характер движений.

- Сложный этап – сформированность навыков с глазодвигательными упражнениями, благодаря которым развивается мозг, это становится фундаментом для дальнейшего развития речи ребенка.

- Все дети любят кинезиологические упражнения, считая их забавными, хотя они непростые. На первом этапе у детей применяется одно из направлений кинезиотерапии в логопедии и коррекционной педагогике - пальчиковая гимнастика. Их еще называют «гимнастика для мозга» («Отдохнем», «Пароход», «Ухо-нос», «Кошечка», «Кулак-ребро-ладонь»). Упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания.

Метод мозжечковой стимуляции - это комплекс упражнений, направленных на развитие мозжечка и участков мозга, отвечающих за равновесие, поведение ребенка и, как показывают исследования формирование речи. Он представляет собой систему тренировок на тренажере – балансировочной доске – с целью синхронизации двигательных и познавательных навыков, развития зрительно-моторной координации, функции моторного планирования.

У ребенка, который находится на неустойчивой поверхности, начинают активно работать проприоцептивная, вестибулярная, зрительная, аудиальная системы. В дальнейшем задание усложняется.

Упражнения включаются в структуру индивидуальных и подгрупповых занятий. Они постоянно усложняются, начиная с фазы просто установления равновесия и заканчивая сложными заданиями, сочетающимися разные техники и моторные программы.

Ребенок, стоя на балансировочной доске, поднимает со «дна морского» с помощью магнитной удочки «клады», в названии которых есть звук [л] например; читает слоги, написанные на листочках. Кидает мешочек с песком, целясь в прочитанный слог. Если попадает – листочек падает.

Помимо решения речевых задач, воспитанники, удерживая равновесие, выполняют сложную моторную программу, развивают ассоциативное мышление, так как изображения предметов – силуэтные.

Практика показывает, что при сочетании телесно-ориентированных и логопедических воздействий достигаются высокие результаты, поскольку в основе воздействия – специальные методы двигательной и речевой коррекции, которым уделяет достаточно времени и внимания на каждом этапе работы.

На примере старшей группы комбинированного вида (с детьми с ОНР, мы покажем как используем данные методы.

Путешествие по морю

Цель: развивать умение использовать в процессе коммуникаций образцы правильной речи в различных формах и видах деятельности по лексической теме «Обитатели моря».

Задачи: коррекционно-образовательные: закреплять правильное произношение звука [р] в словах, слогах, словосочетаниях и предложениях, формировать навыки словоизменения и согласования числительных с существительными в винительном падеже множественного числа.

Коррекционно-развивающие: содействовать развитию вестибулярной и зрительной систем, развивать фонематические процессы, межполушарное взаимодействие, координацию и плавность движений, координацию речи с движением, тактильное восприятие, развивать логическое мышление, память, внимание.

Воспитательные: вырабатывать самоконтроль за речью, развивать навык умения слушать, слушать друг друга, действовать в команде и бережно относится к природе.

Материалы и оборудование.

Картина «Корабль», мячи-фитболы (по числу детей); балансировочная доска, аудиозапись шума моря, альбомные листы (для каждого ребенка); простые карандаши (по 2 шт.); мелкие игрушки (рыбки, обитатели морей и океанов, емкость с разноцветным песком.

Артикуляционная и дыхательная гимнастика, фонетическая ритмика

Логопед. Прежде чем отправиться в морское путешествие, необходимо сделать морскую гимнастику. (Дети выполняют артикуляционную гимнастику)

Моллюски выползают из раковин. (Облизать верхнюю губу.)

Проверяем надежность спасательных кругов. («Жевать» боковые края языка, середину).

Раздувать паруса у корабля. (Подуть на воображаемый парус.)

Разгоняем тучи. (Выдохнуть вправо, вверх, влево.)

Подзорная труба. (Поочередно закрывать глаза.)

В морской пучине нас встречают обитателиморя и встречные корабли. (Дети, сидя на фитболах, выполняют элементы фонетической ритмики.)

Как гудит встречный пароход (У-у-у-у) Как нас приветствуют моряки? (А-а-а-а). Как приветствует дельфин? (И-и-и-и). Как мы удивляемся, если видим редкую рыбку? (О-о-о-о).

Море

(нейропсихологическое упражнение; программа «Дельфин», автор Т. Н. Ланина)

Звучит тихая музыка – шум моря. Море играет, идет волна, навстречу ей другая волна. (Имитируют волну сначала правой рукой, затем левой – по 3 раза).

Плывут два дельфина. (Выполняют руками «волны вперед»)

Один нырнул, другой вынырнул. (Поочередно делают «волну вперед» то левой, то правой рукой – по 4 раза).

За ними плывут два маленьких дельфиненка. (Имитируют волны кистями рук).

Один нырнул, другой вынырнул. (Поочередно делают «волну» кистью то правой, то левой рукой – по 4 раза.)

Приплыли рыбки.

(Проводят руками сначала слева направо, затем справа налево, сгибая ладони. Локти согнуты).

Рыбки стали разговаривать.

(Двигают руками губы то вправо-влево, то вверх-вниз).

По дну морскому идут крабы. (Переплетают пальцы рук, начиная с указательного, и двигают «клешнями» справа налево).

Со дна морского поднимаются медузы и осьминоги. (Сгибая фаланги пальцев, выполняют движения руками снизу вверх. Руки как бы прыгают.

Море весело играет.

(Имитируют руками движения волн навстречу друг другу).

Рисуем осьминожек

Цель: развитие межполушарного взаимодействия.

Логопед. Предлагается сесть за столы и нарисовать осьминожек. Будем рисовать двух осьминожек одновременно двумя руками. (Дети выполняют задание). Красивые они у вас получились? Как их зовут? Где живут? Куда плывут?

Поможем убрать мусор

Цель. Автоматизация звука [Р] в предложении. Звучит музыка с шумом морских волн.

Логопед. На дне моря много мусора. Как мы сможем помочь морским обитателям? (Уберем мусор). (Дети самостоятельно подбирают нужные слова со звуком [Р].)

Узнай на ощупь

Цель. Развитие тактильной чувствительности.

Логопед. Мы с вами на дне. Исследуем его на ощупь. (В большой емкости с песком – игрушки: обитатели морей и океанов – кальмар, краб, рыба, водоросли, раковина.)

Опустите руки в песок, отыщите морских обитателей, назовите их. (Дети называют, не вынимаю рук из емкости. После ответа достают и проверяют, правильно ли они выполнили задание.)

Раздели слово

Цель. Упражнять в умении делить слова на слоги.

Логопед. Сосчитаем, сколько слогов в названиях морских обитателей. Сколько слогов в слове ….? (Дети делят на слоги слова кальмар, рыба, краб, водоросли, раковина.)

Кинезиологические упражнения

Игра «Отдохнем»

Наши пальчики проснулись, Проводим по пальчикам, начиная с

Потянулись, потянулись… большого пальца – от верхней

И встряхнулись… фаланги пальца к ладони.

По ладошке побежали, Рисуем круг на ладони.

Побежали, побежали,

И по ручке побежали, Обводим руку, начиная от ладони и

Побежали, побежали. до локтя, затем возвращаемся к

И устали. ладони.

Игра «Пароход»

Капитан гудок дает Нажимаем кисточкой на кончики пальцев,

И командует: «Вперед» начиная с большого.

Пароход плывет по речке, Рисуем круг на ладони.

Оставляя на воде колечки.

«Ы-ы-ы»,- гудит наш пароход, Обводим руку, начиная от ладони и

В страны дальние зовет. до локтя, затем возвращаемся к ладони.

Игра «Кошечка»

Кошечка, кошка Рисуем волнистую линию на руке, начиная от ладони

Села на дорожку. и до локтя, затем возвращаемся к ладони.

Мяу закричала, Проводим по пальчикам, начиная с большого пальца – от верхней фаланги пальца к ладони.

Мышку поймала. Рисуем круг на ладони. Сжимаем пальцы в кулак.

Ухо – нос

Левая рука – взяться за кончик носа, правой рукой взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук с точностью наоборот.

Кулак-ребро-ладонь

Три положения руки на плоскости стола последовательно сменяют друг друга: ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак-ребро-ладонь).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ланина Т. Н. Коррекция сенсомоторного уровня речи. Программа «Дельфин». Школьный логопед. 2013 № 3.

2. Лынская М. И. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика: Комплексы упражнений для преодоления артикуляционной апраксии у детей дошкольного возраста. М. : Парадигма, 2016.

3. Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. СПб: Питер, 2008.

4. Семонович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М., 2002.

5. Семонович А. В., Вологдина Я. О., Ланина Т. Н. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники. М. : Дрофа, 2014.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Использование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 летИспользование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 лет Одним из новых приемов коррекции различных нарушений в речевом развитии является мозжечковая стимуляция. Мозжечковая стимуляция — это.

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Конспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группыКонспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группы Подготовила: Будникова Т. В. Образовательная область: физическое развитие (совместное проведение занятия логопедом и учителем физ. культуры).

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Познавательные игры с использованием Bee-boot робот-пчелки в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗПознавательные игры с использованием Bee-boot робот-пчелки в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей, и это не исключает ту категорию детей,.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование телесно-ориентированных методов в преодолении речевых нарушений дошкольников
Опубликовано: 18 мая 2023 в 09:10
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование телесно-ориентированных методов в преодолении речевых нарушений дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Самойлова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД