Олеся Сычева
Использование сухого бассейна в работе с дошкольниками с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
1. Использование сухого бассейна в работе с дошкольниками с ОВЗ.
2. На современном этапе развития коррекционной педагогики в практику активно внедряются инновационные здоровьесберегающие технологии работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Одним из удачных изобретений в этом плане является сухой бассейн.
Сухой бассейн в нашей группе существует уже несколько лет.
Представляю вашему вниманию свой опыт работы по использованию сухого бассейна с детьми с ЗПР.
Публикация «Использование сухого бассейна в работе с дошкольниками с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сухой бассейн в детском саду
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2017
Свою работу строю на основе методических рекомендаций, разработанных коллективом авторов, под редакцией доктора педагогических наук, профессора Л. Б. Баряевой. Пособие «СУХОЙ БАССЕЙН. Методика проведения игр-занятий и упражнений» выпущено в 2008 г. в Санкт-Петербурге издательством Российского государственного педагогического университета им. А. И. ГЕРЦЕНА.
3. Занятия с детьми в сухом бассейне дают массу преимуществ. Наряду с другими тренажерами и оборудованием, способствующими физическому развитию детей, сухие бассейны помогают решать задачу их соматического оздоровления. Сухие бассейны располагают широким спектром возможностей, как для профилактики различных заболеваний, так и для лечения детей с различными двигательными и неврологическими нарушениями.
В бассейне можно проводить различные занятия, развивающие общую двигательную активность, координацию движений, равновесие, общую и мелкую моторику.
Занятия в сухом бассейне помогают удовлетворить естественную потребность ребенка в движении, стимулируют его поисковую и творческую активность, позволяют чередовать упражнения с отдыхом, а также добиваться качественной релаксации. В сухом бассейне тренируются различные мышечные группы, в том числе и формирующие осанку. Имея безопасную опору, ребенок в то же время может двигаться, ощущая постоянный контакт тела с наполняющими бассейн шариками. Таким образом, происходит постоянный массаж всего тела, осуществляется стимуляция перцептивной и тактильной чувствительности.
Помимо оздоравливающего и профилактического воздействия на организм ребенка в целом, игры в сухом бассейне улучшают его психоэмоциональное состояние. Дети испытывают необыкновенное удовольствие и радость, погружаясь в безопасные «волны» бассейна и резвясь среди множества ярких разноцветных шариков.
4. Методика занятий с использованием сухого бассейна предполагает поэтапное овладение двигательным умением: сначала дети учатся выполнять составные компоненты упражнения, осознавать их значимость и взаимосвязь в структуре движения. Эти умения постепенно соединяются в целостное движение в упрощенных условиях. Затем дети переходят к выполнению движений разными способами, что способствует усвоению общих положений, закономерностей, характерных для группы однородных движений.
Процесс обучения идет как бы по спирали, на каждом витке которой предусматривается решение определенных задач: разучивание и закрепление одних движений и совершенствование уже усвоенных. На каждом этапе занятий в сухом бассейне формируются предпосылки для решения следующей группы задач. Такая методика работы обеспечивает многократную повторяемость материала и его усложнение, способствует прочности его усвоения.
Методика занятий в сухом бассейне предусматривает постепенное увеличение физической нагрузки для расширения возможностей организма, увеличения работоспособности.
Продолжительность занятий в сухом бассейне в нашей группе 10-15 минут, частота – 1 раз в неделю, подгруппа не более 3-х человек. Занятия проводим в игровой форме. Стараюсь, чтобы обстановка во время занятий была эмоционально комфортной и вызывала у ребенка интерес.
Игры и упражнения подбираю с учетом возможностей малыша.
Можно позволить ребенку играть и самостоятельно, ведь купание в сухом бассейне совершенно безопасно. Мягкая форма бассейна и пластиковые шарики не причинят травм при игре.
5. Упражнения в сухом бассейне провожу в четырех исходных положениях:
стоя; сидя; лежа на спине; лежа на животе.
Примеры упражнений вы видите на слайде.
6. При организации занятий с применением сухого бассейна необходимо соблюдать санитарно-эпидемиологические нормы и требования здоровьесберегающих технологий работы с детьми. Среди них наиболее важные те, которые представлены на слайде. При организации занятий с применением сухого бассейна необходимо учитывать, что бассейн, наполненный шариками, сам по себе привлекает внимание детей, стимулирует их к свободному движению по собственной инициативе, к изменению по своему желанию направления движения, позы, к чередованию деятельности и отдыха. На первых занятиях нужно понаблюдать за тем, какие движения детям особенно нравятся, а какие их пугают. Испуг или другие негативные эмоции являются сигналом к прекращению игры в сухом бассейне.
По прошествии определенного времени дети начинают самостоятельно играть в бассейне, осваивая технику движений на животе и на спине.
Для большего оздоровительного эффекта игры и упражнения в сухом бассейне необходимо проводить с детьми регулярно.
7. Таким образом, игры и упражнения в сухом бассейне помогают улучшить самочувствие и эмоциональное состояние детей, активизировать защитные силы организма, оказывают профилактический и лечебный эффект при многих заболеваниях. Постоянный контакт всей поверхности тела с шариками, наполняющими бассейн, дает детям почувствовать свое тело и создает мягкий массажный эффект, обеспечивает глубокую мышечную релаксацию.
8. При подготовке к презентации пользовалась следующей литературой и интернет-ресурсами.