Елена Крисман
План-конспект ОД детей 6–7 лет в рамках программы дополнительного образования «Мини-лаборатория «Мы — ученые-исследователи»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект дополнительной образовательной деятельности детей 6-7 лет в рамках Образовательной программы дополнительного образования детей по познавательному развитию «Мини-лаборатория «Мы – ученые-исследователи»»
Цель: развитие познавательной активности, поддержки детской инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста через организацию исследовательской деятельности.
Задачи:
Публикация «План-конспект ОД детей 6–7 лет в рамках программы дополнительного образования „Мини-лаборатория „Мы — ученые-исследователи“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Подготовительная группа
- Темочки
1. Формировать у детей умение самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы; умение узнавать с помощью несложных опытов и экспериментов о свойствах материалов, объектов живой и неживой природы, подтверждать или опровергать свои предположения относительно какого-нибудь явления природы; умение соблюдать технику безопасности при проведении опытов и экспериментов;
2. Развивать у детей навыки проведения лабораторных экспериментов, интерес и умение применять полученные в экспериментальной деятельности навыки в повседневной деятельности; социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, отстаивать свою правоту;
3. Воспитать у детей бережное отношение к миру живой и неживой природы.
Оборудование: халаты для взрослых, чемодан «Мини-лаборатория» ( в чемодане лежат: лупа, весы, зеркало, прозрачный и непрозрачный стакан, две картинки домиков поросят, микроскоп, ученый Яша, 6 столов с разными материалами для экспериментирования, эмблемы с обозначением номера стола.
Ход деятельности
Дети играют за столами. В группу заходят два взрослых в халатах и с чемоданом, здороваются. Дети подходят к воспитателям. Вытаскивается ученый Яша, показывает предметы из чемодана, повторяются правила техники безопасности, распределяются по группам, проводят эксперименты с материалами. По окончании каждая «научная команда» рассказывает результаты своих экспериментов. Наводят порядок на столах. На прощание Яша с помощью взрослого показывает детям фокус с превращение жидкостей. Дети прощаются с Яшей и переключаются на другую деятельность.
Экспериментальные столы:
«Легкий – тяжелый»
Задачи: формировать понятие, что предметы бывают легкие и тяжелые. Развивать умение определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые).
Игровой материал: разнообразные предметы и игрушки; подбор символа («легкий», «тяжелый»).
Ход. Предлагается несколько вариантов выбора игрушек: игрушки из одного материала, но разные по размеру, игрушки из одного материала, но одни полые внутри, а другие заполнены песком, игрушки одного размера из разных материалов. Проверяем, взвешивая игрушки на руках, на чашечных весах;
«Разные отражения»
Задачи: формировать понимание, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете, найти предметы, способные отражать.
Материал: Набор предметов, обладающих способностью отражения зеркала, предметы, от которых не отражаются предметы (зеркала, ложки, стеклянная вазочка, алюминиевая фольга, новый воздушный шар, сковорода, и другие)
Ход. Перед детьми различные предметы (ложки, фольга, сковорода, вазочки, воздушный шар). Обезьянка просит их найти все предметы, в которых можно увидеть свое лицо. На что вы обратили внимание при выборе предмета? Попробуйте каждый предмет на ощупь, гладкий он или шероховатый? Все ли предметы блестят? Посмотрите, одинаково ли ваше отражение во всех этих предметах? Всегда ли оно одной и той же формы? Где получается лучшее отражение? Лучшее отражение получается в плоских, блестящих и гладких предметах, из них получаются хорошие зеркала. Далее детям предлагается вспомнить, где на улице можно увидеть свое отражение. (В луже, в речке в витрине магазина.)
Взрослый предлагает найти еще предметы, которые могут отражать, дети обследуют поверхность этих предметов и тех, где отражения нет. Делают вывод: предметы отражаются на гладкой, ровной, блестящей поверхности.
«Прозрачный – непрозрачный»
Задачи: формировать понятие, что материалы бывают прозрачные и непрозрачные. Развивать умение определять прозрачность материала с помощью подставленной за сосуд с материалом предмет.
Материал: Ряд сосудов, в которых разный материал (вода, молоко, чай, кофе, сок яблочный осветленный, персиковый неосветленный, сыпучие продукты) и игрушки мелкие.
Ход. Дети проверяют прозрачность материала, подставляя за сосуд игрушку, если видно – материал прозрачный, если нет – непрозрачный. Если видно, но плохо – средней прозрачности (ставится два знака)
«Хрупкий – прочный»
Задачи: подвести детей к пониманию того, что прочность изделия зависит от выбора материала. Развивать логическое мышление; воспитывать уважительное отношение к труду.
Материал: солома, ветки, камни и другие материалы с разной прочностью, защитные очки.
Ход.
Эксперименты с разным материалом:
Солома – это непрочный материал (попробовать переломить или разорвать соломинку)
Тонкие ветки и прутики – это непрочный материал (попробовать переломить веточку, а деревянный брусок – прочный, его сложно сломать.
А что сломалось легче соломинка или веточка? (ответы детей)
Что прочнее соломинка или веточка? (ответы детей)
Камни – прочный материал (попробовать переломить камень, не все камни прочные, есть и хрупкие (мел, уголь, известняк)
Бумага хрупкая, ее легко порвать, а есть толстая бумага, ее сложнее порвать. Пакет полиэтиленовый сложно порвать, а бумажный пакет – легко.
Стаканы пластиковые одноразовые – легко смять, а плотный пластиковый стакан – сложно смять.
«Лупа, увеличительное стекло»
Задачи: продолжать знакомство с прибором-помощником – лупой и ее назначением. Развивать внимательность и наблюдательность при рассматривании предметов, аккуратность при работе со стеклянными предметами.
Материалы: лупы, очки, пробирка с водой, баночки с искривленным дном, маленькие пуговицы, бусинки, семечки кабачков, подсолнуха, мелкие камешки и прочие предметы для рассматривания.
Ход. Дети рассматривают материалы с помощью лупы. Как лучше видно – глазами или с помощью лупы? В чем секрет лупы? (Увеличивает предметы, их лучше видно.) Для чего человеку нужна лупа? Как вы думаете, где взрослые используют лупы? (При ремонте и изготовлении часов.)
«Невидимый мир. Микроскоп»
Задачи: формировать умение рассматривать материалы с помощью микроскопа, выделять форму, размер и структуру материалов. Развивать внимательность и наблюдательность при рассматривании предметов, аккуратность при работе со стеклянными предметами.
Материал: микроскоп, материалы для рассматривания, предметные стекла, мерные ложки, пинцеты, халаты.
Ход.
«Хлопковая нить»
Хлопок – это растение, из которого делают хлопковый материал, нитки и вату. Берем кусочек хлопковой нити, растеребите ее и положите на предметное стекло, прижмите покровным стеклом и на всех трех увеличениях под нижним светом рассмотрим. Вы увидите длинные клетки.
Присмотревшись, вы увидите клеточную стенку, поэтому летом в одежде из хлопка не жарко, ткань «дышит» и легко пропускает воздух.
Теперь возьмите немного ваты, тонким слоем уложите ее на предметное стекло, прижмите покровным и рассмотрите на всех увеличениях под нижним светом. Видите сходство или нет?
«Льняная ткань»
Лен – это тоже растение, только для ниток берется не плод, а стебель. Они более жесткие и длинные, чем хлопковые. Поэтому и ткань изо льна прочнее.
Берем кусочек льняной нитки и растеребим ее, положим на предметное стекло и прижмите покровным стеклом. Рассмотрите на всех трех увеличениях при нижнем свете. Вы увидите, что льняные волокна гораздо длиннее, хотя и похожи по толщине.
«Шерсть»
Шерстяные нити делают из шерсти животных (овцы. Козы, верблюда и даже собаки). Поэтому рассмотрев шерстяные нити вы увидите сходство с волосами человека. Проверим? Возьмите кусочек шерстяной нити, кладем на предметное стекло. Прижимаем покровным стеклом и рассматриваем на всех трех увеличениях под нижним светом. Видим чешуйки как на волосе. Также хорошо заметно переплетение волокон шерсти, что говорит о теплоизоляции, то есть сохраняет тепло и согревает в любую погоду.
«Соль»
Берем чайную ложку пищевой соли, насыпаем в чашку Петри (она есть в наборе к микроскопу) и рассматриваем под малым и средним увеличением, используя верхний и нижний свет. Как выглядят кристаллы соли?
Если кристаллы кубические, то это соль чистая пищевая. Если кристаллы шарообразные, то это соль «экстра». Эта соль высшего качества. Ее обмалывают на специальных мельницах. От этого грани всех кубиков кроме самых мелких, стираются.
«Сахар»
Насыпаем в чашку Петри сахар, который вы используете дома.
Рассматриваем его на малом и среднем увеличении. Используя верхний и нижний свет. На что похожи кристаллы?
Форма кристаллов сахара зависит от способа получения, они могут быть правильными, а могут иметь скругленные углы и другие дефекты.
Карамельный сахар под микроскопом имеет форму обломков.
«Школьный мел»
Раскрошите школьный мел на предметное стекло и рассмотрите на малом и среднем увеличении, используя верхний свет. Если мел хороший, то вы увидите частички раковин. Как они красивы.
Мел – это меловые залежи, образованные из прессованных раковинок.