Получи документы

Использование технологии Тико — моделирования в познавательном развитии дошкольников

Юлия Кальсина
Использование технологии Тико — моделирования в познавательном развитии дошкольников
▼ Скачать +Заказ

Мастер-класс (masterclass) - это уроки мастера, это особый жанр общения и распространение своего профессионального опыта, представляющий собой разработанный оригинальный метод или авторскую методику. Мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта непринужденной обстановкой общения, тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы. Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию.

Публикация «Использование технологии Тико — моделирования в познавательном развитии дошкольников» размещена в разделах

В представленном мастер-классе, я хочу рассказать об использовании технологии «ТИКО-моделирования» в работе с детьми старшего дошкольного возраста, объясню участникам, что представленная технология способствует формированию у воспитанников представлений о специфике крепления деталей ТИКО конструктора, о моделировании плоскостных и объёмных конструкций фигур, о способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире.

Обоснование выбранной темы.

Почему это может заинтересовать педагогов-дошкольников?

В условиях современной системы образования проблема развития технического творческого мышления приобретает особую актуальность. В настоящее время наша страна испытывает потребность в инженерно-техническом персонале и высококвалифицированных рабочих кадрах. Так как инженерные технологии снабжают своими идеями множество отраслей, начиная от строительства и машиностроения, и заканчивая химией, фармакологией и медициной. Согласно поручению Губернатора Свердловской области Советом главных конструкторов Свердловской области, Министерством общего и профессионального образования Свердловской области и Высшей инженерной школой Уральского федерального университета при участии Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей разработана комплексная государственная программа «Уральская инженерная школа» на 2015-2034 годы.

Одним из основных направления развития детей дошкольного возраста по ФГОС является познавательное развитие, которое предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности и др. Определенным потенциалом в развитии творческой активности дошкольников обладают продуктивные виды деятельности, а именно – конструирование.

Конструирование в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующий развитию исследовательской деятельности, творческой активности детей, умений наблюдать и экспериментировать.

Опыт, получаемый ребёнком в ходе ТИКО - конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательской, творческой деятельности, технического творчества, развития конструктивного мышления.

Описание условий для проведения мастер-класса.

Для передачи практического опыта организую работу в группах, в ходе которой коллеги, отвечая на поставленный проблемный вопрос, самостоятельно делают «открытие». При этом участникам предлагаются наборы ТИКО – конструкторов «Фантазёр», «Архимед», контурные и полные схемы для конструирования, технологические карты, а залу для поддержки интереса к теме - фотографии ТИКО – изобретений на экране.

Зал знакомлю с деталями ТИКО – конструктора, с спецификой крепления деталей между собой и предлагаю сделать плоскостные конструкции по желанию, опираясь на контурные схемы и технологические карты. По истечении данного группе времени организуется презентация результатов работы, комментирование придуманных ими фигур лесных жителей, деревьев или цветов. После чего может последовать обыгрывание созданных персонажей. Обобщение полученных знаний - рефлексия является заключительным этапом мастер-класса.

Цель мастер класса: передача профессионального опыта технологии «Тико – моделирования» с использованием ТИКО - конструктора

Задачи:

• способствовать формированию представлений о технологии «ТИКО – моделирования», как об универсальном педагогическом средстве, используя ТИКО – конструктор, который является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию всех образовательных областей;

• активизировать педагогов на совместный поиск ответов на проблемные вопросы в рамках заявленной темы;

• продемонстрировать свой опыт работы с ТИКО - конструктором, направленный на формирование навыков воплощения замысла в конструкции;

• способствовать развитию профессионально-творческой активности каждого педагога путем предоставления возможности продумать и определить варианты использования ТИКО – технологии в своей работе с дошкольниками.

Планируемый результат:

• понимание значимости использования технологии «ТИКО – моделирования» в работе с детьми старшего дошкольного возраста;

• практическое освоение педагогами способа крепления деталей, изготовления плоскостных поделок;

• повышение уровня профессиональной компетентности в области познавательного развития с помощью ТИКО – конструктора.

Материалы и оборудование: столы для работы с группой, наборы ТИКО – конструкторов «Архимед», «Фантазёр», технологические карты по ТИКО – моделированию для создания плоскостных и объёмных конструкций, контурные и полные схемы для конструирования, дополнительные атрибуты глаз и носиков, фломастеры.

Мультимедийные средства: экран, проектор, презентация в программе Power Point.

Учебно-методический комплект:

1. Карпова Н. М. Тико – конструирование [Текст] : метод, рекомендации/ Н. М Карпова.

2. Конина Е. Ю. Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики. [Текст]/Е. Ю. Конина. – М:ООО «Издательство «Айрис – пресс», 2007.

3. ТИКО – конструирование Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста

4. Коллектив авторов: Н. М. Карпова, И. В. Логинова, Т. Н. Николаева, М. Н. Кириллова, С. А. Андреева, В. С. Тармышова, С. В. Горцева, С. Г. Петрова; 2012г – 68с. ООО НПО «РАНТИС» Россия, Санкт- Петербург, ул. Зверинская, 42

5. https://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/ - интернет-ресурсы (методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО : программа, тематическое планирование, презентации для занятий, схемы для конструирования и т. д.)

7. https://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/

Этапы работы Содержание деятельности Деятельность участников

Вводная часть:

актуализация представлен

ной темы - Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать на нашем мастер-классе. Меня зовут Кальсина Юлия Валентиновна.

- Нашу встречу я хочу начать с коротенького стихотворения:

Есть коробка у меня,

В ней живут мои друзья.

Очень – очень разные:

Жёлтые и красные,

Зелёные и синие –

Все дружные и сильные.

Вместе любят собираться

И в постройки превращаться.

- В настоящее время наша страна испытывает потребность в инженерно-техническом персонале и высококвалифицированных рабочих кадрах. Так как инженерные технологии снабжают своими идеями множество отраслей, начиная от строительства и машиностроения, и заканчивая химией, фармакологией и медициной. В условиях современной системы образования проблема развития технического творческого мышления приобретает особую актуальность.

- Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, какое направление развития детей дошкольного возраста наиболее способствует интеллектуальному развитию?

- Одним из основных направления развития детей дошкольного возраста по ФГОС является познавательное развитие, которое предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности и др.

- Определенным потенциалом в развитии творческой активности дошкольников обладают продуктивные виды деятельности, а именно – конструирование.

Конструирование – это практическая деятельность, заключающаяся в соединении отдельных деталей конструктора с целью получения определенного целого предмета. Когда мы говорим о конструировании в контексте деятельности детей, мы подразумеваем создание построек, изготовление плоскостных и объемных поделок.

- Скажите, пожалуйста, на какие психо – физические процессы детей влияет конструирование?

- Конструирование развивает мелкую моторику рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей. Конструирование способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Конструирование имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Конструирование стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы крепления деталей. Поэтому, важно, как можно раньше начинать развивать конструктивные умения и навыки. Современным инструментом развития ребенка в процессе конструирования является конструктор ТИКО.

Слушают стихотворение, эмоционально настраиваются на тему беседы

Вступают в диалог, высказывают свои предположения.

Отвечают на вопросы

Актуализируют свои знания

Основная часть:

презентация педагогического опыта - Я хочу рассказать вам о технологии «ТИКО – моделирования» и поделиться опытом создания плоскостных и объёмных конструкций с помощью ТИКО – конструктора. Продемонстрировать разные виды конструкторов, которые можно интегрировать в разных видах образовательной деятельности с дошкольниками.

- Коллеги, скажите, пожалуйста, какие виды конструкторов вы видели, слышали или работаете с ними?

- Да, конструкторов много: кубики из разного материала, строительные наборы, Лего, конструкторы – трансформеры, блочные конструкторы, магнитные, криволинейные контурные из гибких полосочек и т. д. Помню конструкторы из нашего детства – железные плоские пластины с болтиками и шайбами.

Об этой современной, инновационной, технологии я услышала от знакомой коллеги. Мне стало интересно, как расшифровывается слово ТИКО

- Коллеги, кто – нибудь из вас знает, как расшифровывается аббревиатура ТИКО?

- ТИКО – трансформируемый, игровой конструктор для объёмного моделирования. Автором технологии «ТИКО – моделирования» является Логинова Ирина Викторовна. Она же является разработчиком данного конструктора. Все детали ТИКО – многоугольники, изготовленные из экологически чистой, безопасной, практичной, износостойкой пластмассы и выдерживающие многократную сборку – разборку. Собранные фигуры обладают оптимальной прочностью, максимальной трансформируемостью и не расколются при падении или ударе. Технология делится на два модуля: плоскостное моделирование и объёмное моделирование. Обучение идёт от простого к сложному. Технология предназначена для детей от младшего дошкольного возраста до школьников начального образования. Цель и задачи технологии вы видите на экране. Прилагается методический комплекс материалов: Программа «ТИКО – мастера», тетради по ТИКО – моделированию для создания плоскостных и объёмных конструкций, контурные и полные схемы, технологические карты, диски и видео уроки на канале ютуб. Очень разнообразная линейка конструкторов, направленная на развитие всех образовательных областей. Наборы ТИКО конструкторов и их назначение вы видите на экране.

- Уважаемые коллеги, получив знания и опыт при обучении по технологии «ТИКО – моделирования», мне хотелось бы поделиться им с вами.

Отвечают на поставленный вопрос.

Актуализируют свои знания по обсуждаемой теме.

Анализируют, думают.

Практическая часть:

индивидуаль

ная работа в группе - Итак, дорогие коллеги, перед вами на столах красивые разноцветные коробки с ТИКО – конструктором. Посмотрите какое разнообразие геометрических фигур и в какой яркой, сочной цветовой гамме они выглядят! Когда я первый раз увидела конструктор, мои руки прямо безудержно потянулись к нему. Рассмотрите набор. В каждом наборе конструктора вы видите разные геометрические фигуры с шариками и отверстиями по сторонам. Они похожи на пазлы. Перед вами в помощь лежат контурные схемы с разными изображениями животных, деревьев и цветов. Выбрав одну из них или несколько по желанию приготовьте, пожалуйста, те детали, которые вам понадобятся для вашей будущей конструкции. А теперь давайте определим: у деталей две стороны. Прощупав деталь, мы чувствуем, что одна сторона гладкая, а другая шероховатая. Соединять детали всегда нужно так, чтобы шероховатая сторона была лицевой. Затем ставим две детали конструктора под углом, или я ещё говорю своим детям «домиком», большие пальцы сверху и защёлкиваем замочек – шарик попадает в отверстие! Таким образом смастерите всю свою конструкцию. Далее я предлагаю вам оживить своих героев, вдохнуть в них жизнь! На столах лежат дополнительные наборы глаз и носиков. Приклейте им глазки или дорисуйте мордочки фломастером.

Участники внимательно слушают.

Опираясь на слуховую инструкцию, контурные схемы технологические карты создают конструкции.

Эмоциональ

ная активизация зала - Вы поработали, ваши пальчики и глаза требуют перерыва! Предлагаю вам провести гимнастику для глаз и для пальчиков.

«Мостик»

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса

(Закрывают оба глаза)

Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют

(Продолжают стоять с закрытыми глазами)

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

(Открывают глаза, взглядом рисуют мост)

Нарисуем букву «О», получается легко

(Глазами рисуют букву «О»)

Вверх поднимем, глянем вниз

(Глаза поднимают вверх, опускают вниз)

Вправо, влево повернем

(Глазами двигают вправо-влево)

Заниматься вновь начнем.

(Глазами смотрят вверх-вниз)

«Весёлые пальчики»

Мы играли, мы играли,

Наши пальчики устали.

(Сжимаем пальцы в кулачки и разжимаем)

Мы немножко отдохнём,

И опять играть начнём!

(Вращение кистями рук в одну сторону и в другую)

- Какие милые поделки у вас получились, уважаемые коллеги! Даже кто – то принялся за обыгрывание!

- А я в свою очередь хочу подарить вам такие красочные буклетики ТИКО «Обучаемся, играя!», где вы можете узнать какие есть конструкторы для «ТИКО – моделирования», их назначение, и какое огромное красочное разнообразие поделок можно из них сконструировать!

Повторяют движения ведущего.

Вручаю всем буклеты.

Заключитель

ная часть – презентация участниками своих идей - Время нашей работы с ТИКО – конструктором подошло к концу.

- Спасибо всем участникам.

Делаю вывод.

- Мы сегодня на своем опыте смогли убедиться, что конструирование по технологии «ТИКО – моделирования» может использоваться педагогами в работе с детьми. Демонстрируют свои варианты поделок.

Рассуждают, делают выводы.

Рефлексия - Коллеги, какие возможности вы видите при использовании технологии «ТИКО – моделирования»?

- Какие трудности, на ваш взгляд, могут возникнуть при работе с данной технологией?

- Коллеги, предлагаю Вам взять любую геометрическую фигуру и поднять вверх. Фигура красного цвета будет говорить, что Вам всё понравилось, Вы не испытывали сильных затруднений, фигура жёлтого цвета будет означать, что Вы что – то не до поняли и у вас возникли трудности, ну а зелёная фигура, что всё плохо!

- Всем спасибо за плодотворное сотрудничество! Желаю всем участникам нашего мастер-класса творческих и профессиональных успехов! Буду с нетерпением всех ждать на следующем мастер – классе! Делятся впечатлениями.

Анализируют полученную информацию.

Получают эмоциональное удовлетворение от совместной работы и общения.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников»Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников» Мастер-класс для родителей старшей группы Тема: «Использование конструктора ТИКО для развития познавательных способностей дошкольников».

Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возрастаИспользование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возраста «Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего возраста» В современных условиях при широком внедрении новых информационных.

«Сбережем природу». Дидактическая игра с применением технологии моделирования по развитию экологического сознания дошкольников«Сбережем природу». Дидактическая игра с применением технологии моделирования по развитию экологического сознания дошкольников АКТУАЛЬНОСТЬ Одной из глобальных экологических проблем нашей планеты является загрязнение окружающей среды. Мусора накопилось так много,.

Использование дидактических игр в познавательном развитии детей 3–4 лет Три – четыре года – это возраст, когда малыш старается освоить характеристики различных предметов (особенно их функции и целевое назначение).

Использование метода моделирования в воспитании дошкольниковИспользование метода моделирования в воспитании дошкольников .

Использование Тико-конструктора в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольниковИспользование Тико-конструктора в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников Использование ТИКО конструктора в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Конспект открытого занятия по обучению грамоте с использованием ИКТ и технологии Тико-моделирования «Защитники Отечества»Конспект открытого занятия по обучению грамоте с использованием ИКТ и технологии Тико-моделирования «Защитники Отечества» Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ИКТ и технологии ТИКО-моделирования. Тема: «Защитники Отечества» Цель: формирование.

Конструктор «Тико» и его значение в творческом развитии дошкольниковКонструктор «Тико» и его значение в творческом развитии дошкольников Современные дети живут в эпоху активной информатизации и роботостроения. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников».

Отчет по самообразованию «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии старших дошкольников»Отчет по самообразованию «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии старших дошкольников» Целью моей работы был поиск информационно-коммуникативных технологий и внедрение в игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование технологии Тико — моделирования в познавательном развитии дошкольников
Опубликовано: 10 декабря 2023 в 09:56
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование технологии Тико — моделирования в познавательном развитии дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Кальсина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД