Силина Татьяна Георгиевна
Использование театрализации в образовательной деятельности в МБДОУ
▼ Скачать +Заказ
Использование театрализации
в образовательной деятельности
в МБДОУ Заиграевском
Центре развития ребёнка –
детском саду «Улыбка»
Республики Бурятия
В Заиграевском Центре развития ребенка – детском саду «Улыбка» проходят разнообразные мероприятия, посвященные Году Театра в России : смотр-конкурс центров театрализованной деятельности, в котором непосредственное участие принимают родители; театрализованные представления по русским народным и авторским сказкам; образовательная события с элементами театрализации, включающие все виды детской деятельности.
Публикация «Использование театрализации в образовательной деятельности в МБДОУ» размещена в разделах
Воспитанники подготовительной к школе группы «Родничок» совершили волшебное путешествие вместе со стариком Хоттабычем (воспитатель Матвеева Елена Петровна, которого выпустили из волшебной лампы Алладина. На ковре-самолете дети прибыли в пустыню (мультимедийная презентация, где познакомились с её растительным и животным миром, побывали в лаборатории Хоттабыча, где проводили опыты с песком, рассматривая через лупу его строение; выполняя просьбу сказочного персонажа, мастерили город для Жасмин и Алладина. По окончании путешествия Хоттабыч подарил детям развлечение с мыльными пузырями. Дети в процессе данного образовательного события не только приобрели новые знания, но и получили массу положительных эмоций.
Для детей средней группы «Солнышко» был организован увлекательный квест, во время которого они вместе с бабушкой Сказкой (роль исполняла воспитатель Сапожникова Светлана Владимировна) по подсказкам искали и выручали попавших в беду героев сказки «Три медведя». Чтобы отыскать пропавших героев, воспитанники данной группы выполняли задания героев разных сказок:
- волшебного зеркальца («Сказка о царе Салтане») - пантомимические упражнения;
- яблоньки («Гуси-лебеди») –загадки по сказкам;
- Бабы Яги («Терешечка») – игра «Угадай-ка» (произнести или спеть что-либо из знакомых сказок;
- Старичка-Лесовичка («Иван – крестьянский сын») - произношение скороговорок.
Когда ребята нашли всех пропавших героев сказки, они обыгрывали сказку. В течение такой квест-игры развивались творческие способности, закреплялись знания детей о сказках, расширялись представления о театральном искусстве, развивалась речь, воспитывались дружеские взаимоотношения между детьми. Все это, безусловно, способствовало самовыражению, проявлению инициативы и самостоятельности.
Группа «Капитошка» превратилась в мастерскую по изготовлению декораций и персонажей сказок. Работе в мастерской предшествовал разговор о театре (виды театров, о театральных профессиях (кто, чем занимается в театре, чтение стихов, пластические и мимические этюды. Дети смастерили театр на конусах к сказке «Пряничный домик», а потом разыграли сказку, используя изготовленные своими руками декорации и персонажи. Зрителям понравилось их выступление; позже в свободной самостоятельной деятельности ребята, превращаясь в артистов, с удовольствием играли в театр, используя продукт своей деятельности – театр на конусах. Продуктивная деятельность в сочетании с другими видами (речевой, познавательной, двигательной) способствовала развитию творчества, фантазии, эстетического вкуса, проявлению самостоятельности, воспитывала трудолюбие, чувство взаимовыручки и взаимопомощи.
Образовательная интегрированная деятельность по развитию связной речи с элементами театрализации с детьми второй младшей группы «Ладушки» прошла в форме путешествия «В волшебную страну сказок». По волшебным стрелочкам детки шагали от сказки к сказке, вспоминая их содержание и героев. Используя ассоциации, узнали, что желтый шарик похож на Колобка и спели ему песенку; с помощью картинок вспомнили сказку «Маша и медведь», разыграли эпизод из сказки, проговаривая слова Маши и медведя. Загадка о сказке «Репка» помогла ребятам вспомнить её и выложить на фланелеграфе героев в той последовательности, в какой они идут в сказке. Геометрические фигуры разной формы и величины дети соотнесли с героями сказки «Три медведя», назвали правильно всех ее героев, разложили миски для каждого персонажа, а желающих показать эпизод из сказки было так много, что пришлось останавливать – каждому хотелось испытать себя в роли артиста. Данное занимательное событие совершенствовало диалогическую речь, вызывало интерес к познавательной и театрализованной деятельности, желание участвовать в драматизации, проявляя инициативу и самостоятельность. Воспитатель группы Сапожникова Ирина Александровна использовала для проведения данного образовательного события разнообразные методические приемы (игровой, наглядный, словесный); демонстрационный и раздаточный материал; рефлексию.
Детки самой младшей возрастной группы (1,5 -2,5 г.) «Звездочки» позвали к себе в гости Солнышко и вместе с ним отправились в гости к бабушке. Прежде, чем найти ее домик, ребятам нужно было выполнить задания солнышка: разобрать шарики по цвету ( закрепляли названия цвета: синий, желтый, зеленый); построить мостик через речку из больших и маленьких камешков; поиграть с Зайкой, чтобы развеселить его (игра «Зайка серенький сидит»); почитать стишок про петушка; помочь курочкам, у которых лиса выщипала перышки (детки делают хвостики из прищепок, подбирая нужный цвет). Воспитатель группы «Звездочки» Шурыгина Екатерина Сергеевна в течение данного занимательного события ставила задачи: развивать мелкую моторику и речь детей, закреплять знания цветов, понятия «большой – маленький», воспитывать доброжелательное отношение к животным и дружеские взаимоотношения между детьми. Со всеми этими задачами педагог справился, а детки в доступной и понятной им игровой форме получили массу полезных новых знаний и впечатлений.
Воспитанники старшей группы «Светлячок» вместе со своим воспитателем Ириной Семеновной Болотовой помогали героям сказки В. Сутеева «Под грибом» укрыться от дождя. Гриб пускал под свою шляпку только тогда, когда дети правильно выполняли его задания:
- «Назвать соседей определенного числа» (пособие «Тучка с капельками»);
- решить логическую задачу «Какая бабочка не нашла свой цветок?»;
- «Правильно назвать и показать цифру по количеству кружков, изображенных на карточке»;
- отгадать загадки о частях суток, мотивируя свою отгадку;
- вспомнить, как образуется каждое последующее число;
- сложить квадрат из частей. Выполняя данное задание, дети помогали друг другу, проявляя взаимовыручку и взаимопомощь, что говорит о доброжелательном микроклимате в группе.
Детям было интересно выполнять задания гриба, так как каждый старался, чтобы герои скорее спрятались от гриба и не промокли. Педагог старался подвести детей к главной мысли данной сказки – действовать сообща, помогать друг другу. Ребята, выполняя задания по формированию элементарных математических представлений, развивая познавательный интерес, приобрели на данном образовательном событии и социальный опыт - только вместе можно преодолеть любые трудности.
Ребята из группы «Звездочки» с воспитателем Вильмовой Ольгой Александровной захотели помочь бабушке и деду из сказки «Колобок» найти убежавшего героя сказки, и они из соленого теста налепили колобков, чтобы утешить стариков. Прежде они встречались с другими персонажами сказки. Зайчика и его маму угощали большими и маленькими морковками. Волка избавили от колючек (убрали прищепки, называя их цвет). Поиграли с медведем в игру «Мишка косолапый». Исполнили веселый танец для хитрой лисички. В течение всего занимательного события детей сопровождал солнечный лучик – этот прием, используемый педагогом, создавал для них определенную интригу, вызывая познавательный интерес и заинтересованность.
Музыкальный руководитель ДОУ Шишмарева Наталья Викторовна прием театрализации довольно часто использует на своих занятиях. На сей раз на ее занятии детки группы «Ладушки» превратились в шаловливых котят, а она сама в маму-кошку. В разных видах детской деятельности Наталья Викторовна стремилась доставить детям радость от общения с музыкой, друг другом, радость свободы и раскованности; способствовала усвоению детьми музыкальных знаний в игровой форме: удовлетворяла потребности детей в эмоциональном и двигательном самовыражении с помощью музыки; развивала умение разыгрывать небольшие сценки, участвовать в диалогах, используя игрушки; воспитывала устойчивый интерес к музыкальной и театрализованной деятельности.
Разнообразные этюды («Котята просыпаются», «Котята резвятся», музыкально-дидактическая игра «Кошка и котенок», слушание «Котенок заболел» Гречанинова, пение «Кошка» (Ан. Александрова, пальчиковая игра «Котики», русские народные потешки «Кот и мыши» и «Петушок», игра «Кошка и птички» - все это способствовало успешному решению поставленных педагогом задач, давало детям эмоциональное благополучие, развивало их творческие и артистические способности.
Дети старшей группы «Светлячок» вместе с инструктором по физической культуре Юлией Юрьевной Лагуновой побывали в сказке «Волк и семеро козлят». Детки, превратившись в героев сказки козлят, выполняли разнообразные задания своей мамы Козы, чтобы стать сильными и смелыми и не попасть в лапы волка:
- общеразвивающие упражнения с палкой;
- ползание по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками;
- пролезание в «туннель»;
- метание малого мяча в цель.
Дети испытывали эмоциональный подъем, от души радовались. Игра в сказку способствовала развитию у дошкольников физических качеств (выносливости, координации движений, быстроты, ловкости); умению противостоять трудностям; учила взаимовыручке и сочувствию; вызывала желание заниматься физкультурой. Кроме физических качеств данное образовательное событие делало детей уверенными в себе, помогало им раскрепощаться.
Таким образом, образовательные события с использованием элементов театрализации позволяют сделать вывод о том, что данный прием помогает детям в ознакомлении с окружающим миром, заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, совершенствует речь, расширяет познавательные способности, развивает эмоциональную сферу ребенка.
Старший воспитатель: Силина Т. Г.