МААМ-картинки

Использование технологии проектной деятельности в развитии речи детей

Светлана Назарова
Использование технологии проектной деятельности в развитии речи детей
▼ Скачать + Заказать документы

В связи с введением в действие ФГОС ДО значительно активизировался интерес педагогов к технологиям проектирования. Проектные технологии позволяют выстраивать образовательный процесс в дошкольных учреждениях в соответствии с заявленными в новых нормативных документах принципами. В ходе реализации проектов можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников, активно взаимодействовать с семьями воспитанников.

Публикация «Использование технологии проектной деятельности в развитии речи детей» размещена в разделах

Суть «метода проектов» состоит в такой организации образовательного процесса, при которой воспитанники развивают интегративные качества, приобретают, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» - основной тезис современного понимания метода проектов. Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.

Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность проявить индивидуальность, завоевать определенное положение в группе. В процессе планирования и выполнения практических заданий, в ходе организации и реализации метода проектирования необходимо формировать умение детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая знания из различных областей, формируя умение прогнозировать результаты и устанавливать причинно-следственные связи.

Изучив методическую литературу и познакомившись с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений, мы убедились в эффективности использования технологии проектной деятельности в образовании детей дошкольного возраста

Нами было разработана серия краткосрочных проектов.

Например: «Едет с поля урожай», «Мама лучше всех на свете», «Книга лучший друг». Хочу, остановится на проекте «Книга лучший друг».

При разработке конкретного проекта принимали во внимание, что сегодняшний ребёнок с речевыми проблемами - это не только нарушения всех компонентов речевой системы, но и недоразвитие психических процессов, поэтому использовали поэтапное «совместное обучение».

Актуальность решения этой проблемы очевидна. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. В книгах заключено особое очарование, книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас. Исходя из актуальности проблемы, были поставлены следующие задачи:

- расширять представления об изготовлении книг и профессиях людей;

- формировать у детей понимание того, что книга – основной источник знаний;

- воспитывать бережное отношение дошкольников к книге и уважение к труду

взрослых, обучить правилам обращения с книгой;

- поддерживать детскую инициативу, стремление к познавательной

деятельности и самостоятельности в реализации творческих замыслов;

- развивать память, внимание, коммуникативные навыки;

- расширять и активизировать словарный запас по данной лексической теме;

- использование словаря в активной речи, в процессе бесед, рассказов,

упражнений по данной лексической теме;

- привлекать родителей к работе по приобщению дошкольников к художественной литературе;

Далее планировали предполагаемые результаты:

1. Повышение интереса детей к книгам, чтению и художественной литературе.

2. Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, связной речи детей.

3. Повышение уровня развития речи детей.

4. Активное участие родителей в жизни детского сада.

5. Положительное отношение родителей к совместной деятельности с педагогами.

6. Возрождение кругу семьи чтение книг, изготовление разнообразных поделок и другие виды деятельности (совместная деятельность, ребенок – равный участник). Вся работа осуществлялась поэтапно.

1- этап - определение проблемы. На этом этапе мы выбирали тему, исходя из интересов детей, актуальную и интересную для всех предполагаемых участников проекта Мы использовали, один из наиболее эффективных способов введения в тему связан с моделями «трех вопросов». Суть этой модели заключается в том, что мы задавали детям три вопроса: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как узнаем об этом? По мере того, как дети отвечали на вопросы, их ответы записывались. Ответы определяли задачи и направления познавательной деятельности. Таким образом, дети участвовали в общем планировании предстоящей деятельности.

Использовалась модель трех вопросов:

1. Что я знаю о книгах?

Книги бывают разные: рассказы, сказки, научные книги, словари и др.

2. Что хочу узнать?

Как появляются книги, откуда берутся

Кто их изготавливает, люди, каких профессий

Где и как изготавливают книги, что для этого нужно

Зачем нам нужны книги и где хранятся

3. Как могу узнать?

Спросить у взрослых (родителей и педагогов)

Сходить со взрослыми в библиотеку

Найти информацию в интернете

Узнать из книг, журналов, фотографий

2- этап – сбор сведений. Здесь создавались условия для реализации познавательной деятельности детей : подбор соответствующего материала; встречи со специалистами и родителями; организация экскурсий и т. д. В учебном плане отражались все интересы детей, последовательность мероприятий. Большую роль отводили участию родителей в проектах.

3- этап – поиск путей реализации проекта. На данном этапе мы помогали детям выбрать наиболее интересные для них формы работы. Обязательно задавались детям вопросы: «Почему именно так они собираются действовать?», «Что именно они хотят получить?», «Что им необходимо для этого проекта?

Реализация проекта осуществлялась через:

1. Непосредственно образовательную деятельность

2. Совместную деятельность педагогов и детей

3. Работу педагогов с родителями

4. Создание предметно-развивающей среды

5. Совместную свободную деятельность детей и родителей

4- этап – этап организации работы над проектом

Реализация проекта происходила через разные виды детской деятельности : творческую, экспериментальную, продуктивную и т. д., которые способствовали формированию у детей специфических знаний в разных областях изучаемой темы. При работе над проектом дети учились использовать полученные сведения для создания нового продукта. После завершения работы детям была дана возможность предъявить результат окружающим.

5- этап – презентация проекта. Детям были созданы условия для того, чтобы они имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство компетенции, гордости за достижения, осмыслить результаты деятельности. Дети презентовали свой проект в виде «Книжки –малышки» изготовленной совместно с родителями.

Итоги проекта «Книга-лучший друг».

После проекта дети узнали :

- о разнообразии книг, жанрах произведений;

- узнали историю происхождения и изготовления книг;

- о профессиях библиотекаря, писателя, художника-иллюстратора;

- правила общения с книгой;

- обогатился и расширился словарный запас по данной лексической теме.

- стали бережнее относиться к книгам.

Довольно легко вписывается в систему проектной деятельности интеграция, поэтому включила в логопедическую работу небольшие содержательные фрагменты разных видов деятельности : рисование, лепка, конструирование. Достижение эффективности в воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей работе стало возможным, благодаря взаимодействию всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач с использованием метода проектов.

В результате работы по реализации технологии метода проектов добились следующих результатов:

воспитанники:

- обрели навыки исследовательской деятельности;

- проявляют активный интерес к предложенной деятельности;

- активно включаются в процесс познания;

- проявляют эмоциональную заинтересованность к совместной проектной деятельности;

- достаточно сформированы тонкая и общая моторика;

- обогащена, уточнена и активизирована лексика по теме проекта;

- дети достаточно свободно пользуются простыми и сложными предложениями;

- развиты коммуникативные способности, отсутствует барьер общения.

родители:

- активно взаимодействуют с ребёнком и с педагогами через проектную деятельность;

- установились партнёрские отношения с семьями воспитанников;

- с желанием и интересом участвовали в жизни группы, ДОУ.

Результаты педагогической деятельности доказывают, что проектный метод в дошкольном учреждении в последнее время стал одним из основных компонентов в организации образовательной деятельности.

Главные преимущества этого метода в работе учителя-логопеда - значительное снижение преобладающей активности взрослого, возможность коррекции и обучения через совместный поиск решений. Предоставление дошкольнику возможности самостоятельности, сотрудничества, сотворчества на равных, интеллектуального и творческого саморазвития, что соответствует основным критериям гуманизации процесса образования и воспитания.

Хотелось бы закончить словами великого педагога Ш. А. Амонашвили:

«Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни».

Литература.

1. Л. В. Михайлова-Свирская Метод проектов в образовательной работе детского сада, М., Просвещение, 2015г

2. .Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.- 112с.

3. Киселёва Л. С., Данилина Т. А., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М. : АРКТИ, 2003. – С. 15.

4. Львова Л. С. Инновации педагогического проектирования в ДОУ. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2012, № 5

5. Морозова Л. Д. Что такое «детское проектирование» // Ребенок в детском саду, N5, 2009.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр в развитии речи детей дошкольного возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 216 город Уфа Республика Башкортостан «Использование.

«Использование проектной деятельности при знакомстве детей дошкольного возраста с жанрами живописи» Цель: - Разработка вариативных форм образовательной деятельности с детьми по художественно - творческому развитию (изобразительная деятельность).

Использование устного народного творчества в развитии речи детей Актуальность Интерес современной науки к проблемам устного народного творчества, его природе, способам обогащения очень велик. Существует.

Использование графического плана в развитии связной речи детей. Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные.

Использование технологии исследовательской деятельности в познавательном развитии детей На протяжении трех лет я являюсь руководителем кружка "Юные исследователи". Приоритетным направлением в моей работе является формирование.

Мастер-класс «Использование технологии исследовательской деятельности в познавательном развитии детей» Слайд 2. Люди, научившиеся …наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь.

Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в развитии речи детей» Здоровьесберегающие технологии в развитии речи детей. Цель: применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном  воспитательно-образовательном.

Методические рекомендации «Использование технологии проектирования в развитии дошкольников» В настоящее время современное общество характеризуется стремительным ростом объема научной информации, большой скоростью процесса старения.

Отчет по теме самообразования: «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей 4–5 лет» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная,.

Семинар-практикум «Использование мнемотехники в развитии речи детей» Семинар-практикум «Использование мнемотехники в развитии речи детей» Послушай — и ты узнаешь, Посмотри — и ты поймешь, Сделай — и ты научишься.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование технологии проектной деятельности в развитии речи детей
Опубликовано: 9 ноября 2016 в 10:23
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование технологии проектной деятельности в развитии речи детей» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Назарова (УИ 353763) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД