Елена Омельченко
Использование театрализованных игр на музыкальных занятиях как средство формирования творческих предпосылок у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование театрализованных игр и упражнений на музыкальных занятиях как средство формирования творческих предпосылок у детей дошкольного возраста».
Театрально – игровая деятельность имеет большое значение для воспитания и развития детей дошкольного возраста. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами : словом, действием, изобразительным искусством, музыкой. И самое главное, театр основан на игре – ведущей деятельности ребенка в детском саду. Театрализованные игры и упражнения способствуют развитию детской фантазии, воображения, всех видов детского творчества (художественно–речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического). Выдающийся психолог Л. Выготский писал: «Творческие процессы лучше выражаются в играх детей. Играющие дети представляют примеры самого подлинного, самого настоящего творчества».
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В своей практике стараюсь ориентироваться на элементы театральности, зрелищности. Обычно занятие начинаю с распевания: «Здравствуйте, ребята». Дети отвечают пением: «Здравствуйте!» Далее пою: «Здравствуйте, котята!». Дети: «Мяу – мяу – мяу!», «Здравствуйте, утята!», «Кря – кря – кря»!» и т. д. Дети с радостью включаются в игру, превращаясь, то в лягушек, то в котят, учатся звукоподражанию, четкой дикции, учатся управлять силой голоса, тембром. Слово и музыка неразрывны, так как музыка привлекает детей к речевой основе, заставляет вслушиваться и вдумываться в содержание песни. Для этого использую песенный материал, который можно инсценировать, исполнять по ролям, то есть вносить элементы театральности. Чтобы песня понравилась детям, стараюсь преподнести ее ярко, выразительно, с соответствующей интонацией и мимикой.
Много времени уделяю вокальной подготовке детей. Детям очень нравится инсценировать песни «Азбука» (Т. Попатенко, «Дельфиненок» (Э. Ханка, «Зеленые ботинки» (С. Гаврилова, «Львы» (Г. Левкодимова, «Про меня и муравья» (Л. Абелян, и другие. Перед инсценировкой провожу беседу с детьми, которая настраивает их на выбор определенных средств выразительности для передачи того или иного образа. Инсценирование проходит в виде спектакля. Дети-зрители самостоятельно оценивают игру товарищей, высказываются об этом: «Поля пела жалобно, когда потеряла маму» (песня «Дельфиненок», «Никита двигался забавно, смешно» (песня «Про козлика» Г. Струве).
Стараюсь использовать в педагогическом процессе современные технологии, которые обеспечивают не только запоминание того или иного материала, но и помогут выразительно воспроизвести и исполнить его. В этом я опираюсь на специально подобранную систему пальчиковых игр, упражнений, этюдов на расслабление мышц, выразительность жестов, умение владеть своим телом (аудио-пособия С. и Е. Железновых «Пять поросят», «Аэробика для малышей», «Золотые ворота», «Танцевальная ритмика для детей» Т. Суворовой.). Выполняя эти задания, дети учатся исполнять их выразительно, эмоционально, двигаются в играх, танцах более раскованно, естественно. Вся моя работа строится на трех китах: интонация (искусство выразительного чтения и пения, мимика (выразительность мышц лица, пантомима (сценическое движение). Много времени отвожу на разыгрывание разных упражнений и этюдов по методике Т. С. Овчинниковой («Муравей», «Лисичка», «Качели» и т. д.). Для организации психологической безопасности детей дошкольного возраста внедряю элементы психогимнастики по методике М. И. Чистяковой («Игра с камушками», «Спать хочется», «Карлсон», «Котята», др.)
Применение ИКТ раскрывает большие возможности. Красочные познавательные презентации, видеофильмы детских сказочных постановок, их просмотр на мультимедийном экране, помогают разнообразить процесс знакомства детей с искусством театра, сделать встречу с ним более яркой, интересной. Также используем экран мультимедиа для создания различной фоновой обстановки необходимой для спектаклей (лес, город, деревня, море, интерьер домашний и т. д.).
Для меня важно вносить в жизнь детей театрализованные игры, упражнения, этюды, чтобы дети могли пользоваться этими навыками в свободной деятельности. Мною были приобретены и изготовлены дидактические пособия, которые помогают в решении данной задачи. Такие как, «Путешествие в мир эмоций», «Домик – крошечка», аудио пособие «Знакомство с театром». Для развития артистических способностей дошкольников применяю дидактические игры «Сладкое дерево», «Поможем Дюймовочке», «Три цветка», «Нарисуй музыку», «Колобок», «Салат из сказок», «Собери портрет». Использую также различные виды театров : «Оригами–театр», «Театр мини-игрушки», «Театр мягкой игрушки», «Пальчиковый театр», «Театр на палочках» и т. д. Все это значительно улучшает качество работы и стимулирует интерес детей к данному виду деятельности. Например, спрашиваю детей: «Знаете, что такое «мимика»? Выслушиваю их ответы, предположения, затем поясняю: «Мимика – это изменение нашего лица, а меняется оно с изменением настроения. Покажите, каким бывает ваше лицо, когда вы: грустите, удивляетесь, сердитесь, радуетесь и т. п.» (Дети показывают.) «А теперь я вам что-то покажу, а вы попробуете угадать, что - же это значит». Показываю жесты «до свиданья», «тише», «нет», «да», дети угадывают. «Может мне кто-то из вас ответить, как называется «язык» на котором я с вами говорила?» Поясняю: «Это жесты. Язык жестов. Им пользуются только актеры? Нет. Он понятен и нам». Затем детям предлагаю закрыть глаза и прислушаться. В это время включаю фонограмму «звуки леса» и предлагаю совершить «прогулку в лес» по узенькой тропинке, где они преодолевают (имитируют) различные препятствия (перешагивают, перепрыгивают, идут по бревнышку и т. п.).
Стараюсь составить сценарий праздника так, чтобы в нем присутствовала театрализация с участием и детей и взрослых («У нас в гостях Винни – Пух», «Проделки Морского Царя», «Фея Снеговея и Весна», «Про то, как Баба Яга внука в армию провожала» и т. д.). Ставим также музыкальные сказки, небольшие спектакли («Котята - поварята», «Колобок – колючий бок», «Осенний урожай», «Мы спасем планету!», «Дорога на мельницу» (М. Протасова) и т. д.). Совсем недавно с детьми подготовительной к школе группе создали мюзикл по сказке С. Маршака «Кошкин дом». Подобрали музыку к вокальным номерам, разработали танцы для героев, придумали и изготовили костюмы, необходимые атрибуты. Мюзикл был показан родителям, всем воспитанникам детского сада. Спектакль принимал участие в городском театральном фестивале занял 2 место.
Безусловно, в работе необходима тесная связь с педагогами, контакт с родителями. В них я всегда нахожу опору и взаимопонимание.
Уже стало доброй традицией проводить фестиваль детского творчества «Театральная весна», в рамках которого принимают участие все возрастные группы детского сада при поддержке родителей.
Считаю, что каждый ребенок талантлив и чем раньше начать развивать его творческие способности средствами театрального искусства, тем больше результатов можно достичь в песенном, танцевальном и игровом творчестве.
Цель, которую мы ставим перед собой, занимаясь с детьми театральным искусством, - делать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной радостью творчества.
.