Лариса Решетникова
Использование технологии биоэнергопластики в работе с детьми с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 11 «Росинка» муниципального образования г. Саяногорск
Доклад:
Использование технологии биоэнергопластики в работе с детьми имеющими нарушение речи.
Подготовила:
Решетникова Л. С.
Публикация «Использование технологии биоэнергопластики в работе с детьми с нарушениями речи» размещена в разделах
- Биоэнергопластика в работе с детьми
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Умение правильно общаться является серьезной проблемой для многих людей, поэтому развитие креативного мышления, овладение техникой общения и взаимодействия, умение управлять как собой, так и другими людьми, сегодня выступает приоритетной задачей обучения.
Правильная и богатая устная речь расширяет возможности ребёнка в познании окружающей действительности, формирует более глубокие и содержательные отношения со сверстниками и взрослыми.
Решая данную проблему у детей своей группы, я обратилась к необычной технологии биоэнергопластике. Термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики. По данным Ястребовой А. В. и Лазаренко О. И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределения биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движения и мелкую моторику, а также эмоционально – волевую сферу (выражение эмоций).
Биоэнергопластика состоит из трех направлений:
- развитие артикуляционной моторики;
- развитие тонкой моторики;
- развитие общей моторики и координации.
Освоение технологии бионергопластики детьми на занятии происходит поэтапно:
Ознакомление с упражнением для губ, языка и челюсти по стандартной методике, тренируются в правильном выполнении перед зеркалом. Рука, ребенка в упражнение не вовлекается. При этом педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки.
Присоединение к артикуляции движение сначала одной кисти ведущей руки. Дети с доминантной правой рукой и амбидекстры работают правой кистью, леворукие дети – левой. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Когда освоены оба движения (артикуляционное и пальчиковое,
Разучивание движений на развитие координации: соединения слова с движением тела.
У воспитанников логопедической группы часто встречаются нарушение координации движений, несформированности общей, мелкой и артикуляционной моторики. Причинами нарушений речи детей могут быть различные внутриутробные патологии, родовая травма и асфиксия, различные заболевания в первые годы жизни, травмы черепа, наследственные факторы.
Как показала практика, такие дети неуклюжи, раскоординированны, плохо ориентируются в пространстве и в схеме собственного тела. При увеличении динамической нагрузки падает качество движений, распадаются позы. Многим недоступно выполнение артикуляционных проб: дети ошибаются, быстро утомляются, движения становятся неточными, нарушается их темп, ритм, плавность. При применении технологии «биоэнергопластики» синхронизируется работа полушарий головного мозга, развивается способность, улучшается внимание, память, мышление, речь. Сила, равновесие, подвижность и пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.
При планировании работы, мною предусматриваются индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, а также использование элементов самостоятельной деятельности детей.
Хороший эффект в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста дает сочетание методов биоэнергопластики и театрализации на интегрированной непосредственной образовательной деятельности. Наивность детского восприятия и вера в реалистичность происходящего позволяют им через обыгрывание ситуаций вживаться в образы героев. При этом, принимая на себя роль, стараясь выглядеть реалистичнее и правдоподобнее, ребёнок раскрепощается, у него пропадает чувство стеснения перед аудиторией, появляется интонационная выразительность, эмоциональная окрашенность речи, совершенствуется дикция.
Каждая непосредственная образовательная деятельность состоит из 2 частей:
I часть (условно обозначенная нами как лингвистическая) — формирование культуры устной речи;
II часть — формирование творческого мышления.
Общая продолжительность занятия — 30 минут.
Основное содержание первой части занятия складывается из следующих разделов:
1. Артикуляционные упражнения (2-3 мин) :
а) упражнение для тренировки нижней челюсти;
б) упражнение для тренировки губ;
в) упражнение для тренировки языка.
2. Развитие речевого дыхания (3 мин).
3. Развитие мимической выразительности (2-3 мин).
4. Формирование речевого голоса (умения регулировать высоту и силу голоса) (3 мин).
5. Воспитание интонационной выразительности (3 мин).
Всего на эту часть НОД отводится 15 минут.
Вторая часть содержит познавательный материал.
Такие занятия оказывают чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивают координацию движения и мелкую моторику, а также эмоционально – волевую сферу (выражение эмоций). У ребенка формируются пластичность, ощущение свободы, раскрепощенности, что активизирует естественное состояние организма, улучшается кровообращение; формируются положительные личностные качества: уверенность в том, что он может донести себя и свои мысли до окружающих.
Использование метода биоэнергопластики в работе с детьми логопедической группы оказало положительное влияние на речевое развитие выпускников: если в начале года старшей группы 36% детей показывали высокий уровень речевого развития, то через два года, к концу подготовительной группы уровень речевого развития повысился на 42% и составил 78%.
Таким образом: есть все основания рассматривать биоэнергопластику как один из эффективных методов воздействия на становление речемыслительной деятельности воспитанников детского сада при подготовке их к школе.
Литература:
1. Т. Бабаева, З. Михайлова «Методические советы к программе «Детство» - Санкт-Петербург, 2001 г.
2. Т. В. Буденная. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г.
3. М. Ю. Картушина. Логоритмические занятия в детском саду. М. : Сфера, 2003 г.
4. С. В. Коноваленко. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 до 14 лет. Москва, 1999 г.
5. Е. А. Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов. М. : Владос, 2001 г.
6. Формирование социально-психологических предпосылок к обучению детей 6 - 7 лет. Программа Лазаренко О. И., Ястребова А. В.
7. Л. Пименова «Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду» - Пермь, 1997 г.
8. Инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» - М., 2000 г.
9. Ж. Управление ДОУ статья К. Белая, И. Павленко и др. «Интеграция – как инструмент создания новой модели ДОУ» - М., № 4-03 год.