Ольга Абдикаримова
Презентация на тему «Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования дошкольников
СЛАЙД 1 Тема: Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования дошкольников.
СЛАЙД 2 В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование России приобрело статус первого уровня общего образования. Отношения в сфере дошкольного образования при реализации образовательных программ регулируются теперь на основании ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ДО, основная миссия которых - преемственность целей, задач и содержания различных уровней образования при сохранении уникальности и самоценности дошкольного детства как важного социально значимого этапа в жизни человека. Основой современных образовательных программ является педагогическая поддержка индивидуальности одаренного ребенка. Тенденция инклюзивного образования также включает в себя работу с детьми с индивидуальными возможностями. Основной идеей которой является принятие ребенка таким, каков он есть.
Публикация «Презентация на тему „Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования дошкольников“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Темочки
СЛАЙД 3 Проявление неординарных и творческих способностей может быть замечено уже в дошкольном возрасте. Наша задача - не удалять ребенка из естественной для него микросреды, а обучать и воспитывать, не вырывая из круга «нормальных» сверстников, и при этом создавать условия для развития и максимальной реализации его выдающихся возможностей.
СЛАЙД 4 Как определить одаренного ребенка? Выявление одаренных детей – достаточно сложный процесс, который должен учитывать множество аспектов деятельности, мотивационной сферы, эмоционального состояния ребенка. Выявление одаренности в дошкольном возрасте позволит вовремя создать для него такие условия, которые позволят развить способности ребенка более глубоко.
Принципы выявления одаренных детей результаты и процесс деятельности, поведение, взаимоотношения ребенка должны быть оценены в комплексе: должно проводиться наблюдение в различных ситуациях и в течение длительного времени (Я начинаю знакомиться и наблюдать за детьми в возрасте 4 лет, когда прошел период адаптации. Это происходит в течение всей средней группы на фронтальных и подгрупповых занятиях, на прогулке, и т. д.); необходимо подключение к оценке одаренности ребенка специалистов (обследование детей специалистами ПМПк, InfoLife –тестирование по отпечаткам пальцев); следует учитывать зону ближайшего развития при оценке одаренности.
СЛАЙД 5 Рассмотрев факторы влияющие на развитие одаренности : природные задатки, социальная среда, механизмы саморазвития личности, мы можем составить индивидуальный образовательный маршрут для каждого одаренного ребенка.
СЛАЙД 6 Признаки одаренности ребенка :
Одаренные дети в процессе выполнения деятельности: с быстротой и легкостью усваивают новые виды деятельности; проявляют индивидуальный стиль; имеют высокую способность к самообучению. Мотивационная сфера одаренных детей : повышенная любознательность; ярко выраженный интерес к определенным сферам знания или деятельности; высокие требования к результатам своей деятельности; интерес к нестандартным ситуациям.
СЛАЙД 7 Основной идеей работы по выявлению и развитию одаренных детей является объединение усилий педагогов и родителей, с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей. Педагоги ДОУ занимаются проблемами выявления и сопровождения детей с признаками одаренности в ДОУ, подборкой и систематизацией материала по работе с такими детьми, организацией кружков и студий на основе ДОУ.
СЛАЙД 8 В нашем детском саду сложился прекрасный творческий педагогический коллектив. Педагоги изучают особенности работы с одаренными детьми, умеют найти к ним подход, создать творческую благожелательную атмосферу и постоянно готовы дать максимум теоретического и наглядного материала по темам, интересным детям. Также для дополнительных, «внеурочных» занятий у нас имеется замечательная материально-техническая база (ИКТ оснащение, помещение – студия с большим перечнем оборудования и материалами для творчества, стол для песочной терапии, большое количество дидактических и развивающих игр)
СЛАЙД 9 Родители, как активные участники образовательного процесса, получают консультативную помощь педагога и психолога, помогают предоставлять возможности получения информации своим детям, помогают атмосферу успеха (подготовка к совместным проектам, семейные посещения выставок, музеев участие в творческих гостиных, мастер – классах, и т. п.)
СЛАЙД 10 Итак, ребенок попал в группу с «обычными» детьми. Он должен находиться на фронтальных занятиях. Как дать не заскучать одаренному ребенку на таких занятиях? Ответ на этот вопрос я нашла в программе «Мир открытий» под общей редакцией Людмилы Георгиевны Петерсон и Ирины Александровны Лыковой. Именно ее я взяла за основу при разработке своей рабочей программы. Данная методологическая позиция основана на чрезвычайно бережном отношении к ребенку как к активно развивающейся личности, на уважении его индивидуальности и личностного достоинства.
СЛАЙД 11 Принцип деятельности заключается в такой организации обучения, когда ученик не получает готовое знание, а добывает его сам в процессе собственной учебной деятельности.
Занятие на тему «Дрессированные животные» лепка сюжетная. Начало второго полугодия в старшей группе. Цель - Уточнение и активизация способа лепки из цилиндра (валика, согнутого дугой и надрезанного с двух концов. Дети смотрят видеоролик о дрессированных животных Я объясняю как сделать цирковую собаку по схеме. Рядом со схемой лепки собаки находится аналогичная схема выполнения льва. Я не заостряю внимания на ней. Группа детей выполняет собаку, кто – то увидел схему со львом, но не сделал никаких выводов, хотя в ролике были различные дрессированные животные. Ребенок с признаками одаренности очень быстро слепил цирковую собаку и самостоятельно начал лепить льва. Больше того, он быстро придумал как можно сделать огненное кольцо.
СЛАЙД 12 Принцип минимакса является оптимальным для реализации индивидуального подхода, так как это саморегулирующаяся система. Каждый ребенок в соответствии со своими способностями или возможностями выбирает конечный уровень по своему возможному максимуму в промежутке между минимальным и максимальным уровнем. Ребенок может узнать максимум, но должен (под руководством педагога) освоить минимум.
Пример - интегрированное занятие на тему «Танковое сражение на Орловско – Курской дуге». После просмотра слайд-шоу детям было предложено нарисовать и вырезать танки. Ребенок с признаками одаренности, являющийся лидером в группе, быстро нарисовал разрушенные горящие здания и организовал игру.
СЛАЙД 13 Дополнительное образование. Программа работы с одаренными детьми наполнена разнообразными видами и формами деятельности, предложенными в программах и методических рекомендациях И. А. Лыковой и включает несколько последовательных этапов развития.
1. Главной задачей первого этапа является погружение ребенка в деятельность, предоставление ему возможности действовать в интересном для него направлении. (Принцип деятельности, который заключается в том, что обучающийся получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, что способствует формированию его общекультурных и деятельностных способностей. Самое главное то, что обучающимся становятся интересны и содержание занятия, и результаты собственной деятельности.)
2. На следующем этапе необходимо расширить горизонты деятельности, показать новые возможности. (Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.)
3. Не следует забывать о том, что темпы развития ребенка индивидуальны, особенно обладающего неординарными способностями. (Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы, основанной на реализации идей педагогики сотрудничества. Именно в такой атмосфере способности каждого ребенка могут проявиться как можно полнее.)
СЛАЙД 14 Организовываю индивидуальные занятия для этих детей, а также в парах или малых группах. Это позволят развивать социализацию одаренных детей. На занятиях использую методы организации занятий, которые позволяют максимально раскрыть способности детей, стимулируют самостоятельную поисковую и творческую деятельность.
СЛАЙД 15 Использование проблемного метода на примере. Проблемная тема – что такое доброта? Была проведена беседа, затем дети должны были нарисовать свою «доброту». Так появился сначала несчастный, брошенный котенок, а затем счастливый мартовский кот. Обе работы стали дипломантами творческих конкурсов.
СЛАЙД 16 Использование метода проектирования на примере. Было дано задание родителям и детям на лето - подготовить материал о самом замечательном событии. Результат – ребенок посетил палеонтологический музей и просто «заболел» динозаврами. Родители предоставили ребенку огромное количество материала по теме. В течение первого полугодия он рассказывал нам обо всех видах динозаврах, рисовал их песком, пастелью, восковыми мелками и акварелью. Он смог заинтересовать всю группу детей. В итоге в индивидуальный маршрут каждого была внесена тема «Миллион лет до нашей эры».
СЛАЙД 17 Использование метода исследования, эксперимента. Главным условием успешности использование этого метода – применение в работе новейших нетрадиционных методик и материалов. Дети с большим интересом ставят эксперименты. Они занимаются эбру -смешивают краски и рисуют на воде, рисуют песком под музыку, оставляют отпечатки в технике монотипии и ниткописи.
СЛАЙД 18 Гениальность сокрыта не в форме, а в глубоком содержании рисунка, не «как» написано, а «ради чего» - так написано о великом Ван-Гоге, фрагмент работы его вы видите на экране.
Именно поэтому первоочередная задача воспитания и развития художественно одаренных детей не овладение графическими навыками, а развитие творческой активности, нестандартного видения мира. Ведь именно креативность есть основа любого таланта.
СЛАЙД 19 Таланты наших детей не остались не замеченными. Они являются постоянными участниками и победителями детских творческих конкурсов различного уровня.
СЛАЙД 21 Желаю всем творческих успехов. Спасибо за внимание.