Светлана Назарова
Использование технологии проектной деятельности в развитии речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
В связи с введением в действие ФГОС ДО значительно активизировался интерес педагогов к технологиям проектирования. Проектные технологии позволяют выстраивать образовательный процесс в дошкольных учреждениях в соответствии с заявленными в новых нормативных документах принципами. В ходе реализации проектов можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников, активно взаимодействовать с семьями воспитанников.
Публикация «Использование технологии проектной деятельности в развитии речи детей» размещена в разделах
Суть «метода проектов» состоит в такой организации образовательного процесса, при которой воспитанники развивают интегративные качества, приобретают, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» - основной тезис современного понимания метода проектов. Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.
Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность проявить индивидуальность, завоевать определенное положение в группе. В процессе планирования и выполнения практических заданий, в ходе организации и реализации метода проектирования необходимо формировать умение детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая знания из различных областей, формируя умение прогнозировать результаты и устанавливать причинно-следственные связи.
Изучив методическую литературу и познакомившись с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений, мы убедились в эффективности использования технологии проектной деятельности в образовании детей дошкольного возраста
Нами было разработана серия краткосрочных проектов.
Например: «Едет с поля урожай», «Мама лучше всех на свете», «Книга лучший друг». Хочу, остановится на проекте «Книга лучший друг».
При разработке конкретного проекта принимали во внимание, что сегодняшний ребёнок с речевыми проблемами - это не только нарушения всех компонентов речевой системы, но и недоразвитие психических процессов, поэтому использовали поэтапное «совместное обучение».
Актуальность решения этой проблемы очевидна. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. В книгах заключено особое очарование, книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас. Исходя из актуальности проблемы, были поставлены следующие задачи:
- расширять представления об изготовлении книг и профессиях людей;
- формировать у детей понимание того, что книга – основной источник знаний;
- воспитывать бережное отношение дошкольников к книге и уважение к труду
взрослых, обучить правилам обращения с книгой;
- поддерживать детскую инициативу, стремление к познавательной
деятельности и самостоятельности в реализации творческих замыслов;
- развивать память, внимание, коммуникативные навыки;
- расширять и активизировать словарный запас по данной лексической теме;
- использование словаря в активной речи, в процессе бесед, рассказов,
упражнений по данной лексической теме;
- привлекать родителей к работе по приобщению дошкольников к художественной литературе;
Далее планировали предполагаемые результаты:
1. Повышение интереса детей к книгам, чтению и художественной литературе.
2. Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, связной речи детей.
3. Повышение уровня развития речи детей.
4. Активное участие родителей в жизни детского сада.
5. Положительное отношение родителей к совместной деятельности с педагогами.
6. Возрождение кругу семьи чтение книг, изготовление разнообразных поделок и другие виды деятельности (совместная деятельность, ребенок – равный участник). Вся работа осуществлялась поэтапно.
1- этап - определение проблемы. На этом этапе мы выбирали тему, исходя из интересов детей, актуальную и интересную для всех предполагаемых участников проекта Мы использовали, один из наиболее эффективных способов введения в тему связан с моделями «трех вопросов». Суть этой модели заключается в том, что мы задавали детям три вопроса: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как узнаем об этом? По мере того, как дети отвечали на вопросы, их ответы записывались. Ответы определяли задачи и направления познавательной деятельности. Таким образом, дети участвовали в общем планировании предстоящей деятельности.
Использовалась модель трех вопросов:
1. Что я знаю о книгах?
Книги бывают разные: рассказы, сказки, научные книги, словари и др.
2. Что хочу узнать?
Как появляются книги, откуда берутся
Кто их изготавливает, люди, каких профессий
Где и как изготавливают книги, что для этого нужно
Зачем нам нужны книги и где хранятся
3. Как могу узнать?
Спросить у взрослых (родителей и педагогов)
Сходить со взрослыми в библиотеку
Найти информацию в интернете
Узнать из книг, журналов, фотографий
2- этап – сбор сведений. Здесь создавались условия для реализации познавательной деятельности детей : подбор соответствующего материала; встречи со специалистами и родителями; организация экскурсий и т. д. В учебном плане отражались все интересы детей, последовательность мероприятий. Большую роль отводили участию родителей в проектах.
3- этап – поиск путей реализации проекта. На данном этапе мы помогали детям выбрать наиболее интересные для них формы работы. Обязательно задавались детям вопросы: «Почему именно так они собираются действовать?», «Что именно они хотят получить?», «Что им необходимо для этого проекта?
Реализация проекта осуществлялась через:
1. Непосредственно образовательную деятельность
2. Совместную деятельность педагогов и детей
3. Работу педагогов с родителями
4. Создание предметно-развивающей среды
5. Совместную свободную деятельность детей и родителей
4- этап – этап организации работы над проектом
Реализация проекта происходила через разные виды детской деятельности : творческую, экспериментальную, продуктивную и т. д., которые способствовали формированию у детей специфических знаний в разных областях изучаемой темы. При работе над проектом дети учились использовать полученные сведения для создания нового продукта. После завершения работы детям была дана возможность предъявить результат окружающим.
5- этап – презентация проекта. Детям были созданы условия для того, чтобы они имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство компетенции, гордости за достижения, осмыслить результаты деятельности. Дети презентовали свой проект в виде «Книжки –малышки» изготовленной совместно с родителями.
Итоги проекта «Книга-лучший друг».
После проекта дети узнали :
- о разнообразии книг, жанрах произведений;
- узнали историю происхождения и изготовления книг;
- о профессиях библиотекаря, писателя, художника-иллюстратора;
- правила общения с книгой;
- обогатился и расширился словарный запас по данной лексической теме.
- стали бережнее относиться к книгам.
Довольно легко вписывается в систему проектной деятельности интеграция, поэтому включила в логопедическую работу небольшие содержательные фрагменты разных видов деятельности : рисование, лепка, конструирование. Достижение эффективности в воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей работе стало возможным, благодаря взаимодействию всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач с использованием метода проектов.
В результате работы по реализации технологии метода проектов добились следующих результатов:
воспитанники:
- обрели навыки исследовательской деятельности;
- проявляют активный интерес к предложенной деятельности;
- активно включаются в процесс познания;
- проявляют эмоциональную заинтересованность к совместной проектной деятельности;
- достаточно сформированы тонкая и общая моторика;
- обогащена, уточнена и активизирована лексика по теме проекта;
- дети достаточно свободно пользуются простыми и сложными предложениями;
- развиты коммуникативные способности, отсутствует барьер общения.
родители:
- активно взаимодействуют с ребёнком и с педагогами через проектную деятельность;
- установились партнёрские отношения с семьями воспитанников;
- с желанием и интересом участвовали в жизни группы, ДОУ.
Результаты педагогической деятельности доказывают, что проектный метод в дошкольном учреждении в последнее время стал одним из основных компонентов в организации образовательной деятельности.
Главные преимущества этого метода в работе учителя-логопеда - значительное снижение преобладающей активности взрослого, возможность коррекции и обучения через совместный поиск решений. Предоставление дошкольнику возможности самостоятельности, сотрудничества, сотворчества на равных, интеллектуального и творческого саморазвития, что соответствует основным критериям гуманизации процесса образования и воспитания.
Хотелось бы закончить словами великого педагога Ш. А. Амонашвили:
«Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни».
Литература.
1. Л. В. Михайлова-Свирская Метод проектов в образовательной работе детского сада, М., Просвещение, 2015г
2. .Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.- 112с.
3. Киселёва Л. С., Данилина Т. А., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М. : АРКТИ, 2003. – С. 15.
4. Львова Л. С. Инновации педагогического проектирования в ДОУ. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2012, № 5
5. Морозова Л. Д. Что такое «детское проектирование» // Ребенок в детском саду, N5, 2009.