Светлана Скоробогатова
Использование технологии ТРИЗ в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Технология ТРИЗ с успехом используется в ДОУ. ТРИЗ-технология – это технология коллективных игр и занятий, и не заменяет основную программу, а максимально увеличивает ее эффективность. Технологию ТРИЗ можно использовать во всех образовательных областях. Педагог в работе с детьми основывается таким средством, как педагогический поиск, где не дает готовые знания, а учит находить истину. Не стоит давать готовый ответ на вопрос ребенка, а спросить, что думает он сам. Происходит процесс рассуждения, а наводящие вопросы взрослого подводят к тому, что ребенок самостоятельно находит ответ.
Публикация «Использование технологии ТРИЗ в ДОУ» размещена в разделах
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Например: в познавательном развитии, давая воспитанникам знания о свойствах дерева, металла, стекла можно начать с вопроса: «Что было бы, если бы на Земле не было?» После множества вариантов суждений задать вопрос: «Чем полезно дерево, металл или стекло?» Появляются ответы, в которых раскрываются новые свойства и качества предметов, веществ. Таким образом, создавая цепочку вопросов, мы получаем разнообразные ответы, находим противоречия, выявляем предметное окружение. Исследовательская деятельность позволяет проводить опыты, делает занятие интересным и познавательным.
Таким образом, в непосредственной деятельности мы проводим поиск истины и сути.
Технология ТРИЗ собрала множество приемов противоречий, которые педагоги находят в окружающих объектах природного и предметного мира и используют их в работе с детьми. Основной задачей является научить детей искать и находить решение – этап изобретательства, который проявляется в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового.
Выявление противоречий или «тайна двойного» в объекте, явлении мы определяем, что может быть хорошо или плохо, вредно или полезно. Например: дождь – это хорошо потому, что питает растения, они нас радуют. Дождь – это плохо, потому что нельзя гулять на улице, становиться мокро и грязно.
Воспитатель учит воспитанников не только находить противоречия, но и научиться их разрешать. Пример задачи: «Чем может быть хорош или не удобен зонт?» Чтобы защитить от дождя, он должен быть большим. Если нет дождя, для удобства он должен быть маленьким. Решение: зонт должен быть складным – в одно время большой, в другое – маленький.
В речевом развитии технологию ТРИЗ можно использовать в решении сказочных проблем или придумывании новых сказок, используя специальные методы. Например, детям предложить придумать сказку, в которой лиса не будет съедать Колобка. Решить сказочную ситуацию, как помочь деду без помощи других героев сказки вытащить большую репку и т. д.
«Мозговой штурм» - это метод, который позволяет снять психологический барьер и получить максимальное количество новых идей в минимальный промежуток времени. Сначала педагог формулирует цель и объявляет проблему. Затем дается время на обдумывание, воспитанники начинают высказывать идеи. Здесь запрещается любая критика, поощряется любая идея. Анализируем выдвинутые идеи и отбираем оригинальные решения. В практическом выполнении воспитанники решают, кто, что будет делать, т. е. обговариваются все этапы коллективной работы.
Для того чтобы повысить эффективность творческого мышления, необходимо учить применять аналогии. Аналогия может быть прямой и фантастической.
1. Прямая аналогия имеет несколько видов:
Аналогия по форме. (Схожесть предметов по внешнему виду)
Структурная аналогия. (Сходство объектов аналогичной структуры)
Функциональная аналогия. (Схожие функции объектов)
Аналогия по цвету. (Схожесть предметов по цвету)
Аналогия по ситуации. (Схожесть по состоянию явлений)
Аналогия по свойствам. (Схожесть по материалу)
Комплексная аналогия.
2. Фантастическая аналогия. Данная аналогия способна в стандартную ситуацию внести волшебство, фантазию, сказку. Такие решения проблем позволяют развивать у воспитанников смекалку, фантазию.
Таким образом, технология ТРИЗ не только формирует творческое мышление, но и учит подходить к нестандартным решениям задач, жизненных проблем.