Ольга Васильева
Конспект занятия «В стране музыкальных инструментов. Клавишные инструменты»
Занятие № 10
Тема: «Клавишные инструменты»
Цель: Познакомить детей с группой клавишных инструментов.
Ход занятия
Фортепиано
Фортепиано – что такое?
Этот таинство большое,
Разных клавиш разговор,
Черно – белый вечный спор.
В черных клавишах бемоли
И диезы громко спорят.
В белых – чистые тона,
Ровная у них стена.
Нрав у белых - величавый,
Короли они по праву.
Черных это возмущает,
Им величия не хватает.
Ноты в разнобой звучат,
Публикация «Конспект занятия „В стране музыкальных инструментов, Клавишные инструменты“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, самодельные инструменты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкальные инструменты
- Музыкальные инструменты. Конспекты
- Темочки
Подчиняться не хотят.
Примиренье наступает,
Если музыкант играет.
Утихают мигом споры
Клавиш вечные раздоры.
Всем дана одна работа,
Служат музыке все ноты.
Педагог: Ребята, посмотрите на клавиатуру нашего фортепиано, которое много лет служит верой и правдой на наших музыкальных занятиях. Прикасаясь к его белым и черным клавишам, музыкант дарит нам прекрасные музыкальные произведения. Как вы думаете, почему музыкант примиряет все клавиши, когда начинает играть на фортепиано?
Ответы детей.
Педагог: А как вы думаете, о чем разговаривают белые и черные клавиши фортепиано?
Дети придумывают рассказ.
Педагог: Ваш рассказ очень интересен, а теперь вы послушайте мою сказку.
Бабушкин концерт
Жило – было старое пианино. Оно одиноко стояло в комнате, потому что бабушки не было дома. Она приболела и лежала в больнице. Однажды маленькая девочка, внучка бабушки распахнула дверь в комнату с пианино и весело сообщила:
- Мою бабушку сегодня выписывают из больницы. Мы с мамой сейчас поедем за ней.
Девочка убежала и не слышала, как пианино мечтательно побормотало:
- Какое счастье. Неужели ласковые и сильные пальцы моей хозяйки снова прикоснутся к моим клавишам!
- Тик-так, - тикают часы. – Болтать каждый может, а вот четко, как часы, выполнять свою работу - не каждый. Тик – так.
- Музыка – это не работа, а вдохновение. Все же пианино могла хотя бы раз порадовать нас музыкой, - прощебетала канарейка.
Потом все стихло, пока в комнату снова не вошла девочка, на этот раз она была вместе с бабушкой. Старушка села на круглую табуретку, открыла крышку, ласково провела рукой по клавишам. В ответ клавиши жалобно зазвенели.
- Не плачьте, милые, - проговорила бабушка. – Простите меня, что мы не виделись так долго. Но теперь все будет хорошо. Меня вылечили, а завтра придет настройщик и вылечит вас.
На следующий день в квартире появился старичок с сундучком.
- Бедное пианино, не волнуйся, сейчас приведем в порядок твои клавиши и струны, - приговаривал старичок, подтягивая специальным ключом одну струну за другой. Девочка внимательно наблюдала за его работой и взахлеб рассказывала:
- Вы знаете, мастер, это пианино умеет говорить. Оно мне рассказало и про монохорд и про клавикорд, и про клавесин. Жаль, что сейчас нет таких инструментов. Только я не поняла, какая разница между пианино и фортепиано?
- Ах, ты, тараторка, - улыбнулся мастер. – Ты хоть кого разговоришь. Неудивительно, что старое пианино заговорило.
- Фортепиано действительно – величайшее изобретение в мире музыки, - продолжал рассказывать мастер. – Видишь молоточки, которые ударяют по струнам, обтянуты войлоком. Благодаря этому мягкому материалу, фортепиано получило удивительный мягкий голос, который умеет меняться от тихого щебетания птички до грома бури. Многие мастера трудились над созданием этого славного инструмента, и в конце концов получилось два вида фортепиано. Один из них – рояль, что означает королевский, с корпусом, похожим на крыло огромной птицы.
В нем струны расположены горизонтально. Его громкий голос отлично звучит в больших концертных залах. А другой вид фортепиано – это пианино. В нем струны расположены вертикально и не занимают так много места, как в рояле. Поэтому оно больше подходит для дома.
За разговором время пролетело незаметно. Настройщик закончил свою работу и пробежал пальцами по клавишам. Звонкие аккорды музыки наполнили комнату музыкой.
На следующий день бабушка давала домашний концерт. Маленькая седая старушка, одетая в блестящее черное платье, волновалась, как школьница перед первым концертом.
Но вот она положила руки на клавиши, и волнение исчезло. Звуки сонаты переливались, звенели, рассыпались мелким бисером по комнате.
- Мама, я тоже хочу так играть! – воскликнула девочка, когда концерт закончился.
- Вот и хорошо, дочка. Попросим бабушку переехать вместе с пианино к нам и стать твоей учительницей музыки.
- Учить внучку музыке – это самое большое счастье для меня, - ответила бабушка. – Тем более мое любимое пианино будет со мной.
- Оно будет рассказывать мне сказки, - подхватила девочка.
- Надеюсь, оно будет меньше разговаривать, а больше играть, - засмеялась бабушка, и все пошли пить чай.
- тик – так, недурно играете, тик – так, - вдруг громко сказали часы.
- Да, голос у вас не хуже, чем у меня, - откликнулась канарейка.
Педагог: Ребята, прослушав сказку, вы, наверное, сможете ответить мне на вопрос: Чем отличается пианино от рояля?
Ответы детей.
Педагог: А почему фортепиано отличается более мягким звучанием?
Ответы детей.
Педагог: А теперь давайте послушаем, как фортепиано расскажет нам о бабочках. Послушайте его легкие звуки, и представьте себе маленьких легкокрылых бабочек, которые весело порхают над цветочной поляной.
Дети слушают пьесу для фортепиано «Бабочки».
Педагог: Ребята, нарисуйте дома этих веселых бабочек, про которые вам рассказало наше пианино.