Тимощенко Марина Владимировна
Использование двигательной активности на музыкальных занятиях для оздоровления детей
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педсовете:
Использование новых педагогических технологий для оздоровления детей является важным аспектом работы всех педагогов в дошкольном учреждении.
От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, умственное развитие, мировоззрение, прочность знаний и умений, вера в свои силы.
Роль музыкального руководителя заключается в анализе возрастных особенностей и системном планировании двигательной активности детей с внедрением в работу здоровье сберегающих технологий. Это позволит сохранить и укрепить психическое и физическое здоровье детей.
Темочки:
- Двигательная активность ребенка
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
Важными задачами оздоровления детей на музыкальных занятиях являются :
1. Создание положительного настроения у детей;
2. Организация рационального двигательного режима;
3. Предупреждение детского утомления;
4. Разумное чередование разнообразной двигательной деятельности и отдыха.
После анализа нашей совместной работы с детьми на занятиях я пришла к выводу, что нужно систематизировать применение элементов здоровье сбережения во время упражнений, танцев, игр и драматизаций.
В начало и конец занятий внедрить элементы, позволяющие настроить ребёнка на нужный лад (взбодрить или успокоить). Систематизировать проведение физкультминуток на занятии во время малоподвижных видов деятельности - пение, слушание музыки.
Овладевая общеразвивающими упражнениями и разнообразными танцевальными движениями, дети совершенствуют двигательные навыки. У них развивается мышечное чувство, координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус, а это очень важно для оздоровления детей.
Особенно хочется отметить применение таких видов оздоровления, как:
-логоритмика (это метод преодоления речевых нарушений путём развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой);
-пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики);
-психогимнастика (этюды, игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка, как её познавательной, так и эмоционально-личностной). К психогимнастике можно отнести мимические упражнения, релаксацию, коммуникативные игры и танцы, этюды на развитие выразительности движений, инсценировки, музыкотерапию;
-дыхательная и артикуляционная гимнастика. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса;
-навыки самомассажа;
-ритмопластика.
Полное слияние музыки и движения стимулирует работу всех систем организма. Метроритмическая организация музыкального произведения помогает правильной работе дыхательной и сердечной систем, вызывает согласованную реакцию всего организма ребенка, положительно влияет на нервно-психическую деятельность, улучшает обмен веществ, кровообращение.
Пение песен различного характера в сочетании с физическими упражнениями врачи считают лучшей формой дыхательной гимнастики.
Выполняя различные движения с музыкальным сопровождением, ребенок стремится скоординировать характер движения и музыки, при этом приобретается выразительность движений, улучшается осанка, укрепляются мышцы опорно-двигательного аппарата и стопы, препятствующие образованию плоскостопия, движения приобретают ловкость и законченность.
Известно, что при сильном возбуждении дети особенно восприимчивы к музыке и ритму. Для снятия чрезмерной возбудимости, напряженности и нервозности у детей на занятии использую лирическую музыку, спокойные мелодические образы. Либо наоборот, яркую музыку, заражающую детей своим настроением.
Очень важно научить детей различать напряженное и ненапряженное состояние мышц, ощущать свою позу, держать равновесие.
Эти задачи решают следующие упражнения: «Легкие и тяжелые руки», «Кукла Паяц», «Петрушки», «Тряпочные куклы», Велосипед», «Ветерок и ветер», «Соберем яблоки», «Аисты», «Полоскать платочки», «Стирка» и др.
На занятии обязательно чередую у детей нагрузку и отдых, напряженность и расслабленность мышц. Избегаю однообразия и монотонности двигательной деятельности.
Упражнения для освоения тех или иных элементов танца, гимнастических движений, перестроений приучают детей к систематическим трудовым усилиям, целенаправленно развивают ловкость, быстроту, и общую выносливость, что является важным условием оздоровления детей.
Подводя итог, хочется отметить, что использование двигательной активности в сочетании со здоровье сберегающей технологией помогает моим воспитанникам:
- обобщать у детей знания о здоровом образе жизни;
- положительно влиять на обменные процессы организма ребёнка;
- создавать доброжелательную, эмоционально насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых.
В оздоровительной работе с детьми важно помнить о принципе:
«Не навреди». Нужно учитывать щадящий режим звуковой нагрузки, так как эмоциональные и звуковые перегрузки могут привести к отрицательным результатам и в физическом, и в психологическом состоянии детей. Положительный эмоциональный фон всей двигательной активности детей в музыкальной деятельности является важным фактором оздоровления дошкольников.
Для сохранения здоровья детей важно организовать необходимую педагогическую поддержку, причём в педагогическом сопровождении нуждаются дети разного уровня развития. Поддержать ребёнка - значит, верить в него!
Здоровый ребёнок - это счастливый ребёнок!