Ольга Мурина
Использование средств моделирования при описании сюжетных картин для детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать
https://sspu.ru/pages/science/doc/sbornik/Sbornik_konf_2018.pdf?v=431325639
Сборники трудов межвузовской конференции «Сохранение и развитие культурного и образовательного потенциала Ивановской области»
Мурина О. В.
Шуйский филиал Ивановского государственного университета
Научный руководитель - к. психол. н., доцент Ташина Т. М.
Использование средств моделирования при формировании описательной связной
речи детей с общим недоразвитием речи
Публикация «Использование средств моделирования при описании сюжетных картин для детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Формирование описательной связной речи у детей с общим недоразвитием речи -
это наиболее сложный раздел коррекционного обучения. Многие исследователи, которые
работают в данном направлении (Т. А. Ткаченко, Л. Н. Ефименкова, В. К. Воробьева и др. ,
предлагают использовать наглядность. Она может быть представлена в виде опорных схем.
Именно схемы позволяют развивать речь детей, описывать предметы, составлять рассказы.
Они облегчают процесс запоминания и усвоения материала, позволяют задействовать
двигательную, зрительную и ассоциативную память, помогают зрительно представить
абстрактные понятия, описать их, научиться работать с ними.
В настоящее время разработано немало схем по составлению описательных
рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, домашних животных, временах
года и т. д. Они все представлены в разных вариантах [1; 2; 3; 4]. Однако в современной
литературе сложно найти схемы по описанию сюжетных картин для детей с общим
недоразвитием речи, что значительно затрудняет организацию коррекционного обучения.
Поэтому нами была разработана и апробирована единая схема, позволяющая обучать детей
описанию сюжетных и пейзажных картин (рис. 1). Картинки, представленные в схеме,
57
параллельны друг другу, это удобно и позволяет не нарушать логическую
последовательность при изложении материала.
Данная схема с картинками-подсказками учит ребенка отличать картины живой
природы и рукотворного мира, четко называть, где происходит действие, кто изображен на
картине (люди или животные, описывать, какие действия они выполняют. Схема
мотивирует ребенка искать доказательство того или иного времени года, что позволяет
задействовать несколько видов памяти и способствует развитию логического мышления.
Доказано, чем осознанней ребенок начинает воспринимать окружающее, тем
содержательней и глубже становиться его эстетические чувства.
Он учиться выражать свое отношение к данной картине, обосновывать свое мнение,
выбирая объекты, которые привлекли его внимание. Взрослый помогает ребенку, учит
видеть, какую палитру красок использует художник для своего произведения, что он этим
хочет показать.
Разработанная схема была апробирована в дошкольном учреждении и доказала свою
эффективность. Поэтому мы предлагаем использовать ее при обучении описательным
рассказам детей с общим недоразвитием речи.
Список литературы:
1. Ковалева А. А. Развитие связной описательной речи у детей старшего дошкольного
возраста на основе моделирования [Текст] / А. А. Ковалева // Актуальные направления
научных исследований: перспективы развития: материалы Междунар. науч. –практ. конф.
(Чебоксары, 23 апр. 2017 г.) / Под ред. О. Н. Широкова [и др. ]. — Чебоксары: ЦНС
«Интерактив плюс», 2017. — С. 97–99. — ISBN 978-5-9500127-5-4.
2. Кондратьева Н., Сомкова О. Как использовать модель для развития речевого
творчества [Текст] // Дошкольное воспитание. – 1991 - № 10. С. 52 – 56.
3. Малетина Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Н. Малетина, Л.
Пономарева // Дошкольное воспитание. 2006 № 8 – С. 64-68.
4. Метод моделирования в образовательном процессе ДОО [Электронный ресурс]
режим доступа: https://madou104. ru/d/388751/d/3 metod modelirovaniya. pdf (дата обращения
24.08.2017).