Елена Корзон
Использование текстов цепной организации и предметно-графических схем в обучении детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Связная монологическая речь является наиболее сложным видом речи по сравнению с диалогической — она требует достаточно высокого уровня развития познавательной деятельности ребёнка.
Для дошкольников, имеющих ТНР, нарушения связной речи являются характерными и ярко выраженными. Они проявляются в трудностях передачи причинно-следственных, временных связей, в нарушении последовательности или пропуске слов в предложении, в использовании однотипных простых синтаксических конструкций (синтаксическая связь – это связь слов, служащая для выражения взаимозависимости элементов словосочетания и предложения); в аграмматизмах (аграмматизм – это нарушение грамматического строя речи, неумение правильно изменять слова и строить предложения при построении фраз).
Публикация «Использование текстов цепной организации и предметно-графических схем в обучении детей с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Темочки
Развитие связной монологической речи важно не только для наиболее полного устранения речевого недоразвития, но и для подготовки к овладению чтением и письмом.
На сегодняшний день разработаны вариативные формы заданий и упражнений, направленных на развитие связной речи у детей с ТНР, предложены различные методики обучения рассказыванию :
(методика Глухова В. П., Красильниковой Т. Н. и Батуевой О. А., Ткаченко Т. А., Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В., Дьяковой Е. А., Кораблевой Т. А. и др.).
С целью оптимизации коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи мы познакомились с методикой работы
В. К. Воробьёвой по обучению детей первоначальным навыкам связного высказывания. Её методика заключается в использовании текстов цепной организации. Это методика была предложена В. К. Воробьёвой в 1989 году.
В настоящее время она находит своё отражение в работах многих авторов: таких, как Бардышева Т. Ю., Арбекова Н. Е., Дорошенко О. Ю., Комиссарова С. А., Гордеева Т. В., Губанова М. В. и других. Методика успешно применяется на практике, модифицируется и адаптируется педагогами под конкретные цели и задачи.
Под цепной связью понимается «структурное сцепление предложений; непрерывное движение мысли от одного предложения к другому осуществляется обычно через повтор выделяемого в предыдущем предложении слова (члена предложения) и развертывания его в последующем» (Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.)
Такой тип связи предложений чаще всего свойственен повествовательному рассказу, композиция которого опирается на последовательность действий, на их динамическое развитие. Цепная связь традиционно считается наиболее простым и распространенным способом соединения предложений в тексте. Для конструирования такого типа текстов используются такие средства связи, как лексические повторы, лексические и текстовые синонимы, местоимения.
Использование текстов цепной организации позволяет успешно сформировать первоначальные навыки связного высказывания. Поэтому применение этой методики особенно актуально в старшем дошкольном возрасте, со сложными речевыми нарушениями.
Для иллюстрации цепной связи и упрощения процесса создания текстов используется предметно-графическая схема.
Схема представляет собой ряд горизонтальных плоскостей, каждая из которых символизирует, структурные компоненты мысли. Рамочка отражает подчинённость содержания единой теме, наличие структурно-смысловой связи. Предметы и лица, о которых сообщается в рассказе, помещены внутри рамочек (слева и справа). Стрелки внутри рамочки обозначают глагольные слова, раскрывающие, что случилось с данным предметом или лицом, и показывают связь между словами в предложении. Стрелки между рамками показывают связь между предложениями. Как правило, в рассказах цепной структуры новое предложение начинается с того же слова, которым закончилось предыдущее.
Применение такой схемы дает реальную возможность наглядно показать детям принцип одинакового смыслового строения всех предложений текста : на первом месте — обозначение предмета, на втором — действия, на третьем — вновь обозначение уже нового предмета ситуации. Дошкольники с интересом работают с предметно-графическими схемами, лучше и быстрее запоминают рассказ и пересказывают его. А в дальнейшем без усилий, самостоятельно составляют повествовательные рассказы с опорой на схему.
В процессе работы с графической схемой предусматриваются тренировочные упражнения, которые помогают дошкольникам быстрее освоить принцип связи слов в предложении, а также показывают связь между предложениями в тексте цепной структуры.
Помимо этого включаются упражнения и задания, на материале которых дошкольники учатся обнаруживать места разрыва мысли, что подкреплялось аналогией с разорванной цепочкой. Для этого в структуру занятия вводятся проблемно-игровые моменты, типа «предложения поссорились», «предложения рассыпались», «потерялось одно предложение» и т. д.
Благодаря наглядности у детей закрепляется первый опыт по усвоению правил смысловой связи предложений цепного текста через аналогию с процессом изготовления елочной гирлянды.
На базе этого принципа дошкольники способны самостоятельно, уже без опоры на предметно-графическую схему, грамматически правильно составлять повествовательные рассказы, верно удерживая смысловую связь между предложениями.
Тексты могут быть составлены из слов, насыщенных звуками, над которыми идет работа по автоматизации или дифференциации. Правильно подобранный для текстов речевой материал позволяет одновременно решать несколько задач: развитие связной речи, коррекция нарушений звукопроизношения, обогащение словарного запаса, усвоение различных моделей словообразования и форм словоизменения.
Таким образом, применение цепной структуры «от схемы – модели к рассказу» плана смысловой программы текста позволяет показать детям приемы построения, как отдельного предложения, так и целого, небольшого текста, и создает основу для развития осознанного самоконтроля за речью.
Актуальность использования данного метода в работе с дошкольниками состоит в том, что:
во-первых, для детей с ТНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, а использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь — записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;
в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей, увидеть главное, и систематизировать полученные знания.
Данная методика успешно применяется на практике, модифицируется и адаптируется педагогами под конкретные цели и задачи.
Предлагаемое пособие включает в себя рассказы, составленные на основе комплексно - тематического планирования дошкольного учреждения.
Подобран соответствующий материал (картинки) для составления повествовательных рассказов.
Системная работа по данному материалу поможет воспитателям в практической реализации программных задач по речевому направлению - развитию связной речи старших дошкольников с ТНР.