Получи документы

Использование технологии «скрайбинг» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста

Ксения Анисимкова
Использование технологии «скрайбинг» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

В данной статье уделено внимание инновационной технологии "скрайбинг", а также условиям и оборудованию, необходимым для создания скрайбинга. Показано, что использование инновационной технологии "скрайбинг" способствует процессу развития речи детей старшего дошкольного возраста. Материал статьи предназначен для повышения компетентности педагогов в применении инновационной технологии «скрайбинг» в совместной образовательной деятельности с детьми.

Публикация «Использование технологии „скрайбинг“ в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Формирование речи в дошкольном возрасте – пожалуй, одно из основных условий правильного и гармоничного развития ребенка и, безусловно, в дальнейшем залог его успешного обучения в школе. Чем богаче и грамотнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения с окружающими, взрослыми и сверстниками. При этом необходимо учитывать, что письменная речь формируется на основе устной. Проблема речевого развития детей старшего дошкольного возраста на сегодняшний день достаточно актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями очень высокий.

Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает в себя :

• владение речью как средством общения и культуры;

• обогащение активного словаря;

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

развитие речевого творчества;

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Педагог обязан создать такие условия, при соблюдении которых речь детей не только бы развивалась, но и была бы правильной и грамотной.

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования предполагают возможность выбора различных форм и методов проведения образовательной деятельности, направленных на целостное, всестороннее развитие ребенка. Перед воспитателем стоит задача сделать процесс увлекательным и интересным для детей.

«Расскажи мне - и я услышу, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать самому - и я научусь!» - гласит японская пословица. Добиться этого возможно, используя инновационную технологию «скрайбинг».

Скрайбинг (от английского scribe — набросать эскизы или рисунки) — искусство отражать свою речь в рисунках, причем зарисовка образов происходит параллельно с речью. Чаще всего зарисовки делают на белой доске или листе бумаги. Автором скрайбинга принято считать британского художника Эндрю Парка.

Скрайбинг — инновационная технология, с помощью которой можно

одновременно задействовать различные органы чувств: слух и зрение, а также воображение детей, что способствует лучшему пониманию и запоминанию информации.

Выделяют следующие иды скрайбинга :

1. Рисованный скрайбинг – речь говорящего совпадает с нанесением изображения, иллюстрирующего рассказ. Рисование и озвучивание должны совпадать по времени. Например, речевой материал, такой как стихотворение, сказка или песня, иллюстрируется простыми графическими рисунками, что способствует пониманию и запоминанию ключевых слов текста.

Необходимые инструменты и материалы:

• доска для рисования маркером или листы бумаги формата А4, А3 (ватман);

• маркеры, фломастеры, цветные карандаши, краски.

2. Аппликационный скрайбинг - техника, при которой на заранее приготовленный фон накладываются или наклеиваются готовые изображения, которые соответствуют произносимому тексту. В данном случае речевой материал иллюстрируется заранее приготовленными простыми рисунками, которые приклеиваются на определенный фон.

Необходимые инструменты и материалы:

• листы бумаги или любой другой фон;

• набор картинок-аппликаций.

3. Скрайбинг «фланелеграфный». Вариантом такого скрайбинга является театр на фланелеграфе. Все изображения приготовлены заранее и оснащены липучками с изнаночной стороны. Данный вид скрайбинга хорошо подойдет для инсценировки сказок для детей.

Необходимые инструменты и материалы:

• доска, обтянутая фланелью;

• картинки на липучках.

4. Магнитный скрайбинг является разновидностью аппликационного, но готовые изображения крепятся магнитами на магнитную доску.

Необходимые инструменты и материалы:

• магнитная доска;

• набор готовых картинок,

• магниты.

Скрайбинг компьютерный. При создании компьютерного скрайбинга используются специальные программы и онлайн-сервисы.

Ввиду того, что мышление дошкольников отмечается предметной образностью и наглядной конкретностью, скрайбинг достаточно эффективен в качестве одного из средств формирования связной речи. Визуализация позволяет связывать полученную информацию в целостную картину. Кроме того, в дальнейшем, если дети участвуют в создании скрайбинга, у них развивается критическое и образное мышление.

При пересказе или рассказе дети с нарушением речи затрудняются строить предложения, теряют основную суть содержания рассказа, путают события, затрудняются в выражении главной мысли. Опора на зрительный образ способствует формированию грамматического строя речи дошкольников, облегчает процесс запоминания стихотворений, делает его более простым, интересным, творческим.

Педагог рисует картинки, схемы, записывает ключевые слова параллельно с звучащим текстом, при этом у дошкольников задействуются одновременно слух, зрение и воображение, что способствует лучшему пониманию и запоминанию звучащей речи.

Использование скрайбинга с детьми дошкольного возраста на занятиях помогает им наглядно представить, запомнить, а затем и воспроизвести материал. Доказано, что 80% информации человек воспринимает визуально. Поэтому устный рассказ, дополненный картинками, запоминается намного лучше, чем рассказ без наглядной поддержки.

Следует учесть, что при использовании технологии скрайбинг, педагогу следует предлагать детям старшего дошкольного возраста упрощенные рисунки, которые не только будут максимально понятны ребятам, но и заинтересуют детей, вовлекут в процесс создания скрайбинга.

Таким образом, инновационная технология скрайбинг является уникальным средством для создания условий речевого развития ребенка. Безусловно, использование скрайбинга в формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста способствует развивитию слухового и зрительного внимания, мышления, увеличивает эффективность процесса запоминания, обогащает словарный запас, способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием и развивает творческое воображение ребят. В результате использования скрайбинга расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире. Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.

Литература

1. Ильина, Т. А. Речевое развитие в соответствии с ФГОС дошкольного образования / Т. А. Ильина, Е. А. Сергеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 5 (243). — С. 175-177. — URL : https://moluch.ru/archive/243/56107/

7. Качество дошкольного образования : интеграция науки и практики. / А. А. Григорьева, Л. В. Николаева, Т. И. Никифорова, Л. С. Ядрихинская. - Якутск: МЦНИП, 2013. 543 с.

8. Дошкольное образование. Терминологический справочник: научно-справочное издание для студентов-бакалавров направления подготовки 050100.62 "Педагогическое образование", профиль "Дошкольное образование". / Ж. А. Геворкянц, А. Р. Георгян, С. М. Дзидзоева [и др. ]. - Владикавказ: Северо-Осетинский государственный педагогический институт, 2013. 188 c. EDN : ZGKHLZ

9. Колодяжная Т. П. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методич. рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. / Т. П. Колодяжная, Л. А. Колунова. - Ростов-н/ Д: ТЦ "Учитель", 2002. 32 с.

10. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. / Ф. А. Сохин. - М. : МОДЭК МПСИ, 2004. 240 с.

11. Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника : развиваем речь. / О. С. Ушакова. - М: ТЦ Сфера, 2008. 79 с. EDN : QWJLUV

Публикации по теме:

Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возрастаИспользование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возраста «Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего возраста» В современных условиях при широком внедрении новых информационных.

Мастер-класс «Применение методов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста» Цель: - ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное.

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей 3–4 лет Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому мне, как воспитателю,.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста. Cовременному обществу необходимы люди, умеющие.

Использование средств театрализованной деятельности в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста Реализация театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста способствует развитию творческих способностей и познавательной активности,.

Консультация для воспитателей на семинаре «Инновационные технологии в речевом развитии детей» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников».

Применение технологии геймификации в речевом развитии дошкольниковПрименение технологии геймификации в речевом развитии дошкольников Геймификация - процесс использования игровых элементов в любом неигровом пространстве, для достижения реальных целей. Давайте разберемся.

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование технологии «скрайбинг» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 20 ноября 2023 в 06:03
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование технологии «скрайбинг» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ксения Анисимкова (УИ 252379) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД