Екатерина Дронова
Использование технологии «Интеллект-карта» в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы своей педагогической деятельности, которые соответствовали бы возрасту и интересу дошкольников, и при этом педагог старается, чтобы наиболее эффективно решались педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Поэтому и я как учитель-логопед группы компенсирующей направленности для детей с ТНР (6-7лет, учитывая также одну из особенностей ФГОС – это системно-деятельностный подход, где огромное внимание уделяется необходимости использования педагогом современных технологий, на своих занятиях стараюсь использовать самые инновационные методы работы с детьми ОВЗ. И один из таких методов я посчитала наиболее перспективным направлением совершенствования работы с воспитанниками группы ТНР (6-7 лет) – интеллект-карта (или карта ума, или ментальная карта). Актуальность выбранной темы описываемого моего практического опыта заключается в его новизне, универсальности и функциональности. А значит, с одной стороны, применяя данную технологию, решаем для учителя-логопеда образовательные, коррекционные задачи в работе с детьми ТНР, решение которых необходимо для эффективного освоения адаптированной основной образовательной программы в ДОУ. А с другой стороны, с использованием новых технологий и методов, не являющихся на сегодняшний день специфическими для дошкольного образования и не использующимися в массовой практике, освобождаем процесс коррекции от излишней вербализации, снижаем нагрузку на ребенка. Всё это способствует личностному росту детей, развивая их самостоятельность, в чём мы и как педагоги, и как родители крайне заинтересованы, учитывая особенности современного детства. И, что особенно важно, использование данной технологии на практике помогает учителям-логопедам проводить интеграцию речевого, познавательного и социально-коммуникативного развития детей с ТНР.
Темочки:
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Интеллект-карты. Ментальные карты Тони Бьюзена
- Логопедия. Работа логопеда
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
Метод «интеллект-карт» был создан американским учёным и бизнесменом Т. Бьюзеном. Перевод с англ. буквально означает «карты ума». Для работы с дошкольниками метод интеллект-карты был адаптирован кандидатом педагогич. наук В. А. Акименко, которая предложила использовать его для развития связной речи детей. Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются творческие и речевые способности детей, активизируется мышление. Данный метод пробуждает у ребёнка способность к изображению окружающего мира, помогает структурировать информацию, которую ребенку предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы.
Категория дошкольников: дети с тяжелыми нарушениями речи 6-7 лет.
Цель практики: применение метода интеллект-карт в коррекционно-развивающей деятельности с детьми дошкольного возраста с ТНР.
Задачи:
Обучающие: -показать детям способ наглядно-графического отображения необходимой тематической (лексической) информации посредством создания ментальной карты; -научить детей составлять простейшие интеллектуальные карты по различным лексическим темам и пользоваться ими в процессе познавательной и коммуникативной (речевой) деятельности;
Коррекционно-развивающие: -обогащать активный предметный словарь детей в рамках изучаемых лексических тем; -развивать умение составлять рассказы о предметах, объектах, явлениях, с опорой на наглядную основу (карту-схему); -развивать умение классифицировать, объединять в группы предметы, объекты, явления по разным основаниям, устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями; -развивать умение изображать схематически, без детальной прорисовки, предметы, объекты; -развивать умение ориентироваться на листе бумаги располагать (изображать, наклеивать) предметы, картинки в заданном месте (в центре, по сторонам).
Воспитательные: -формировать у детей навыки взаимодействия в процессе создания совместного продукта деятельности; -воспитывать аккуратность при работе с изобразительными и наглядными материалами.
Варианты использования интеллект-карт зависят от : -участников создания интеллект-карт (педагог, педагог в совместном взаимодействии с воспитанниками, дети совместно с родителями, ребенок самостоятельно); -поставленных задач; - индивидуальных способностей детей; -типа занятия; -формы организации детей.
Полезные свойства интеллект-карт : Наглядность. Привлекательность. Запоминаемость. Своевременность. Творчество. Возможность пересмотра.
В речевом развитии применяем интеллект-карты в нескольких направлениях:
1 направление. Сбор материала о предмете или объекте. Создание интеллект –карты в ходе обсуждения предмета или темы. Выполняя данное задание пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления - анализ, синтез, аналогия, обобщение. Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально (фотографии Приложение1, стр. 3).
2 направление. Закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект -карты может являться итоговой работой по изученным темам. Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения. Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально: 1 вариант: Обозначается тема занятия (н-р, овощи, мебель). Дети называют слова-существительные и изображают то, что относится к теме. К каждому существительному подбираются слова-признаки. 2 вариант: К каждому существительному подбираются слова-признаки и слова-действия. Дети по составленной интеллект-карте при любом варианте составляют предложения.
3 направление. Развитие связной речи. Составление и распространение предложений и рассказов по интеллект-карте. Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен.
Как правильно делать интеллект-карту.
Для создания эффективной, интересной и запоминающейся «карты ума» следует придерживаться следующих простых правил:
1. Располагать главную идею, предмет в центре листа. Лист лучше развернуть горизонтально, так останется больше места для рисунка.
2. Использовать только цветные карандаши (ручки, маркеры). Каждая ветвь от центрального объекта должна иметь отдельный цвет.
3. С центральной идеей следует соединять главные ветви интеллект-карты, а с ними соединять ветви второго и последующих порядков. Лучше рисовать изогнутые ветви (как у дерева, чем прямые линии. Ветви не должны переплетаться с соседними ветвями.
4. Над каждой ветвью нужно писать только одно ключевое слово.
5. Использовать рисунки, картинки, аппликации и ассоциации. Это поможет детям лучше запомнить и усвоить новую информацию.
6. Деталей на карте может быть бесконечное множество – столько, сколько нужно для полного понимания темы (схема Приложение 2, стр. 4).
В процессе создания интеллектуальных карт педагогу необходимо задавать больше вопросов детям; обращать внимание на то, чтобы они отвечали полным ответом; вести беседы по карте; составлять рассказы; добавлять и усложнять в соответствии с возрастом детей, экспериментировать.
Итогом создания «карты ума» могут быть разные формы: презентации, выставки, где в качестве экскурсовода выступают дети, мастер-классы, открытые занятия, выступления на родительских собрания и др. (н-р, алгоритм создания интеллект-карты «Транспорт» в Приложении 3., стр. 4).
Описанная выше практика применяется мной как учителем-логопедом периодически в коррекционной деятельности (в работе с детьми ТНР) более двух лет. поэтому можно сказать о таких результатах внедрения данного опыта: умение ребенка классифицировать, объединять в группы предметы, объекты, явления по разным основаниям, устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и явлениями; умение ребенка самостоятельно составить рассказ с опорой наглядную основу (карту-схему); соблюдение ребенком смысловых и синтаксических связей между фрагментами рассказа; использование ребенком различных средств словесной характеристики предметов и явлений; соблюдение ребенком грамматических норм русского языка; владение ребенком предметным словарем в рамках изучаемых лексических тем.
Отметим также, что применение интеллект-карт бесспорно даёт огромные положительные результаты, и в условиях реализации ФГОС использование интеллект-карт позволяет осуществлять интеграцию областей. Данный метод является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, а также формирует преемственность между детским садом и школой.