Марина Шадловская
Используемые в работе способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии с образовательной программой
Консультация для педагогов
«Используемые в своей работе способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии с образовательной программой»
Воспитатель: Шадловская Марина Михайловна
Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности. Что же такое инициатива? Перед вами Инициатива — (от. франц. initiative, от лат. initium — начало) почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.
Публикация «Используемые в работе способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии с образовательной программой» размещена в разделах
Современные нормативные документы указывает, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы в различных видах деятельности, необходимой для создания социального развития детей.
Инициативный ребенок дошкольного возраста?
Такое качество, как инициативность, проявляется тогда, когда ребенок самостоятельно делает выбор темы игровой деятельности, ставит и решает игровые, проблемные ситуации.
Детская инициатива является важнейшим показателем детского развития, её сформированность позволяет самостоятельно ребенку разрешать конфликтные ситуации со сверстниками.
Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по – желанию, компоньёнов по совместной деятельности, заинтересовать других детей, отличается способностью к принятию собственных решений. У инициативного ребенка ярко проявляются такие отличительные черты, как любознательность, изобретательность, пытливость ума.
Выделяют четыре сферы инициативы:
коммуникативная инициатива включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи
творческая инициатива включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление
инициатива как целеполагание и волевое усилие включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи
познавательная инициатива – любознательность включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения
Какие же направления и способы поддержки детской инициативы можно порекомендовать педагогам?
Уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
выбор оптимального уровня нагрузки, поощрение, отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи.
В процессе деятельности: активности, творческого, похвала, подбадривание (правильности осуществляемого ребенком действия, а не его самого)
доброжелательность со стороны педагога, отказ педагога от высказывания оценок и критики в адрес ребенка положительная оценка как итогового, так и промежуточного результата. Предложение альтернативы другого способа, варианта действия создание и своевременное изменение предметно-пространственной развивающей среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей материалы, атрибуты, инвентарь для различных видов деятельности, к которым обеспечен беспрепятственный доступ и т. д.
Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности
устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы,
создавать в группе положительный психологический микроклимат в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку.
Организуя свою деятельность в этом направление, я придерживаюсь следующих принципов:
Вариативности предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации
Деятельности стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности
Креативности создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.
Чтобы дети верили в свои силы, развивались и экспериментировали, педагоги должны поощрять инициативу, поэтому в своей практике я применяю различные приемы и методы и формы:
Приветствие
Трудовая деятельность
Продуктивные виды деятельности (конструирование, рисование, лепка, аппликация)
Самостоятельная деятельность детей
Групповой сбор
Во время проведения таких форм работы с детьми необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие, самостоятельно включались в игровые ситуации и инициировали их, творчески развивая игровой сюжет, используя знания, полученные из разных источников. Не давать готовые инструкции и их решение, а оказывать недирективную помощь в самостоятельной игре детей, поддерживать их активность в разных видах деятельности.
Исходя из выше сказанного, можно признать, что самостоятельность, инициативность ребёнка необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.
В заключении хотелось бы всем напомнить, что «если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».