Рыкова Марина Владимировна
Использование песка и воды в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Использование песка и воды в работе с дошкольниками
В последнее время в связи с повышением интереса к закономерностям формирования личности ребенка наблюдается комплексное использование разнообразных психокоррегирующих методик, среди которых достойное место занимают игры с песком и водой.
Песок и вода пребывают в определенных отношениях. Оба вещества не обладают определенной формой; бесконечно перемещаются под воздействием гравитации и атмосферных процессов; соединяясь, могут образовывать стойкие формы. Такие игры стабилизируют эмоциональное состояние ребенка, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику, учат детей анализировать результаты опытов; способствуют развитию речи, внимания, памяти, явлются средством для профилактики и коррекции.
Публикация «Использование песка и воды в работе с дошкольниками» размещена в разделах
Организовывать игры с песком и водой надо так, чтобы они не только захватывали маляша, но и давали ему возможность лучше узнать мир неживой природы: изучить свойства песка и воды.
Игры на песке – одна из форм природной деятельности ребенка. Первые социальные игры дошкольников возникают именно в песочнице. Строя что – либо из песка, ребенок передает свет своей души, наполненный фантазиями и реальностью. Эти игры влияют на детей как магнит: их руки сами, неосознанно начинают пересыпать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки. А если добавать еще и игрушки, появляется собственный мир, где он фантазирует и одновременно учится работать и достигать цели.
Касаясь песка, малыш развивает мелкую моторику рук; определяя количество песка, необходимого для насыпания в форму, развивает глазомер. Песок развивает и творческие способности ребенка.
Песок имеет свойство пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную энергию, а взаимодействие с ним очищает энергетику, стабилизирует эмоциональное состояние.
Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом. «Песочная терапия» - техника, позволяющая раскрыть индивидуальность каждого ребенка, решить его психологические проблемы. Особенно хорошо срабатывает метод песочной терапии с детьми, которые по каким – либо причинам (психологическим, поведенческим) отказываются выполнять задания в предлагаемых им других видах продуктивной деятельности. Метод подходит для работы с тревожными, недоверчивыми детьми; агрессивными (песок способствует снятию агрессии); с проблемами в общении и поведении; с неуравновешанной нервной системой.
При работе с песком перед ребенком не ставятся никакие задачи и не выдвигаются никакие критерии, а создаются условия для проявления у них творческих способностей.
Метод песочой терапии применим уже с детьми от 3 – х лет, в последнее время был опробирован в работе с детьми раннего возраста. Сначала ребенку нужно дать возможность освоиться с метериалом – потрогать сухой и влажный песок, позволитьему поманипулировать с ним, а уже потом можно предложить задание.
В динамике развития сюжета, как правило можно выделить три стадии:
- «хаос» (ребенок хватает все подряд, сужеты сменяют один за другим);
- «борьба» (определяются противосторонние стороны, очерчиваются конфликты);
- «преход к гармонии» (конфликты развязываются, плохое счезает, добро побеждает).
Оживление рукой ребенка абстрактных для него символов, геометрических фигур, героев сказок и природных материалов путем создания их из песка позволяет сформулировать чувство реальности. Реальное «проживание», проигрывание различных ситуаций с героями сказочных игр во время песочной терапии облегчает процесс понимания, усвоения, запоминания. Разыгрывая ситуацию в песочнице, ребенок имеет возможность посмотреть на нее со стороны. Это позволяет научиться моделировать ситуацию, а потом воплощать ее в реальности.
Существуют различные школы песочной терапии, но независимо от того, какой подход используется, основные элементы остаются неизменными: емкость с водой и песком, коллекция маленьких фигурок (фигурки людей, животных; транспорт, растения; природный материал.).
Ребенка необходимо обязательно спрашивать, что он сделал, кто населяет его постройки, какой у них характер и т. д. Но не все дети готовы рассказать о своей постройке – не могут или не хотят, настаивать не надо. Часто дети рассказывают о постройке во время строительства, а потом сюжет может оказаться совсем не похожим на первичную задумку.
Игры с песком можно использовать во время развивающих, коррекционных занятий. Главное, чтобы взрослый был организатором среды, где ребенок чувствует себя комфортно, имеет собственное пространство, где он – Созидатель.
Вода – целительная сила, чудо природы и богатство планеты. Но это для нас, а для ребенка, вода – это еще и объект познания. Это первое вещество, с которым с удовольствием знакомится малыш. Она обогащает ребенка приятными впечатлениями, развивает разные рецепторы. Вода вызывает у детей особый интерес. Она очень удобна для поисково – иссследовательской деятельности. Она обладает психотерапевтическими особенностями, снимает напряжение, способствует релаксации. Игры с водой способствуют развитию тактильно – кинестетической чувствительности, мелкой моторики, координации движений в системе «глаз – рука». (О значении воды см. книгу).
Организуя игры с водой необходимо создать детям безопасные и комфортные условия для игры:
вода должна быть теплой для предотвращения «тактильного дискомфорта»;
если заполняете емкость, то не ниже 7 – 10 см от края для удобства зачерпывания;
иметь сухие салфеточки, которыми можно ывоспользоваться при потребности;
после игр все мокрые предметы просушиваются на сухой подстилке.
Значительные возможности для организаци игр с водой в летний период предоставляет игровая площадка. Здесь почти неограниченные возможности для проведения таких игр:
можно не волноваться, что вода разольется;
можно использовать не только воду, но и песок;
просторно, задействовано одновременно все дети.
Оборудование для игр в водой: пластмассовые и резиновые игрушки, стаканчики из – под йогуртов, баночки с крышечками, с дырочками на дне, мерные стаканчики; то чем можно зачерпывать воду – ложки, совочки и т. д., лейки, сита, поролоновые губки, трубочки…
Обязательно познакомить детей с правилами поведения во время игр с водой. Поддерживать эти правила (особенно у мл. дошк – в) помогут персонажи из «страны воды» (Капитошка, Капелька, изготовленные, например, из воздушного шарика. И с правилами вблизи открытых водоемов.