Елена Халина
Образовательная деятельность в режимных моментах с учетом ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности станут : игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и другие.
Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации. Это совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми.
Публикация «Образовательная деятельность в режимных моментах с учетом ФГОС» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Режимные моменты в детском саду
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Рассмотрим, что же означает образовательная деятельность - она включает в себя непосредственно образовательную деятельность, образовательная деятельность в режимных моментах и самостоятельная деятельность детей.
Решение образовательных задач в рамках совместной деятельности взрослого и детей – осуществляется, как в виде непосредственно образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и другое).
Образовательная деятельность в режимных моментах - образовательная деятельность, осуществляемая в форме совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах
Режимное время это определенное время, необходимое для осуществления конкретных режимных моментов.
Перед воспитателем возникла проблема максимально четко спланировать время, отведенное на реализацию поставленных задач в режиме дня, не упустить главные моменты, систематизировать, дифференцировать, индивидуализировать работу. При учебной модели организации образовательного процесса помимо занятий также планировалась работа в режиме дня. В каждом дошкольном учреждении была создана циклограмма образовательной деятельности воспитателя, но учебный блок и блок режимного времени не был связан единой нитью.
Рассмотрим как мы можем это сделать.
Совместная деятельность детей и взрослых по направлениям развития ребенка:
физическое развитие: комплексы закаливающих процедур (оздоровительные прогулки, мытье рук прохладной водой перед каждым приемом пищи, полоскание рта после еды, воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам после сна, утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня;
социально личностное развитие: ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчеркивание их пользы, развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания, помощь взрослым, участие детей в расстановке и уборке инвентаря и оборудования для занятий, в построении конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования, формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов;
познавательно речевое развитие: создание речевой развивающей среды, свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов, ситуативные разговоры с детьми, называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение речевой активности детей, обсуждения (пользы закаливания, занятий физической культурой, гигиенических процедур);
художественно эстетическое развитие: использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов, игрушек.
Самостоятельная деятельность детей по направлениям развития ребенка:
физическое развитие: самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия (катание на санках, лыжах, велосипеде и пр.);
социально личностное развитие: индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками;
познавательно речевое развитие: самостоятельное чтение детьми коротких стихотворений, самостоятельные игры по мотивам художественных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра, сюжетно-ролевые игры, рассматривание книг и картинок, самостоятельное раскрашивание «умных раскрасок», развивающие настольно-печатные игры, игры на прогулке, автодидактические игры (развивающие пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки);
художественно эстетическое развитие: предоставление детям возможности самостоятельно рисовать, лепить, конструировать (преимущественно во второй половине дня, рассматривать репродукции картин, иллюстрации, музицировать (пение, танцы, играть на детских музыкальных инструментах (бубен, барабан, колокольчик и прочее, слушать музыку.
Организованная таким образам образовательная деятельность в режимных моментах способствует успешной реализации многих образовательных задач с учетом реализации ФГОС ДО.