Екатерина Невежина
Использование сюжетно-ролевой игры «Городок» в социально-личностном развитии детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
География методической разработки: г. Санкт-Петербург, Калининский район, ГБДОУ детский сад № 61; адрес: пр. Просвещения, дом 99, литер А.
Сроки реализации: 2020-2021 учебный год.
Авторы методической разработки: воспитатель Невежина Е. В.
Целевая аудитория: субъекты образовательного процесса – дети младшего дошкольного возраста.
Введение
Публикация «Использование сюжетно-ролевой игры „Городок“ в социально-личностном развитии детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в период дошкольного детства и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Ведущим видом деятельности игра считается потому, что именно она максимально удовлетворяет все основные потребности в развития ребенка. Именно в игре зарождаются и развиваются все основные виды деятельности и спектры развития, осваиваемые ребенком (познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, духовно-нравственное, физическое и т. д.) Именно игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения.
Педагогами и психологами было замечено, что во второй половине третьего года жизни в развитии сюжетных игр детей происходит значительный скачок - в игре появляется роль. Вначале она присутствует как бы в скрытом виде: ребенок, действуя определенным образом, еще не называет себя именем взрослого. Затем свою роль в игре ребенок обозначает словом (мама, доктор, строитель, нет только после того, как им был совершен ряд соответствующих действий. Через некоторое время уже в самом начале игры ребенок берет себе, роль, обозначает ее словом и начинает действовать в соответствии с этой ролью.
Появление роли в игре связано с изменением направленности сознания ребенка (по мере накопления впечатлений и опыта) с предмета и действия с ним на того, кто действует, то есть на человека. Благодаря умению переносить, действие с одного предмета на другой у детей развивается способность отождествлять свои действия е действиями других, людей. Это и служит основанием для появления роли в играх детей. Игры становятся сюжетно-ролевыми.
Чтобы переход к ролевой игре произошел, необходимо, прежде всего, чтобы ребенок умел выделять специфические для определенного взрослого действия, воспроизводить их в игре с игрушками. Педагог должен отчетливо представлять, какие роли, целесообразно вводить в детскую игру на данном этапе. Самое главное, это должны быть роли взрослых, знакомые ребенку по его жизненной практике, реализующиеся через понятные для него действия, имеющие яркий отличительный внешний атрибут. Например, роль «доктора» (доктор измеряет температуру, делает уколы» дает лекарство; внешним атрибутом роли «доктора» может быть белая шапочка или халат, роль «шофера» (шофер водит машину, автобус, возит пассажиров, грузы; специфическим предметом, обозначающим эту роль, может быть руль). Наличие роли в игре приводит к быстрому увеличению разнообразных действий; постепенно обогащается и эмоциональное содержание игры : ребенок переживает чувства, связанные с конкретной ролью.
По форме первые ролевые игры чаще всего продолжают оставаться играми рядом: дети чаще всего осуществляют действия независимо друг от друга.
В такой игре отсутствует подготовительный период: ребята начинают игру как бы с ходу. Чаще всего толчок к возникновению игры дает игрушка, попавшая в поле зрения ребенка.
Обогащение ролевых действий в играх отдельных детей постепенно приводит к появлению совместной игры, объединяющей вначале двух-трех, а затем и большее количество детей. Вначале они группируются на основе действия по его направленности: ведет машину шофер, а пассажир едет в ней; врач лечит больного, парикмахер стрижет маму и т. д. Такие объединения еще очень кратковременны, быстро распадаются. Сюжет игры малышей несложен : в нем дети преимущественно отражают жизнь семьи, детского сада. Основными задачами руководства играми воспитанников младших групп детского сада являются:
1. Развитие и обогащение игровых действий с игрушками на основе обогащения отдельных игровых действий.
2. Развитие и обогащение сюжетов игры.
3. Формирование умений детей играть рядом, а затем и вместе. Этим вопросом занималась Н. Я. Михайленко.
В ходе игры педагог организует сюрпризный момент (письмо, гость и т. д., который позволяет перейти к сюжету игры, а также сюжет игры может поменяться от создавшейся непредвиденной ситуации. Вариативность сюжета позволяет разнообразить игру, внести в нее нестандартность развития сюжета, требующую от детей быстрого принятия решения и осуществления действий.
Цель методической разработки – создание условий для полноценного социально-личностного развития дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр.
Задачи:
1. Оказание методической помощи в организации социально-личностного развития дошкольников, совместной деятельности педагога с детьми.
2. Активизировать деятельность детей, способствовать приобретению ими опыта коллективной работы.
3. Повысить уровень профессионального мастерства педагогов в вопросах взаимодействия с детьми дошкольного возраста.
4. Обогащение практических навыков профессиональной деятельности.
5. Самостоятельный выбор направлений деятельности и способы организации выбранной деятельности.
6. Повысить мобильность педагогов в образовательной деятельности.
7. Обогащение содержания сюжетных игр на основе знакомства с явлениями социальной действительности и отношениями людей,
8. Построение игры на основе совместного со сверстниками сюжетосложения : сначала через передачу в игре приобретенных знаний, затем через внесение изменений в знакомый сюжет, затем построение сюжетов.
9. Развивать умение передавать действия, отношения, характер и настроение персонажей с помощью средств выразительности (мимика, жесты, движения, интонации).
10. Развивать умение самостоятельно согласовывать общий игровой замысел с использованием различных способов, устанавливать договоренность о развитии сюжета и выбора ролей по ходу игры.
11. Формировать умение самостоятельно создавать игровую обстановку с учетом темы игры и воображаемой ситуации. Изготавливать игрушки самоделки и предметы заместители по ходу игры.
12. Развивать умение вести повествование от лица различных персонажей, согласовывая свой замысел с замыслом партнера.
13. Создавать условия для эмоционально-осознанного проживания игры, развивать умение соотносить переживания героя с личным опытом, стремиться проявлять милосердие, поддержку, оказывать помощь сверстнику через игру.
Прогнозируемый результат:
• Дошкольники с удовольствием включаются в совместную деятельность с педагогом (игровая деятельность).
• Принимают и обозначают игровую роль;
• Совместную игра строится таким образом, чтобы ее центральным моментом стало именно ролевое поведение
• дети реализовывают специфические ролевые действия, направленные на партнера – игрушку;
• Уметь развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером — сверстником. Показателями успешного формирования ролевого поведения: развертывание детьми в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи, направленной на кукольных персонажей; парное ролевое взаимодействие со сверстником, включающее называние своей роли, ролевое обращение, короткий диалог.
Возможные сложности при реализации методической разработки:
1) Существенные различия в уровне развития детей. Пути преодоления: создание условий для реализации творческого потенциала каждого ребенка в доступных его развитию формах игры. Создание условий эмоциональной вовлеченности и успешности каждого ребенка.
2) Отсутствие источников информации для подбора необходимого материала по теме методической разработки. Пути преодоления: подборка книг и сайтов с необходимой информацией, обеспечение возможности для педагогов пользоваться компьютерами для поиска информации в Сети.
3) Отсутствие материальных условий для реализации предложенного опыта работы: нет свободного помещения, нет методической библиотеки, оборудования. Пути преодоления: создание электронной библиотеки, изыскание ресурсов.
Использованная литература :
1) Н. Я. Михайленко Н. А Короткова Организация сюжетной игры в детском саду. М. ,2000
2) Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. – М. ,1990.
3) Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника. – М., Просвещение, 1996.
4) Солнцева О. В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение Сюжетных игр детей. – СПб. Речь; М. Сфера, 2010
5) Воспитание детей в игре : Пособие для воспитателя дет. сада / Сост. Бондаренко А. К., Матусик А. И. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1983.
6) Воспитание детей в игре : Пособие для воспитателя дет. сада / Сост. Бондаренко А. К., Матусик А. И. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1983.
7) В. А. Деркунская, А. Н. Харчевникова Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 5-7 лет М. ,2015
8) М. Ю. Картушина Коммуникативные игры для дошкольников. Методическое пособие. М. 2015